Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Галстяна Р.Р. на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 9 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 27 января 2021 года по административному делу N 2а-3211/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N1 по Астраханской области к Галстяну Р.Р. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав представителя Галстян Р.З. - Алиева М.А, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 1 по Астраханской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Галстяну Р.Р. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Решением Ленинского районного суда города Астрахани от 9 ноября 2020 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворены. Взыскана задолженность по неисполненным требованиям с Галстяна Р.Р. в размере: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенным в границах округов, налог в размере 383 453 рублей, за налоговый период 2018 года; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в российской Федерации, зачисляемые в пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) пеня в размере 228 рублей 31 копейка; страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчет, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные период начиная с 1 января 2017 года) пеня в размере 48 рублей 29 копеек, на общую сумму 383729 рублей 62 копейки.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 27 января 2021 года решение от 9 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 13 апреля 2021 года, административный ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 29 апреля 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, выслушав пояснения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена соответствующая обязанность.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 НК РФ признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Галстян Р.Р. состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области в качестве налогоплательщика страховых взносов, утратил статус индивидуального предпринимателя 20 июня 2019 года.
Административный ответчик имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах округов в размере 383 453 рублей, за налоговый период 2018 года, страховые взносы, на обязательное пенсионное страхование зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии пени в размере 228 рублей 33 копейки, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством пени в размере 48 рублей 29 копеек, на общую сумму 383 729 рублей 62 копейки.
Согласно требованию N 57002 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 25 июля 2019 года, установлен срок погашения общей задолженности в сумме по пени 258 рублей 45 копеек, недоимки в размере 24 660 рублей, в добровольном порядке до 6 августа 2019 года.
Требованием N 3505 по состоянию на 22 января 2018 года, установлен срок погашения общей задолженности в сумме пени 19 рублей 80 копеек, недоимки 2593 рублей 9 копеек, в добровольном порядке до 26 февраля 2020 года.
Требованием N 3714 по состоянию на 28 января 2020 года, установлен срок погашения общей задолженности в сумме недоимки 383453 рублей, в добровольном порядке до 2 марта 2020 года.
Налоговым уведомлением N 89671337 от 15 ноября 2019 года, начислен налог на имущество физических лиц за 2018 год за 12 месяцев владения, в том числе на иные строения, помещения и сооружения по адресу: г. Астрахань, ул. Яблочкова, 31ж, в размере 383453 рублей. Установлен срок оплаты не позднее 21 января 2020 года.
Из представленных сведений о недвижимости следует, что за Галстяном Р.Р. с 23 мая 2017 года зарегистрировано право собственности на объект недвижимости по адресу: г. Астрахань, ул. Яблочкова, 31ж.
Решением Ленинского районного суда города Астрахани от 23 марта 2017 года исковое заявление Галстяна Р.Р. к управлению муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" о признании права собственности удовлетворено. Суд признал за Галстяном Р.Р. право собственности на торгово-административное здание, литер Б, общей площадью 5810, 2кв.м, расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Яблочкова, 31 ж.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 14 июня 2018 года решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 23 марта 2017 года отменено, в удовлетворении исковых требований Галстяна Р.Р. отказано.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 19 ноября 2018 года исковое заявление Галстяна Р.Р. к управлению муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" о признании права собственности удовлетворено. Суд признал за Галстяном Р.Р. право собственности на торгово-административное здание, литер Б, общей площадью 5514, 1 кв.м, расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Яблочкова, 31ж.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 января 2019 года решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 19 ноября 2018 года отменено, в удовлетворении исковых требование Галстяна Р.Р. отказано.
3 июня 2020 года мировым судьей судебного участка N 6 Ленинского района г. Астрахани вынесен судебный приказ в отношении Галстяна Р.Р. о взыскании задолженностя по уплате налога и пени.
Определением мирового судьи от 15 июня 2020 года судебный приказ отменен в виду поступления возражения Галстяна Р.Р. относительно исполнения судебного приказа.
Установив изложенное, руководствуясь приведенными нормами права, положениями статей 45, 75 НК РФ, разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщиком задолженность по заявленным налоговой инспекцией административным исковым требованиям не погашена.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции.
Вместе с тем, опровергая довод административного ответчика о том, что регистрация права собственности на административное здание осуществлена 17 января 2020 года на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 мая 2019 года, обязанности по уплате налога за 2018 год не возникло, в связи с тем, что ранее зарегистрированное 23 мая 2017 года право собственности отменено апелляционным определением от 14 июня 2018 года, суд апелляционной инстанции указал следующее.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Налог на имущество исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ сведения о недвижимом имуществе (правах и сделках), а также о владельцах недвижимого имущества представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В соответствии с положениями части 5 статьи 1 Федерального закона 13 июля 2015 года N 218-Ф "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
При этом датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости (часть 2 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Учитывая изложенное, при наличии вступившего в законную силу судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, право на недвижимое имущество возникает с момента внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве на объект недвижимости.
Сведений о переходе права собственности на объект недвижимости к иному лицу, а также о том, что административным истцом данное право утрачено по иным основаниям, в материалы дела не представлено.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы нашли подробную оценку в апелляционном определении, с которой судебная коллегия соглашается.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 9 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 27 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июня 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
ФИО3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.