Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника Кочетовой Марии Владимировны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственности "Инфраструктурные решения - Город Лесной" на вступившие в законную силу постановление судьи городского суда Лесной Свердловской области от 06 октября 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 12 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственности "Инфраструктурные решения - Город Лесной",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи городского суда города Лесного Свердловской области от 06 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 12 ноября 2020 года, общество с ограниченной ответственности "Инфраструктурные решения - Город Лесной" (далее по тексту - ООО "РИР-Лесной", юридическое лицо, общество), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати) тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "РИР-Лесной" - Кочетова М.В, действующая на основании доверенности, выражает несогласие с указанными выше судебными актами и просит их отменить, прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В отзыве на указанную жалобу исполняющий обязанности прокурора ЗАТО г. Лесной просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года N 24 утверждены СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (пункты 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01). в содержащейся в пункте 3.5 таблице 4 приведены нормативы, по соответствию которым определяются благоприятные органолептические свойства воды (в том числе показатели цветности).
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 "Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом отношении. Население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.
В силу статьи 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что прокурором ЗАТО г. Лесной вынесено Решение N43 о проведении проверки в отношении ООО "РИР-Лесной" с целью проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Поводом для проведения проверки послужило коллективное обращение граждан города N488ж-2020 от 15 июня 2020 года и информация, поступившая 08 мая 2020 года за номером 01-30/495 из МРУ N 91 ФМБА России по вопросу несоответствия требованиям санитарно-эпидемиологических правил холодной воды системы центрального водоснабжения, в частности несоответствия качества питьевой воды поставляемой через центральную систему водоснабжения в водоразборные колонки по адресам: г. Лесной, ул. Азина, дом 28, ул. Первомайская, дом 22, ул. Розы Люксембург, дом 2, ул. Луговая, дом 8. Срок производства проверки изначально был установлен с 18 июня 2020 года по 17 июля 2020 года; с учетом дополнительного решения прокурора от 16 июля 2020 года срок производства прокурорской проверки был продлен на 30 календарных дней, а всего до 16 августа 2020 года.
При проведении прокурорской проверки прокуратурой ЗАТО г. Лесной совместно со специалистами ФГБУЗ ЦГиЭ N 91 ФМБА России для проверки обоснованности и достоверности информации, поступившей из межрегионального управления N 91 ФМБА России, 17 июля 2020 года были осуществлены мероприятия по отбору проб холодной воды из уличных водоразборных устройств (водоразборных колонок), расположенных вблизи домов по адресам: г. Лесной, ул. Азина, дом 28; ул. Первомайская, дом 22; ул. Розы Люксембург, дом 2; ул. Луговая, дом 8, и проведены исследования проб питьевой воды центрального водоснабжения на органолептические, физико-химические и микробиологические показатели.
В результате произведенных лабораторных исследований установлено, что взятые пробы питьевой воды центрального водоснабжения из уличных водоразборных устройств по указанным адресам не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, а именно:
образец пробы питьевой воды централизованных систем водоснабжения, взятый в водоразборной колонке по адресу: ул. Азина, 28 не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 по содержанию общих колиформные бактерии 3, 7 КОЕ/100 мл при допустимых - "0";
образец пробы питьевой воды централизованных систем водоснабжения, взятый по адресу: ул. ул. Первомайская, д. 22, не соответствует требованиям санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 по содержанию общих колиформные бактерии 93, 3 КОЕ/100 мл при допустимых - "0", и термотолерантные колиформные бактерии 93, 3 КОЕ/ЮО мл. при допустимых - "0";
образец пробы питьевой воды централизованных систем водоснабжения, взятый по адресу: ул. ул. Луговая, 8, не соответствует требованиям санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.4.1074-01 по содержанию железо 0, 45 ?0, 11 мг/дм3 при допустимых - не более "0, 3" мг/дм3.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о несоблюдении ООО "РИР-Лесной" санитарно - эпидимиологических требований к питьевой воде и отображенные в заключениях N 903, 904, 906 от 27.07.2020 года, протоколах соответствующих лабораторных исследований от 22.07.2020 года, явились нарушением статьи 11, пунктов 1, 2 статьи 19, пункта 1 и 3 статьи 39 Федерального закона N52-ФЗ, пунктов 3.1, 3.2, 3.4.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Указанные нарушения, выявленные 17 июля 2020 года, послужили основанием для составления в отношении ООО "РИР-Лесной" нарушившего санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства и виновность ООО "РИР-Лесной" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 06.08.2020 года (л.д. 4-7), информацией руководителя межрегионального управления N91 ФМБА России от 08 мая 2020 года (л.д. 8-24), решением прокурора ЗАТО г. Лесной от 18 июня 2020 года и о продлении срока ее проведения от 16 июля 2020 года (л.д. 25, 29), заключением от 27 июля 2020 года N906 (л.д. 30), протоколом лабораторных исследовании (испытаний) от 22 июля 2020 года N906 (л.д. 31-32), заключением от 27 июля 2020 года N904 (л.д. 33), протоколом лабораторных исследовании (испытаний) от 22 июля 2020 года N904 (л.д. 34-35), заключением от 27 июля 2020 года N903 (л.д. 36), протоколом лабораторных исследовании (испытаний) от 22 июля 2020 года N903 (л.д. 37-38), концессионным соглашением от 14 декабря 2018 года (л.д. 76-104) и другими доказательствами. Данные доказательства получили надлежащую правовую оценку судьями в ходе рассмотрения дела в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная судами оценка материалов дела и выводы о том, что собранные доказательства являются относимыми, допустимыми, последовательными, непротиворечивыми и в своей совокупности достаточными для разрешения дела, что они свидетельствуют о совершении ООО "РИР-Лесной" административного правонарушения, является верной, оснований для несогласия с указанными выводами не усматривается.
Вопреки доводам жалобы оснований полагать, что при назначении и проведении прокурорской проверки были грубо нарушены положения действующего законодательства, в том числе и при осуществлении уведомления общества о дате, времени и месте производства проверки, не имеется. По смыслу действующего законодательства и в частности положении части 3 статьи 21 федерального закона от 17.01.1992 года N2202-1, уведомление представителя проверяемой организации осуществляется не позднее дня начала проверки, под которым понимается фактическое осуществление проверочных мероприятий. Как следует из материалов дела, решение о проведении проверки было принято 18 июня 2020 года, о чем представитель общества был уведомлен 19 июня 2020 года, тогда как фактическое осуществление проверочных мероприятий произошло 17 июля 2020 года. Таким образом, общество было заблаговременно извещено о проведении проверочных мероприятий, что исключает сомнения в соблюдении формальной процедуры, связанной с инициированием прокурорской проверки.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы защитника юридического лица, изложенные в жалобе, относительно того, что виновность ООО "РИР-Лесной" представленными в материалы дела доказательствами не подтверждается; судебными инстанциями не проверялось соблюдение законности при производстве отбора проб воды, несостоятельны, они по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, оснований для чего не имеется. Аналогичные указанным доводы являлись предметом тщательной проверки при рассмотрении дела судебными инстанциями и были обоснованно отклонены. При этом, указанные доводы не свидетельствуют об отсутствии в действиях предприятия состава административного правонарушения.
ООО "РИР-Лесной" является субъектом вмененного административного правонарушения; выбранное место отбора пробы - из уличных водоразборных устройств (водоразборных колонок), расположенных вблизи домов по адресам: г. Лесной, ул. Азина, дом 28; ул. Первомайская, дом 22; ул. Розы Люксембург, дом 2; ул. Луговая, дом 8, коммуникации которых и контроль за техническим, санитарным состоянием которых относится к зоне эксплуатационной ответственности ООО "РИР-Лесной". Данные выводы сделаны на основании совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых не усматривается.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют, что именно ООО "РИР-Лесной" нарушило санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, в части предоставления воды ненадлежащего качества.
Событие административного правонарушения и факт нарушений санитарно-эпидемиологических требований подтвержден надлежащими доказательствами, в том числе протоколами лабораторных исследовании (испытаний) от 22 июля 2020 года N903, 904, 906 и заключениями от 27 июля 2020 года N903, 904, 906, из которых следует, что вода в месте отбора проб не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.4.1074-01 по содержанию "железа", "ОКБ и ТКБ", "колиформных бактерий".
Оснований сомневаться в достоверности сведений, изложенных в указанных заключениях N903, 904, 906 от 27 июля 2020 года, не имеется. Данные доказательства получено в рамках установленной законом процедуры, в целях выявления и оценки качества питьевой воды, при этом, исследование в рамках проверки качества проведено специалистами ФГБУЗ ЦГиЭ N 91 ФМБА России. Заключения N903, 904, 906 от 27 июля 2020 года по своей форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, и, с учетом положений статьи 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, они обоснованно признаны допустимыми доказательствами по делу. Анализ формы и содержания представленных заключений разумных сомнений в допустимости и достоверности данных доказательств не порождает; сведения, содержащиеся в данных письменных документах имеют значения для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках настоящего дела по смыслу статьи 26.1 КоАП РФ. При этом, данные доказательства как и протоколы лабораторных исследований от 22 июля 2020 года согласуются с совокупностью иных, представленных в дело доказательств.
То обстоятельство, что указанные заключения специалистов названы экспертными заключениями, в которых по указанию автора жалобы отсутствуют данные о разъяснении эксперту его процессуальных прав, обязанностей, включая ответственность по статье 17.9 КоАП РФ, на недопустимость данных документов, которые по смыслу статьи 26.7 КоАП РФ относимы к предмету настоящего дела, не влияет. В данном аспекте, нижестоящие судебные инстанции обоснованно обратили внимание на то, что специалисты ФГБУЗ ЦГиЭ N 91 ФМБА России были привлечены для содействия прокуратуре в проведении всесторонней и объективной прокурорской проверки в порядке части 13 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 года N2202-1 "О прокуратуре РФ", а не в порядке, предусмотренном положениями КоАП РФ, которые регламентируют процедуры назначения и производства экспертизы. Представленные в дело заключения обладают информационной ценностью, применение которой при рассмотрении дела по существу позволило установить факт нарушения обществом санитарно-гигиенических нормативов. Таким образом, основании для исключения данных заключении из числа доказательств, равно как и для критической оценки их достоверности, не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к выводу о том, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
В рассматриваемом случае обязанность ООО "РИР-Лесной" как организации, которой на основании концессионного соглашения от 14 декабря 2018 года с ГО "город Лесной" переданы в эксплуатацию объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения, по предоставлению качественных и безопасных коммунальных услуг, в том числе связанных с обеспечением контроля по поставке воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, следует из императивных требований закона. Вывод судебных инстанции о том, что юридическое лицо несет ответственность за допущенные нарушения СанПиН 2.1.4.1074-01, сомнений в правильности и обоснованности не вызывает. Кроме того, такой подход судебных инстанции относительно определения надлежащего субъекта допущенного нарушения, связанного с некачественным предоставлением коммунальных услуг, не противоречит разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 года N22.
Несогласие защитника общества с выводами судей и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 06 августа 2020 года в отношении ООО "РИР-Лесной" вынесено уполномоченным должностным лицом с участием защитника юридического лица, который действуя на основании доверенности, в реализации своих прав ограничен не был. Копия постановления прокурора была вручена защитнику общества в установленном порядке.
Дело рассмотрено судьей городского суда с соблюдением процедуры, установленной главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В постановлении судьи городского суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является обоснованным и справедливым.
Судья областного суда, рассмотрев жалобу защитника общества на постановление судьи городского суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение. Всем доводам жалобы защитника общества была дана надлежащая правовая оценка; выводы судьи областного суда являются обоснованными и мотивированными.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи городского суда Лесной Свердловской области от 06 октября 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 12 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственности "Инфраструктурные решения - Город Лесной", оставить без изменения, жалобу Кочетовой Марии Владимировны - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Савельева Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.