Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А.
Судей Сапрыкиной Н.И, Горбуновой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-588/2020 по иску Катав-Ивановского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Катав-Ивановского городского поселения о возложении обязанности, по кассационной жалобе Администрации Катав-Ивановского городского поселения Челябинской области на решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 05 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 марта 2021 года, Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, пояснения прокурора Ботева В.Ю, указавшего на необоснованность доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Катав-Ивановский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Катав-Ивановского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области о возложении на ответчика обязанности в срок до 01 января 2021 года освободить от отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных и промышленных отходов, земельные участки, расположенные на территории Катав-Ивановского городского поселения: в 130 метрах с правой стороны от дороги 75К-318 по ходу движения из Катав-Ивановска в сторону Лемезы N "данные изъяты"?; с левой стороны от дороги "75К-578 подъезд к платформе Половинка" - N "данные изъяты" вдоль проселочной дороги в районе болота, граничит с земельным участком по адресу г. Катав-Ивановск, ул. Зеленая, 4 - N "данные изъяты"
В обосновании иска указано, что Катав-Ивановской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в части организации и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Катав-Ивановского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, в результате которой выявлены нарушения закона. Установлено, что на территории г. Катав-Ивановска, в 130 метрах с правой стороны от дороги 75К-318 по ходу движения из Катав-Ивановска в сторону Лемезы - N "данные изъяты"; с левой стороны от дороги "75К-578 подъезд к платформе Половинка" - N "данные изъяты"; вдоль проселочной дороги в районе болота, граничит с земельным участком по адресу г. "данные изъяты" N "данные изъяты"?, расположены места несанкционированного размещения отходов производства и потребления. Земельные участки, на которых расположены места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, находятся в границах Катав-Ивановского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, относятся к землям поселения. Несанкционированные полигоны существуют длительное время, администрация муниципального образования мер к их ликвидации не принимает. Наличие в черте Катав-Ивановского городского поселения мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов создаёт опасность для населения указанного поселения и иных граждан, пребывающих на его территории, а также нарушат право любого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.
Решением Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 05 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 марта 2021 года, на Администрацию Катав-Ивановского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района возложена обязанность в срок до 01 марта 2021 года произвести очистку от отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных и промышленных отходов земельных участков, расположенных на территории Катав-Ивановского городского поселения: в 130 метрах с правой стороны от дороги 75К-318 по ходу движения из Катав-Ивановска в сторону Лемезы - N "данные изъяты" с левой стороны от дороги "75К-578 подъезд к платформе Половинка" - N "данные изъяты" вдоль проселочной дороги в районе болота, граничит с земельным участком по адресу г. "данные изъяты" N "данные изъяты"?.
В кассационной жалобе Администрация Катав-Ивановского городского поселения просит об отмене судебных актов. В обоснование кассационной жалобы указывает, что земельный участок с точкой координат N "данные изъяты"? не расположен на территории земель населенных пунктов Катав-Ивановского городского поселения, возложение на Администрацию обязанности произвести очистку данного участка от отходов производства и потребления противоречит действующему законодательству, поскольку ответчик собственником данного участка не является и не несет обязанность по его очистке. Ссылаясь на положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, суд первой инстанции приводит формулировки, которые в данном законе не содержатся. Положения статьи 15 указанного закона не применяются в отношении городских поселений, следовательно, удовлетворение исковых требований незаконно. Возложение на ответчика обязанности по совершению действий в срок, до вступления в законную силу решения суда свидетельствует о неисполнимости решения.
Прокуратура Челябинской области в возражениях на кассационную жалобу указала на необоснованность изложенных в ней доводов, просила об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы без удовлетворения.
Иные, участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 7 ч. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" - к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 5 ст.12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
В силу ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в ходе прокурорской проверки на территории Катав-Ивановского городского поселения были выявлены места несанкционированного размещения отходов: в 130 метрах с правой стороны от дороги 75К-318 по ходу движения из Катав-Ивановска в сторону Лемезы - N "данные изъяты"?; с левой стороны от дороги "75К-578 подъезд к платформе Половинка" - N "данные изъяты" вдоль проселочной дороги в районе болота, граничит с земельным участком по адресу "данные изъяты" N "данные изъяты"?, о чем свидетельствует акт проверки от 29 июня 2020 года, а также фототаблицы. Кроме того, несанкционированное размещение отходов подтверждается актами обследования территории Катав- Ивановского муниципального района от 17 июля 2018 года и от 23 июля 2018 года.
Установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по ликвидации места несанкционированного размещения отходов, расположенных в границах Катав-Ивановского городского поселения в 130 метрах с правой стороны от дороги 75К-318 по ходу движения из Катав-Ивановска в сторону Лемезы - N "данные изъяты" с левой стороны от дороги "75К-578 подъезд к платформе Половинка" - N "данные изъяты" вдоль проселочной дороги в районе болота, граничит с земельным участком по адресу г. "данные изъяты" - N "данные изъяты", суд первой инстанции, руководствуясь ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст. 8, п. 5 ст. 12, ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года, п.18 ст. 14, п. 14 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, пришел к выводу о возложении на администрацию Катав- Ивановского городского поселения Катав- Ивановского муниципального района обязанности по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов в срок до 01 марта 2021 года.
Проверяя законность вынесенного решения, суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о расположении земельного участка с точкой координат N "данные изъяты" за пределами территории земель населенных пунктов Катав-Ивановского городского поселения являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и были отклонены как опровергнутые письменными материалами дела, в частности ответом администрации Катав-Ивановского муниципального района от 04 марта 2021 года N158, принятого судом апелляционной инстанции в качестве нового доказательства.
Несогласие кассатора с оценкой доказательств, данных судами, и с выводами судебных инстанций об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела, не является основанием для кассационного пересмотра обжалуемых судебных постановлений.
Вопреки утверждениям заявителя, то обстоятельство, что срок по совершению действий (очистке от отходов производства и потребления) установлен судом первой инстанции до 01 марта 2021 года, тогда как решение суда вступило в законную силу после истечения данного срока, не свидетельствуют о неисполнимости судебного акта и не лишают ответчика реализовать свое право на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 05 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Катав-Ивановского городского поселения Челябинской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.