Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 24 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" к администрации г. Саров о признании незаконным и отмене постановления органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - ООО "МСК-НТ") обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующим и отменить постановление администрации города Сарова Нижегородской области от 08 июля 2020 года N 1495 "О согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сарова".
Требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением администрации города Сарова Нижегородской области Лебедеву Б.С. было согласовано создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на индивидуальном земельном участке, предназначенном под жилую застройку, расположенном по адресу: "адрес". ООО "МСК-НТ" считало постановление незаконным и подлежащим отмене ввиду следующего.
Место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов на индивидуальном земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", не соответствует предъявляемым требованиям.
Постановление администрации города Сарова от 08 июля 2020 года N 1495 противоречит действующему федеральному и региональному законодательству, а также действующим санитарным правилам и нормам.
ООО "МСК-НТ" осуществляет свою деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в точном соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также постановлением Правительства Российской Федерауии от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641".
Осуществление деятельности по вывозу твердых коммунальных отходов - в частности транспортирование твердых коммунальных отходов от мест (площадок) их накопления согласованных с нарушением действующего законодательства, в частности, статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2.4 Санитарных правил, пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусматривающей, что сбор отходов должен осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации приведет к неминуемому привлечению регионального оператора к предусмотренной законодательством административной ответственности.
Кроме того, системная организация мест (площадок) накопления ТКО на индивидуальных земельных участках, предназначенных под жилую застройку и как следствие отсутствующих в территориальной схеме обращения с отходами приведет к тому, что региональный оператор не будет иметь правовых оснований осуществлять свою деятельность в рамках заключенного соглашения "об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами" от 28 апреля 2018 года с министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 15 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 24 марта 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 25 мая 2021 года ООО "МСК-НТ", через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций, ставится вопрос об их отмене, направлении дела на новое рассмотрение.
Доводы кассационной жалобы повторяют основания административного иска и позицию стороны в судах.
Стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21 мая 2020 года Лебедев Б.С. обратился в администрацию города Сарова Нижегородской области с заявлением о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО на территории частного домовладения в городе "адрес" по адресу: "адрес" о включении сведений о данном месте (площадке) скопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории города Сарова.
Администрация города Сарова Нижегородской области, рассмотрев заявление с приложением схемы создания места (площадки) накопления на территории частного домовладения по адресу: "адрес" на соответствие градостроительному законодательству, в части отсутствия охранных зон инженерных коммуникаций, и возможности свободного подъезда специальной техники административного истца, приняла решение о дальнейшем направлении данного заявления, в соответствии с действующим законодательством, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Межрегиональное управление N 50 ФМБА России) для подготовки заключения.
02 июля 2020 года в департамент городского хозяйства администрации г. Саров Нижегородской области поступило заключение Межрегионального управления N 50 ФМБА России о согласовании спорного места накопления ТКО.
В связи с этим постановлением администрации города Сарова Нижегородской области от 08 июля 2020 года N 1495 "О согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сарова" Лебедеву Б.С. было согласовано создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на индивидуальном земельном участке, предназначенном под жилую застройку, расположенном по адресу: "адрес".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ООО "МСК- НТ", пришел к выводу о том, что постановление администрации города Сарова Нижегородской области от 08 июля 2020 года N 1495 вынесено в рамках полномочий администрации города Сарова. Оснований для признания незаконным и отмене постановления администрации города Сарова Нижегородской области от 08 июля 2020 года N 1495 "О согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Сарова" не имеется. При вынесении постановления от 08 июля 2020 года N 1495 соблюдены требования нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом, судом апелляционной инстанции отклонен довод жалобы о том, что утвержденная оспариваемым постановлением площадка не оборудована в соответствии с требованиями пунктов 7.4.3, 7.4.4 Правил благоустройства территории города Сарова и пункта 8 статьи 9 Закона Нижегородской области от 10 сентября 2010 года N 144-3 "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", поскольку указанные нормативно-правовые акты не распространяются на случаи размещения контейнерной площадки на территории частного домовладения. При этом нормами СанПин в исключительных случаях с учетом существующей инженерной инфраструктуры города допускается установление спорного места накопления ТКО.
Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. На органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Контейнерная площадка должна быть очищена от мусора, находиться в чистоте и порядке, должна иметь с трех сторон чистое ограждение высотой не менее 1, 2 метра, препятствующее попаданию мусора на прилегающую к контейнерной площадке территорию, асфальтовое или бетонное покрытие, удобный подъездной путь с твердым покрытием.
Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.
При невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров).
Согласно абзацам 3 и 4 пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", действовавшим на момент спорных правоотношений, в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.
Согласно обстоятельствам дела, место размещения отходов определено собственником частного домовладения с соблюдением установленной процедуры по согласованию с органами местного самоуправления и Межрегиональным управлением N ФМБА России.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы, фактически повторяющие позицию стороны в судах, которой в оспариваемых судебных актах дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции.
При таких данных, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций полностью отвечают требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Саровского городского суда Нижегородской области от 15 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 24 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.