Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу Джафарова Шодмонхужа Акбархожаевича на вступившие в законную силу постановление судьи Троицкого городского суда Челябинской области от 12 августа 2019 года, решение судьи Челябинского областного суда от 29 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Джафарова Шодмонхужа Акбархожаевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Троицкого городского суда Челябинской области N 5-97/2019 от 12 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда N 12-825/2019 от 29 августа 2019 года, Джафаров Шодмонхужа Акбархожаевич, "данные изъяты" года рождения, гражданин "данные изъяты" "данные изъяты", признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции Джафаров Ш.А. просит изменить судебные акты, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с учетом положений части второй этой же статьи, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. В силу пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются, в том числе, разрешение на временное проживание.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с учетом положений части второй этой же статьи, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12 августа 2019 года в 14 часов 10 минут по адресу: "данные изъяты", выявлен гражданин "данные изъяты" Джафаров Шодмонхужа Акбархожаевич, "данные изъяты" года рождения, который, как установлено, 07 августа 2019 года через КПП "Сагарчин 066" с частной целью, несмотря на то, что ранее уже пребывал в РФ с 22 января 2019 года по 20 апреля 2019 года и с 20 апреля по 07 августа 2019 года, вследствие чего срок его пребывания в РФ превысил 90 суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, на миграционный учет не вставал. Патент на работу, разрешение на временное проживание либо вид на жительство в РФ не оформлял. В период своего пребывания официального не работал. По истечении установленного срока временного пребывания 22 апреля 2019 года от выезда из РФ уклонился и с 23 апреля 2019 года в нарушение пункта 1статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", на территории Российской Федерации находится незаконно, от выезда из Российской Федерации уклоняется.
Факт совершения Джафаровым Ш.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, им не оспаривается, а также достоверно подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 12 августа 2019 года (л.д. 2); рапортом должностного лица (л.д. 3), объяснением Джафарова Ш.А. от 12 августа 2019 года (л.д. 4); копиями паспорта Джафарова Ш.А, миграционной карты иностранного гражданина (л.д. 5-8), сведениями СПО "Мигрант-1" (л.д. 9-16), и другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Обстоятельства совершения административного правонарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда и областного суда, а также в настоящей жалобе, не оспариваются.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения. Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации, Джафарову Ш.А. разъяснены, в том числе разъяснено его право воспользоваться помощью переводчика, от чего Джафаров Ш.А. отказался, указав "не нуждаюсь", заверив запись собственноручной подписью. Копия протокола вручена в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и сроки давности привлечения Джафарова Ш.А. к административной ответственности соблюдены.
При рассмотрении дела судьей районного суда Джафаров Ш.А. участвовал в судебном заседании, обосновывал свою позицию по делу, в возможности реализации своих прав ограничен не был. При пересмотре дела судьей областного суда Джафаров Ш.А, извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании не участвовал, распорядился своими процессуальными правами по своему усмотрению. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 КоАП РФ, в том числе права на защиту, не усматривается.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует положениям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, в нем содержатся все необходимые сведения, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
При рассмотрении жалобы судьей вышестоящего суда на постановление судьи районного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, решение судьи соответствует требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ.
Наказание Джафарову Ш.А. назначено судьей в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы Джафарова Ш.А. о необоснованности применения к нему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, со ссылками на наличие у него на территории Российской Федерации семьи, члены которой являются гражданами Российской Федерации, доводы о том, что выдворение Джафарова Ш.А. является вмешательством в его личную и семейную жизнь, с учетом обстоятельств дела не являются основанием к отмене или изменению состоявшегося по делу судебного постановления.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Указанное право на уважение его личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Приведенные нормативные положения, в том числе в их интерпретации Европейским Судом по правам человека, не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, в тоже время нормы между народного права указывают на необходимость соблюдения ряда положений, касающихся того, что применяемые меры в сфере возможного ограничения права на уважение личной и семейной жизни, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
Вопреки доводам жалобы наличие близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации, не является безусловным основанием для изменения состоявшегося судебного акта в части назначенного наказания.
В рассматриваемой жалобе Джафаров Ш.А. указывает на родственников, являющихся гражданами РФ и проживающими на ее территории: отец "данные изъяты".; братья "данные изъяты", в качестве членов своей семьи Джафаров Ш.А. также указал гражданскую жену "данные изъяты" с которой он проживает в одной квартире и сына "данные изъяты" года рождения.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что прочные и длительные семейные связи на момент рассмотрения дела на территории Российской Федерации у Джафарова Ш.А. отсутствовали, сведений об этом Джафаров Ш.А. не указывал. При получении объяснений от Джафаров Ш.А. при составлении протокола об административном правонарушении 12 августа 2019 года Джафаров Ш.А. пояснял, что его жена и двое несовершеннолетних детей являются гражданами "данные изъяты" и проживают в "данные изъяты", мать и трое из пяти его братьев также проживают в "данные изъяты" и являются гражданами "данные изъяты", отец и еще двое братьев являются гражданами "данные изъяты" и проживают на ее территории.
Кроме того, из объяснений Джафарова Ш.А, данных им в судебном заседании при рассмотрении дела судьей районного суда, следует, что вину в совершении правонарушения Джафаров Ш.А. признал в полном объеме, также пояснял, что близкие родственники и члены семьи, имеющие гражданство РФ, у него отсутствуют, а также указывал на отсутствие у него постоянного места жительства и места работы на территории РФ.
При рассмотрении дела судьей районного суда была дана надлежащая правовая оценка всем, имеющим для законного разрешения дела обстоятельствам, связанным как с самим событием правонарушения, так и с индивидуализацией назначаемого наказания, в том числе установлены все необходимые данные, связанные с личностью Джафарова Ш.А. Назначенное административное наказание каких-либо препятствий в части возможности сохранения родственных связей между Джафаровым Ш.А. его отцом, братьями, "данные изъяты" и сыном "данные изъяты" не создает, поскольку не препятствует реализации семейных отношений в стране гражданской принадлежности Джафарова Ш.А, либо в иной стране за пределами Российской Федерации.
Установленные в судебном заседании фактические обстоятельства, позволили судье районного суда прийти к обоснованному решению о необходимости назначения Джафарову Ш.А. дополнительного наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Таким образом, постановление судьи в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Джафарову Ш.А. этой меры ответственности, а также ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.
При вынесении постановления баланс публичных и частных интересов нарушен не был.
Вопреки доводам жалобы, сам по себе факт получения в дар 22 августа 2018 года земельного участка, расположенного в "данные изъяты" для строительства и эксплуатации коллективного сада, не может служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку не свидетельствует об устойчивых семейных связях на территории Российской Федерации, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ. Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности выдворения за пределы Российской Федерации Джафарова Ш.А, из материалов дела не усматривается, оснований для изменения постановления и исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения, не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Троицкого городского суда Челябинской области от 12 августа 2019 года, решение судьи Челябинского областного суда от 29 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Джафарова Шодмонхужа Акбархожаевича, оставить без изменения, жалобу Джафарова Шодмонхужа Акбархожаевича - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.