Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Чернецовой С.М.
с участием прокурора Кустикова А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-43/2021 по иску прокурора г. Лабытнанги, действующего в интересах Бучинского Леонида Тадеушевича, Клочнева Рустама Васильевича, Федотовой Ларисы Алексеевны к администрации г. Лабытнанги о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности установить срок расселения многоквартирного дома, по кассационной жалобе администрации г. Лабытнанги на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, возражения прокурора Кустикова А.Г. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г.Лабытнанги, действующий в интересах неопределенного круга и в интересах в интересах Бунинского Л.Т, Клочнева Р.В, Федотовой Л.А, обратился в суд с иском к администрации г.Лабытнанги о возложении обязанности по выполнению страховочных мероприятий и работ по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик фундамента (деревянных стульев), несущей обвязке свай (деревянных балок), наружных стен, цокольного и межэтажного перекрытия дома; признании незаконным распоряжения администрации города Лабытнанги от 21 апреля 2020 года N 443 "О внесении изменения в распоряжение заместителя главы администрации города Лабытнанги от 26 января 2015 года N 48" и распоряжение администрации города Лабытнанги от 23 января 2019 года N 46 "О внесении изменения в распоряжение заместителя главы администрации города Лабытнанги 16 января 2015 года N 48", в части установления срока расселения многоквартирного дома N "данные изъяты" и возложении обязанности в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, установить срок расселения указанного многоквартирного дома в период 2021 года.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г.Лабытнанги проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при расселении аварийного дома N "данные изъяты". При обследовании дома установлено, что дом является аварийным, однако страховочные и ремонтные работы не выполнены. При этом, поскольку проживание в указанном доме представляет угрозу жизни и здоровью граждан, то распоряжение администрации в части установления срока расселения является незаконным.
Решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 января 2021 года исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным распоряжение администрации горда Лабытнанги от 21 апреля 2020 года N 443 "О внесении изменения в распоряжение заместителя Главы администрации города Лабытнанги от 26 января 2015 года N 48" и распоряжение администрации горда Лабытнанги от 23 января 2019 года N 46 "О внесении изменения в распоряжение заместителя главы администрации города Лабытнанги от 26 января 2015 года N 48", в части установления срока расселения многоквартирного дома N 35 по улице Гагарина в городе Лабытнанги до 31 августа 2025 года и до 31 декабря 2022 года.
На администрацию города Лабытнанги в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, установить срок расселения многоквартирного дома N "данные изъяты" в период 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 мая 2021 года указанное решение суда отменено в части, принято новое рещение о возложении на администрацию муниципального образования г.Лабытнанги обязанности произвести выполнение страховочных мероприятий и работ по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик фундамента (деревянных стульев), несущей обвязке свай (деревянных балок), наружных стен, цокольного и межэтажного перекрытия дома по адресу: "данные изъяты", для устранения угрозы жизни и здоровья проживающих в нем граждан. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, прекращении производства по делу в части, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что согласно обследованию жилого дома N "данные изъяты", выполненному в 2014 году выявлено, что основные несущие конструкции объекта находятся в недопустимом ограниченно работоспособном состоянии.
Согласно заключению межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 27 марта 2014 года жилой дом N "данные изъяты" "данные изъяты", признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением заместителя главы администрации города Лабытнанги от 2015 года N 48, срок отселения жильцов вышеназванного многоквартирного дома установлен до 2020 года.
Распоряжением администрации города Лабытнанги от 23 января 2019 года N 46, установлен новый срок отселения жильцов вышеназванного многоквартирного дома - до 31 декабря 2022 года.
Распоряжением первого заместителя главы администрации города Лабытнанги от 21 апреля 2020 года N 443, срок расселения жильцов вышеназванного многоквартирного жилого дома установлен до 31 августа 2025 года.
Согласно акту проверки от 06 октября 2020 года N 167 многоквартирного жилого дома N "данные изъяты", при обследованиии фундамента дома наблюдается полное оседание фундаментного основания, цоколь и отмостка по периметру дома отсутствуют; у наружных и внутренних стен наблюдаются трещины в местах сопряжения арбалитовых панелей, осыпания штукатурного слоя фасада, разрушение арбалитовых панелей, отклонение стен от вертикальной плоскости.
В суд апелляционной инстанции представлена справка из которой следует, что дом представляет угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно акта осмотра от 01 апреля 2021 года по адресу: г. Лабытнанги, ул. Гагарина, д. 35 выявлены повреждения мест общего пользования: неравномерная осадка и искривление горизонтальных линий профиля перкрытий; перекосы дверных проемов в местах общего пользования (подъезд), перекосы оконных проемов. Раскрытий трещин в местах сопряжения арбалитовых панелей. Отклонение от вертикальной плоскости проекции наружных и внутренних стен; продольные и диагональные трещины штукатурного слоя здания. Осыпание штукатурного слоя наружной отделки стен; повреждения механического характера (деформации, уклоны, шаткость) напольного перекрытия; повреждение механического характера (уклоны) чердачного перекрытия; горизонтальные и диагональные трещины штукатурного слоя отделки потолка, механические повреждения (трещину, сколы) асбестоцементных листов кровли на отдельных участках.
По имеющийся информации в департаменте, на основании Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, межведомственной комиссией администрации города Лабытнанги выявлены основания для признания дома N "данные изъяты", аварийным и подлежащим сносу.
Согласно протоколу визуального обследования N 378 от 24 марта 2021 г. ГКУ ЯНАО "Ямалтехэнергоконтроль", фундамент - деревянные стулья (по сведениям технического паспорта). Неравномерная осадка и искривление горизонтальных линий профиля здания. Доступ для детального обследования фундамента невозможен по причине низкой осадки здания. Наружные, внутренние - арбалитовые панели. Перекосы дверных проемов в местах общего пользования (подъезд). Перекосы оконных проемов. Раскрытие трещин в местах премыкания арбалитовых панелей. Отклонение от вертикальной плоскости наружных и внутренних стен. Наружная отделка стен выполнена натурным слоем, окрашена. Продольные и диагональные трещины фтукатурного слоя здания. Осыпание штукатурного слоя наружной отделки Внутренняя отделка стен в местах общего пользования (подъезд) выполнена штукатурным слоем, окрашена. Дефекты и повреждения (трещины и отслоения) отделки стен местами. Раскрытие стыков в местах сопряжения панелей внутренних стен в местах общего пользования. Раскрытие трещин в местах сопряжения внутренних стен и чердачного перекрытия в местах общего пользования (подъезды). Цокольное перекрытие деревянное утепленное, повреждения механического характера (деформации, уклоны, шаткость) напольного перекрытия. Покрытие полов (цокольное перекрытие) в местах общего пользования (подъезд) выполнено доской. Истирание покрытия пола в ходовых. Чердачное перекрытие деревянное утепленное. Повреждение механического характера (уклоны) чердачного перекрытия. Отделка потолка в местах общего пользования (подъезд) выполнена штукатурным слоем, окрашена. Продольные и диагональные трещины штукатурного слоя отделки потолка (чердачное перекрытие). Крыша скатная, без водостока. Кровля выполнена из волнистых асбестоцементных листов по деревянной стропильной системе. Механические повреждения асбестоцементных листов покрытия кровли. Доступ для детального обследования крыши не предоставлен.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47, исходил из того, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него жильцов является компетенцией органа местного самоуправления, при этом сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу должны отвечать требованиям разумности, в рассматриваемом случае, аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. "данные изъяты" представляет опасность для проживания в нем граждан, в связи с чем, установленный администрацией г. Лабытнанги срок отселения из указанного дома до 31 августа 2025 года не отвечает требованиям разумности, и пришел к выводу о возложении обязанности на администрацию г. Лабытнанги установить срок расселения многоквартирного дома N "данные изъяты" в период 2021 года.
Соглашаясь с таким выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с отказом в удовлетворении требований о выполнении страховочных мероприятий и работ по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик здания, указав со ссылкой на положения Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на то, что учитывая фактическое аварийное состояние жилого дома, при котором дальнейшее проживание в нем граждан является угрожающим для них, органами местного самоуправления должны приниматься меры направленные на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с возложенной судом обязанности по проведению работ по укреплению несущих конструкций и фундамента дома, поскольку вопрос о признании жилых помещений непригодными для проживания, аварийными или подлежащими реконструкции закон относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, ограничивает права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, выполнение страховочных мероприятий до полного расселения многоквартирного дома является обязательством управляющей организации, поскольку собственниками вносится плата за содержание общего имущества, при этом срок расселения дома определен органом местного самоуправления с учетом объективных причин, основанием для отмены судебных актов не являются.
Так, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Пунктом 7 указанного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц, признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Как правомерно указал суд апелляционной инстанции, сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу должны отвечать требованиям разумности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что установленные ответчиком сроки расселения спорного многоквартирного дома не отвечают требованиям разумности, учитывая наличие угрозы для жизни и здоровья граждан при дальнейшем проживании в названном здании.
Вопреки доводам жалобы, с учетом положений Федерального закона от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", при выявлении признаков аварийности жилых домов, при обстоятельствах когда дальнейшее проживание граждан является угрожающим для их жизни и здоровья, органами местного самоуправления должны приниматься меры направленные на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В данном случае спорный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу муниципалитетом.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, из материалов дела не следует, что состояние фундамента, несущей обвязки свай (деревянных балок), наружных стен, напольного и межэтажного перекрытия многоквартирного дома явилось результатом ненадлежащего исполнения управляющей компанией ООО "Монолит" своих обязанностей.
При указанных обстоятельствах и приведенных нормах права, у суда не имелось оснований для отказа в иске в части возложения на администрацию обязанности по выполнению работ, направленных на укрепление конструкции здания.
Вопреки доводам жалобы, настоящий спор правомерно разрешен судом в порядке гражданского судопроизводства, нарушений норм процессуального права судами нарушено не было.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Лабытнанги - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.