Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А, судей Чирковой Т.Н, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Свердловской области на решение Чкаловского районного суда горда Екатеринбурга от 15 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 11 марта 2021 года по административному делу N 2а-1049/2021 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 10 ГУФСИН России по Свердловской области об установлении административного надзора в отношении Хохрякова Александра Александровича, освобождаемого из мест лишения свободы.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФКУ ИК N 10 ГУФСИН России по Свердловской области обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Хохрякова А.А, освобождаемого из мест лишения свободы, сроком на три года с административными ограничениями в виде: запрета выезда за пределы Свердловской области без разрешения органов внутренних дел; обязательной явки на регистрацию в отдел полиции по избранному месту жительства четыре раза в месяц.
Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 15 января 2021 года административное исковое заявление удовлетворено. Судом в отношении Хохрякова А.А. установлен административный надзор сроком на три года до 24 июня 2024 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания. Установлены административные ограничения в виде: запрета выезда за пределы Свердловской области без разрешения органов внутренних дел; обязательной явки на регистрацию в отдел полиции по избранному месту жительства четыре раза в месяц.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 11 марта 2021 года решение районного суда изменено в части: установлено административное ограничение в виде явки на регистрацию в отдел внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания два раза в месяц. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационном представлении, поданном 26 мая 2021 года в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, прокурор ставит вопрос об изменении решения Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 15 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 11 марта 2021 года, исключив из резолютивной части указание на вычет срока, истекшего после отбытия Хохряковым А.А. наказания, до момента постановки на учет в органе внутренних дел, и указание на дату окончания административного надзора - 24 июня 2024 года, сославшись на положения Федерального закона N 64 -ФЗ, согласно которым, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав заключение прокурора Трошкиной А.В, полагавшей, что кассационное представление подлежит удовлетворению, а судебные акты - изменению, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого характера нарушения судами допущено в результате неправильного применения норм материального права, а потому судебные акты подлежат изменению.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный Закон N 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ)
Под административными ограничениями понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с указанным Федеральным законом, за несоблюдение которых поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1, часть 3 статьи 11 Федерального закона N 64-ФЗ).
Судами установлено и следует из материалов дела, что приговором Верхнепышминского городского суда от 25 июня 2014 года Хохряков А.А. осужден по "данные изъяты" УК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний, а также в соответствии со статьей 70 УК РФ по совокупности приговоров к наказанию, назначенному настоящим приговором, частично присоединено неотбытое наказание по приговору Верхнепышминского городского суда от 26 февраля 2013 года, окончательно назначено наказание в виде 7 лет лишение свободы с отбыванием наказания с исправительно колонии строгого режима.
Постановлением начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области от 05 июня 2020 года Хохряков А.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Преступления, совершенные Хохряковым А.А, в соответствии с частями 5, 6 статьи 15 УК РФ относятся к категории тяжких и особо тяжких.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Положениями пункта 1 части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что Хохряков А.А. имеет не снятую судимость за совершение тяжкого преступления, при том, что он в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок, на который должен быть установлен административный надзор - три года, судом определен правильно.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, относительно указания на установление административного надзора в отношении Хохрякова А.А. за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, до момента постановки на учет в органе внутренних дел.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона N 64-ФЗ на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Необходимость вычета срок, истекшего после отбытия наказания до момента постановки лица на учет в МВД, предусмотрена пунктом 2 части 1 статьи 5 настоящего закона в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 закона, в отношении которых устанавливается административный надзор на срок, установленный законом для погашения судимости. К данной категории лиц Хохряков А.А. не относится.
Является также необоснованным вывод суда об указании даты окончания административного надзора - 24 июня 2024 года, так как по действующему уголовному законодательству предусмотрен более длительный срок погашения судимости в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления. Следовательно, срок погашения судимости за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления 24 июня 2024 года не заканчивается.
При таком положении дела судами допущены нарушения требований части 2 статьи 328 КАС РФ, и поэтому судебные акты подлежат изменению.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 15 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 11 марта 2021 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Установить административный надзор в отношении Хохрякова Александра Александровича, "данные изъяты" года рождения, освобожденного из мест лишения свободы "данные изъяты", сроком на три года. Срок административного надзора исчислять в отношении Хохрякова А.А. со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания или фактического нахождения.
В остальной части эти судебные акты оставить без изменения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 июля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.