Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Емелина А.В.
судей Дурновой Н.Г, Семенцева С, А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2021 года по гражданскому делу 2 - 25 /2021 по иску по иску Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, ООО "Техресурс", ООО УК "Жилкомунсервис", ООО "Домовое хозяйство", ООО "Белорецкий коммунальщик", МУП "Водоканал", МУП "Белорецкие электрические сети", Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании включить защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в состояние, пригодное для их использования по назначению, Заслушав доклад судьи Дурновой Н.Г, пояснения прокурора отдела Гласного управления Генеральной прокуратуры РФ Гуляевой Е.С. судебная коллегия
установила:
Белорецкий межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском с учетом уточнения к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, ООО "Техресурс", ООО УК "Жилкомунсервис", ООО "Домовое хозяйство", ООО "Белорецкий коммунальщик", МУП "Водоканал", МУП "Белорецкие электрические сети", Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании включить защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в состояние, пригодное для их использования по назначению.
В обоснование заявленных требований указано, что Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства.
Установлено, что на территории муниципального района Белорецкий район РБ находится 31 защитное сооружение, предназначенное для выполнения задач гражданской обороны, включенное в реестр защитных сооружений гражданской обороны МЧС России. Техническое состояние ряда из указанных сооружений не отвечает установленным требованиям, в отношении отдельных сооружений отсутствует балансодержатель. 16 защитных сооружений 5 класса находятся в подвалах многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам в "адрес": "адрес", 13, 15, 17, 19, 24, 26, 28, 32, "адрес", 58, 70, "адрес", 33, "адрес". Обслуживание данных домов осуществляют следующие управляющие организации: ООО Техресурс, ООО УК "Жилкоммунсервис", ООО "Домовое хозяйство", ООО Белорецкий коммунальщик. Защитное сооружение 3 класса, расположенное по адресу: "адрес", обслуживается МУП "Водоканал". Защитное сооружение 3 класса, расположенное по адресу: "адрес", обслуживается МУП "Белорецкие городские электрические сети". Защитные сооружения 3 класса, расположенные по адресам: "адрес", балансодержателя либо иного владельца не имеют, фактически находятся в статусе бесхозяйных объектов. Правообладателями перечисленных объектов являются администрации городского поселения "адрес" и муниципального района "адрес" РБ.
Согласно актам инвентаризации, оценки содержания и использования, составленным в августе 2018 года специальной комиссией в сфере гражданской обороны, перечисленные объекты не готовы к приему укрываемых в виду нарушения требований к их содержанию. Обстоятельства неготовности защитных сооружений к приему укрывающихся угрожает безопасности неопределённого круга лиц.
С учетом изложенного, просит обязать территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" включить защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по следующим адресам в "адрес": "адрес", 13, 15, 17, 19, 24, 26, 28, 32, "адрес", 58, 70, "адрес", 33, "адрес", пер. Базарный, "адрес", в реестр федерального имущества.
Обязать администрацию городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" РБ, администрацию муниципального района "адрес" РБ, ООО Техресурс привести защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по следующим адресам в "адрес": "адрес", 13, 15, 17, 19, 24, 28, 32, "адрес", 58, 70, в состояние, пригодное для их использования по назначению.
Обязать администрацию городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" РБ, администрацию муниципального района "адрес" РБ, ООО УК "Жилкоммунсервис" привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: "адрес", в состояние, пригодное для его использования по назначению.
Обязать администрацию городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" РБ, администрацию муниципального района "адрес" РБ, ООО "Домовое хозяйство" привести защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по следующим адресам в "адрес": "адрес", 33, "адрес", в состояние, пригодное для их использования по назначению.
Обязать администрацию городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" РБ, администрацию муниципального района "адрес" РБ, ООО Белорецкий коммунальщик привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: "адрес", в состояние, пригодное для его использования по назначению.
Обязать администрацию городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" РБ, администрацию муниципального района "адрес" РБ, МУП "Водоканал" привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: "адрес", в состояние, пригодное для его использования по назначению.
Обязать администрацию городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" РБ, администрацию муниципального района "адрес" РБ, МУП "Белорецкие городские электрические сети" привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: "адрес", пер. Базарный, "адрес", в состояние, пригодное для его использования по назначению.
Протокольным определением от 26 октября 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Правительство Республики Башкортостан и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Протокольным определением от 15 декабря 2020 года, в связи с уточнением истцом исковых требований, к участию в деле в ответчиков привлечены Администрация городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, Администрация муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 января 2021 г. постановлено:
"Исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, ООО "Техресурс", ООО УК "Жилкомунсервис", ООО "Домовое хозяйство", ООО "Белорецкий коммунальщик", МУП "Водоканал", МУП "Белорецкие электрические сети", Администрации городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ, Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании включить защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества, обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в состояние, пригодное для их использования по назначению, удовлетворить частично.
Обязать территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" включить защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по следующим адресам в "адрес": "адрес", 13, 15, 17, 19, 24, 26, 28, 32, "адрес", 58, 70, "адрес", 33, "адрес", пер. Базарный, "адрес", в реестр федерального имущества.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Белорецкому межрайонному прокурору, действующего в интересах неопределенного круга лиц, отказать".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан 20 апреля 2021 года, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заявитель указывает, что Росимущество и его территориальные органы осуществляют учет и ведение реестра федерального имущества в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительством Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, которое не предусматривает ведение обособленного учета объектов защитных сооружений гражданской обороны. Считает, что организация учета существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, а также осуществление методического руководства и контроля за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию возложена на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан также не предусмотрены полномочия Территориального управления по эксплуатации объектов федерального имущества, в том числе ЗС ГО, за исключением тех, которые закреплены за ним на праве оперативного управления. Обращает также внимание, что на большинство ЗС ГО первичная документация отсутствует силу того, что значительная часть объектов была введена в эксплуатацию в 50-80х годах. Для формирования необходимого комплекта документов только на от объект ЗС ГО требуется порядка 200 тыс. руб. в зависимости от площади объекта, а целевое выделение средств непосредственно на содержание ЗС ГО федеральным бюджетом не предусмотрено. В настоящее время осуществление государственной регистрации права собственности Российской Федерации на ЗС ГО нецелесообразно в связи с необходимостью его возможного последующего переоформления на право собственности субъекта Российской Федерации или соответствующего муниципального образования, снятием с учета невостребованных ЗС ГО и в результате с нецелевым расходованием средств федерального бюджета.
При рассмотрении дела в суде кассационной инстанции прокурор Гуляева Е.С. возражала по доводам кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений норм права судом апелляционной инстанции не допущено.
Судами установлено что входе прокурорской проверки установлено, что на территории городского поселения "адрес" и "адрес" Республики Башкортостан расположены следующие объекты гражданской обороны, не включенные в реестр федерального имущества:
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес", "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес";
Защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: РБ, "адрес".
Суд первой инстанции руководствовался правовыми нормами ст. 214, 210 Гражданского кодекса РФ, статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 (Порядок создания убежищ и иных объектов ГО), Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432.
Установив, что на момент проведения прокурором проверки все вышеуказанные защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества не включены и поскольку Положением о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан прямо предусмотрено, что ТУ Росимущества в Республике Башкортостан осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части обязания территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан включить защитные сооружения гражданской обороны в реестр федерального имущества.
Учитывая, что объекты гражданской обороны относятся к федеральной собственности, и рассматриваемые защитные сооружения гражданской обороны, продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке, а также что в материалах дела отсутствуют сведения, что данные защитные сооружения в установленном порядке передавались в муниципальную собственность и в установленном порядке передавались собственность, в хозяйственное ведение или оперативное управление ООО "Техресурс", ООО УК "Жилкомунсервис", ООО "Домовое хозяйство", ООО "Белорецкий коммунальщик", МУП "Водоканал", МУП "Белорецкие электрические сети", то обязанность по приведению защитных сооружений гражданской обороны не в состояние, пригодное для их использования по назначению не может быть возложена на ООО "Техресурс", ООО УК "Жилкомунсервис", ООО "Домовое хозяйство", ООО "Белорецкий коммунальщик", МУП "Водоканал", МУП "Белорецкие электрические сети", Администрацию городского поселения город Белорецк муниципального района Белорецкий район РБ или Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на верно установленных обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права.
Суды первой и апелляционной инстанции верно определили юридически значимые по делу обстоятельства и надлежащим образом руководствовались при рассмотрении дела нормами законодательства, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, которым в соответствии со статьями 60, 67, 71, 79 - 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан обязано обеспечить учет вышеуказанных убежищ как объектов федеральной собственности, поскольку данные объекты относятся к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральным имуществом.
Аргументы заявителя кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и к выражению несогласия с этой оценкой, основанного на собственной субъективной трактовке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств. Данным доводам судами дана подробная и мотивированная оценка, изложенная в оспариваемых судебных актах, не согласиться с которой у судебной коллегии кассационного суда оснований не имеется.
Выводы судами сделаны с учетом обстоятельств дела, на основании представленных сторонами доказательств, которым по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая правовая оценка.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно определены юридически значимые и фактические обстоятельства дела. Выводы судов отвечают правилам доказывания и оценки доказательств, соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделаны исходя из конкретных обстоятельств дела, основаны на верном применении норм права, регулирующих спорные отношения.
Из материалов дела следует, что судами первой и второй инстанции созданы достаточные условия для реализации всеми участвующими в деле лицами процессуальных прав и установления фактических обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
По доводам кассационной жалобы судебная коллегия оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не усматривает.
Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Изложенные заявителем доводы в кассационной жалобе не содержат обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, вследствие чего не могут служить поводом для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что судами первой и второй инстанции созданы достаточные условия для реализации всеми участвующими в деле лицами процессуальных прав и установления фактических обстоятельств
Возражения заявителя кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, исследованных судом апелляционной инстанций и получивших надлежащую правовую оценку.
Каких-либо иных обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, кассационная жалоба не содержит.
Иных доводов, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, влияли бы на обоснованность и законность судебных постановлений, в кассационной жалобе не содержится.
Оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий подпись Емелин А.В.
Судьи подписи Дурнова Н.Г.
Семенцев С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.