Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гайдарова М.Б, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Первойкина Е.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Первойкина Е.Н. к администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании недействительным решения об отказе в приеме и регистрации документов.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Первойкин Е.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету по управлению имуществом (далее - КУИ) администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным решения от 18 февраля 2019 года об отказе в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов". В качестве способа восстановления нарушенного права просил возложить обязанность на Администрацию городского округа Солнечногорск Московской области согласовать предоставление на праве аренды без проведения торгов земельного участка площадью 615 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес"
Требования мотивировал тем, что административный истец является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно. На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" обратился в администрацию городского округа Солнечногорск с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в аренду без проведения торгов. Решением административного ответчика от 18 февраля 2019 года Первойкину Е.Н. отказано в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги по тому основанию, что заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, указано на необходимость предоставления документа, подтверждающего постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. По утверждению Первойкина Е.Н. отказ в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка нарушает права административного истца.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 23 декабря 2019 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 апреля 2021 года решение Солнечногорского городского суда Московской области от 23 декабря 2019 года отменено. Постановлено по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Первойкина Е.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 11 июня 2021 года Первойкиным Е.Н, через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебного акта апелляционной инстанции, ставится вопрос о его отмене, оставлении без изменения решения суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют основания административного иска, указывая на то, что заявитель является лицом, имеющим право на первоочередное получение земельного участка в соответствии с пунктом 16 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как следует из материалов дела, Первойкин Е.Н. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно.
Первойкин Е.Н. обратился в администрацию городского округа Солнечногорск с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 615 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного хозяйства.
Решением от 18 февраля 2019 года административному истцу отказано в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов" со ссылкой на то, что заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги, указано на необходимость предоставления документа, подтверждающего постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что нормами закона не регламентировано предоставление земельного участка инвалидам при предоставлении доказательств нахождения на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда сделаны без учета фактических обстоятельств дела и положений действующего законодательства, исходя из следующего.
Проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), суд апелляционной инстанции указал на то, что наличие у Первойкина Е.Н. инвалидности само по себе, в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий, не может выступать безусловным основанием для предварительного согласования предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления такого земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами.
С учетом изложенного, при обращении с заявлением о предоставлении указанной выше государственной услуги административный истец должен был представить документ, подтверждающий нуждаемость административного истца в улучшении жилищных условий, которым является документ о постановке на такой учет.
Распоряжением министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 года N 15ВР-1814 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов". Данным регламентом, в числе прочего, предусмотрены следующие основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги: заявителем представлен неполный комплект документов, необходимых для предоставления государственной услуги (пункт 12.1.2 Регламента).
С учетом изложенного, орган местного самоуправления правомерно отказал Первойкину Е.Н. в приеме и регистрации документов, необходимых для предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов", поскольку административным истцом не был представлен документ, подтверждающий нуждаемость административного истца в улучшении жилищных условий.
Из указанного суд второй инстанции признал решение суда первой инстанции подлежащим отмене с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с такими выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно положениям части 1 и части 16 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 5 части 1 статьи 6 ЖК РФ).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, наличие у заявителя инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предварительного согласования предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления такого земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам административного дела и требованиям закона.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы, фактически повторяющие позицию стороны в судах, которой в оспариваемом судебном акте дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебного акта судом кассационной инстанции.
При таких данных, оспариваемый судебный акт апелляционной инстанции полностью отвечает требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебного акта, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 5 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Первойкина Е.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 04 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.