Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Федотовой Е.В, Балакиревой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 апреля 2021 г. по гражданскому делу N 2-124/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл о включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности в льготном исчислении.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения участвующих в рассмотрении дела посредством видеоконференц-связи представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл Шалишкиной А.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ФИО1 - Рачковой А.В, возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что решением ответчика от 30 сентября 2020 года N 172527/20 (с учетом изменений, внесенных решением ГУ - УПФ РФ в г.Йошкар-Оле от 11 декабря 2020 года) ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по мотиву отсутствия требуемого 30-летнего специального стажа. При этом период его работы с 1 июля 2002 года по 31 декабря 2003 года в должности фельдшера в бригаде интенсивной терапии станции скорой медицинской помощи г.Йошкар-Олы не включен ответчиком в его специальный стаж, а периоды работы в должности фельдшера в бригаде интенсивной терапии и в должности фельдшера скорой медицинской помощи в общепрофильной врачебной выездной бригаде станции скорой медицинской помощи ГБУ Республики Марий Эл "Станция скорой медицинской помощи г. Йошкар- Олы" включены ответчиком в его специальный стаж в календарном исчислении. Данное решение ответчика истец полагает противоречащим положениям закона, поскольку в спорные периоды им фактически выполнялись трудовые функции, соответствующие должности медицинской сестры-анестезиста бригады интенсивной терапии скорой медицинской помощи, время работы в которой подлежит зачету в вышеуказанном льготном исчислении.
Уточнив исковые требования, истец окончательно просил суд обязать ответчика включить в его стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении (один год как один год и шесть месяцев) периоды работы:
с 1 июля 2002 года по 31 декабря 2003 года в должности фельдшера в бригаде интенсивной терапии станции скорой медицинской помощи г. Йошкар-Олы;
с 1 января 2004 года по 11 апреля 2005 года, с 1 октября 2011 года по 31 октября 2018 года в должности фельдшера скорой медицинской помощи в бригаде интенсивной терапии Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Станция скорой медицинской помощи г. Йошкар-Олы" (далее - ГБУ Республики Марий Эл "Станция скорой медицинской помощи г. Йошкар-Олы");
с 1 ноября 2018 года по 15 сентября 2020 года в должности фельдшера скорой медицинской помощи в общепрофильной врачебной выездной бригаде ГБУ Республики Марий Эл "Станция скорой медицинской помощи г. Йошкар-Олы";
признать за ним право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 16 сентября 2020 года;
взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 апреля 2021 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Суд постановил:"Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении (один год как один год и шесть месяцев) периоды работы:
с 1 июля 2002 года по 31 декабря 2003 года в должности фельдшера в бригаде интенсивной терапии станции скорой медицинской помощи г.Йошкар-Олы;
с 1 января 2004 года по 11 апреля 2005 года, с 1 октября 2011 года по 31 октября 2018 года в должности фельдшера скорой медицинской помощи в бригаде интенсивной терапии Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Станция скорой медицинской помощи г.Йошкар-Олы";
с 1 ноября 2018 года по 15 сентября 2020 года (за исключением периодов работы с 9 июня 2020 года по 30 июня 2020 года, с 6 июля 2020 года по 31 июля 2020 года, включенных в специальный стаж ФИО1 в льготном исчислении по иным основаниям (COVID-19) в должности фельдшера скорой медицинской помощи в общепрофильной врачебной выездной бригаде Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Станция скорой медицинской помощи г. Йошкар-Олы".
Признать за ФИО1 право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 16 сентября 2020 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, просит отменить состоявшиеся по делу решение и апелляционное определение, принять по делу новое судебное постановление об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 20 части 1 стати 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением, в том числе Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу подпункта "б" пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Приложением к Правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и 6 месяцев (далее ? Перечень). В пункте 2 Перечня в разделе "Наименование структурных подразделений" указаны выездные бригады интенсивной терапии учреждений, предусмотренных, в частности, в пункте 16 Списка, а в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность медицинской сестры-анестезиста. В пункте 16 раздела "Наименование учреждений" Списка предусмотрены такие учреждения здравоохранения, как станции скорой медицинской помощи.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 работал в должности фельдшера в бригаде интенсивной терапии станции скорой медицинской помощи г. Йошкар-Олы с 1 июля 2002 года по 31 декабря 2003 года, в должности фельдшера скорой медицинской помощи в бригаде интенсивной терапии ГБУ Республики Марий Эл "Станция скорой медицинской помощи г.Йошкар-Олы" с 1 января 2004 года по 11 апреля 2005 года, с 1 октября 2011 года по 31 октября 2018 года и в должности фельдшера скорой медицинской помощи в общепрофильной врачебной выездной бригаде станции скорой медицинской помощи названного учреждения с 1 ноября 2018 года по 15 сентября 2020 года. В этой же должности ФИО1 продолжает работать и в настоящее время.
Решением ГУ - УПФ РФ в г.Йошкар-Оле от 30 сентября 2020 года N 172527/20 (с учетом изменений, внесенных решением ГУ - УПФ РФ в г.Йошкар-Оле от 11 декабря 2020 года) ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального стажа. Специальный стаж истца по состоянию на 16 сентября 2020 года, признанный ответчиком в бесспорном порядке, составил 23 года 2 месяца 1 день. Период работы истца с 1 июля 2002 года по 31 декабря 2003 года не включен в его специальный стаж, периоды работы: с 1 января 2004 года по 11 апреля 2005 года, с 1 октября 2011 года по 31 октября 2018 года и с 1 ноября 2018 года по 15 сентября 2020 года (за исключением периодов работы с 9 июня 2020 года по 30 июня 2020 года, с 6 июля 2020 года по 31 июля 2020 года) включены в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Проанализировав представленные в материалы дела штатные расписания Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Станция скорой медициной помощи г..Йошкар-Олы" за период с 1996 года по 2020 год, уточняющую справку работодателя истца от 6 июля 2020 года N 116, справку N575 от 4 августа 2017 года, подписанную главным врачом ГБУ РМЭ "ССМП г..Иошкар-Олы", справку ГБУ РМЭ "Станция скорой медицинской помощи" N 15 от 27 января 2020 года, должностные инструкции фельдшера скорой медицинской помощи общепрофильной врачебной выездной бригады СМП, должностные инструкции фельдшера скорой медицинской помощи бригад интенсивной терапии ГБУ РМЭ "ССМП" от 1 декабря 2018 года, утвержденные главным врачом ГБУ РМЭ "ССМП", Положение об оплате труда (приложение к коллективному договора принятым ГБУ РМЭ "ССМП", приказ ГБУ РМЭ "Станция скорой медицинской помощи" N527 от 16 октября 2019 года, которым утвержден общий алгоритм приема вызова скорой медицинской помощи, поводы для вызова скорой медицинской помощи в экстренной и неотложной форме, в котором перечислены поводы, рекомендованные для передачи общепрофильным врачебным выездным бригадам скорой медицинской помощи N5, N16, N18 (истец работал в бригаде 16 и в бригаде 18), принятие у истца ежегодных зачетов по теме "Сердечно-легочная реанимация", что подтверждается представленным приказом работодателя истца от 11 июня 2019 года N298 "О сдаче зачета "Сердечно-легочная реанимация", результаты аттестации рабочего места по должности фельдшер бригады скорой помощи - бригады интенсивной терапии, в котором указано об использовании такого оборудования, как аппарат ДАР-07, аппарат ЭКГ, аппарат КИ-2М, дефибриллятор, небулайзер, аппарат ингаляционного наркоза, пульсоксиметр MD 300 СЗ, аппарат ИВЛ, отчет о проведении специальной оценки условий труда в ГБУ РМЭ "Станция скорой медицинской помощи", из которого следует, что фельдшер скорой медицинской помощи бригады скорой помощи - бригады интенсивной терапии - бригады N18 использует такое
оборудование, как электрокардиограф, монитор МИТАР-01-"Р-Д", пульсоксиметр ПО-02 "Кардекс", редуктор кислородный КР-1, аспиратор портативный с механическим приводом АПМ-Мп-1, отсасыватель хирургический электрический "Армед2 7ED, ингалятор (небулайзер) портативный компрессорный для аэрозольной терапии, помпу шприцевая инфузионную SK-500I, редуктор для закиси азота ЗАР-1, аппарат А- ИВЛ/ВВЛ/ВЧп-4/40, редуктор-ингалятор кислородный, аппарат ингаляционного наркоза портативный АИНпСП-01/15, дефибриллятор - монитор ДКИ-Н-10 "Аксион", в числе лиц, ознакомленных с результатами, указан ФИО1, товарную накладную от 4 декабря 2019 года о приобретении ГБ РМЭ "Станция скорой медицинской помощи" автомобиля скорой медицинской помощи класса "С", Положение о городской станции скорой медицинской помощи, утвержденное Приказом Министра здравоохранения СССР от 01 июня 1972 года N 452, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, поскольку должность медицинской сестры-анестезиста выездной реанимационной бригады в штатном расписании с 1996 года не предусмотрена, обязанности медицинской сестры- анестезиста выездной реанимационной бригады выполняет фельдшер бригады интенсивной терапии упразднение реанимационной бригады и создание бригады интенсивной терапии, переименование ее в общепрофильную врачебную бригаду никаким образом не повлияло на функции и должностные обязанности фельдшера ФИО1, который фактически работал в специализированных бригадах (N16 и N18), созданных для оказания экстренной помощи в виде реанимационных мероприятий пациентам, рабочее место истца было оснащено дополнительным оборудованием, используемым для проведения мероприятий по анестезиологии и реанимации, в частности для снятия и расшифровки ЭКГ, проведения ЭИТ, дача наркоза закисью азота, непрямого массажа сердца, сердечно-легочной реанимации, показания для выезда реанимационной бригады и бригады интенсивной терапии идентичны.
Бригады обслуживают сложные вызовы, где требуется реанимация интенсивная терапия, дача наркоза, интубация и другие сложные медицинские манипуляции.
При таких обстоятельствах суд удовлетворил требования о включении в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев спорных периодов работы. Также суд указал, что с учётом положений действующего законодательства требования истца о признании за ним права на досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, с 16 сентября 2020 года, также подлежит удовлетворению. Однако, пенсия может быть ему назначена не ранее чем через 18 месяцев.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения, вопреки доводам кассационной жалобы, судами не допущены.
Доводы подателя кассационной жалобы том, что собранные доказательства не подтверждают обоснованность заявленных истцом требований, направлены на переоценку доказательств, имеющихся в деле, установление иных обстоятельств, в связи с чем основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов не являются в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия оставляет кассационную жалобу пенсионного органа без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 22 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Е.В. Федотова
Е.М. Балакирева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.