Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Якубовской Е.В, Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Щербиновском районе Краснодарского края о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить пенсию с момента обращения, по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Щербиновском районе Краснодарского края (далее - ГУ УПФ РФ в Щербиновском районе Краснодарского края) о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить пенсию с момента обращения.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемых 25 лет специального стажа.
Согласно решению, специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной деятельностью, составляет 22 года 01 месяц 18 дней, в который вошли периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности постовой медсестры инфекционного отделения стационара - 8 месяцев 24 дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры ингалятория в Щербиновской туберкулезной больнице - 1 год 5 месяцев 2 дня; с 01.04.1998г. по 25.02.1999г. - в должности диетсестры в Щербиновской туберкулезной больнице - 10 месяцев 24 дня; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности диетсестры в Щербиновской туберкулезной больнице - 8 месяцев 4 дня.
В то же время, ответчиком из специального стажа исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности диетсестры в Щербиновской туберкулезной больнице, поскольку такая должность не предусмотрена соответствующим Списком.
Поскольку, в указанный период истица фактически работала в должности медицинской сестры, то у ответчика отсутствовали основания для исключения данного периода из специального стажа.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд включить спорный период в специальный стаж и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Щербиновского районного суда Краснодарского края от 22 сентября 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 января 2021 года указанное решение отменено, судом постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 января 2021 года отменить, оставить в силе решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 22 сентября 2020 года. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика не явился, при этом ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ УПФ РФ в Щербиновском районе Краснодарского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от ДД.ММ.ГГГГ N истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, из-за отсутствия требуемых 25 лет специального стажа.
Согласно решению, специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной деятельностью, составляет 22 года 01 месяц 18 дней, в который вошли периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности постовой медсестры инфекционного отделения стационара - 8 месяцев 24 дня;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры ингалятория в Щербиновской туберкулезной больнице - 1 год 5 месяцев 2 дня;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности диетсестры в Щербиновской туберкулезной больнице - 10 месяцев 24 дня;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности диетсестры в Щербиновской туберкулезной больнице - 8 месяцев 4 дня.
Ответчиком не включен в специальный стаж период работы ФИО1 в должности диетсестры в Щербиновской туберкулезной больнице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как указанная должность не предусмотрена Списком N.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период истица фактически работала в должности медицинской сестры в Щербиновской районной больнице, а указанная должность поименована в соответствующем Списке и период работы в этой должности подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку истица работает в сельской местности. Указав, что спорный период необоснованно исключен из специального стажа и соответственно истице незаконно отказано в назначении пенсии, суд возложил на ответчика обязанность назначить истице досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с решением районного суда. Указав на неправильное применение судом при разрешении спора норм материального права, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения районного суда.
Принимая решение об отказе удовлетворении требований истицы, судебная коллегия исходила из того, что должность "диетсестра" Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, от 22.09.1999г. N, от 29.10.2002г. N не предусмотрена.
Также, судебная коллегия указала, что подсчет продолжительности специального стажа в льготном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению к стажу, выработанному только в сельской местности без наличия стажа смешанного типа, в то время, как у истицы имеются периоды работы, как в сельской, так и в городской местности.
Установив, что на момент обращения с заявлением у истицы отсутствовал специальный стаж необходимой продолжительности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения пенсии с момента обращения с таким заявлением.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации от 16.07.2014 принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также Постановление от 16.07.2014 N665).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16.07.2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Закона N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список N 1066), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (Список N 464), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Списки составлены по принципу исчерпывающего перечня наименования учреждений и должностей, работа в которых дает право на досрочную пенсию по старости с учетом специального стажа, что исключает возможность для их расширительного толкования органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.
Из приведенных выше норм права следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Поскольку, из записей в трудовой книжке истицы, а также из выданных работодателем справок, подтверждающих характер работы, усматривается, что истица в спорный период работала в качестве диетсестры, то есть в должности, не предусмотренной соответствующим Списком, оснований для включения этого периода в специальный стаж не имеется.
Доводы кассационной жалобы относительно несогласия с выводами суда апелляционной инстанции, который не принял во внимание заключение государственной экспертизы условий труда, не может служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.
Исходя из обстоятельств дела и представленных доказательств, судом апелляционной инстанции достоверно установлен факт работы истицы в должности, не предусмотренной соответствующим Списком и отсутствии оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж.
Выводы, указанные в названном заключении, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, опровергаются совокупностью иных собранных по делу доказательств, а поэтому обоснованно не приняты во внимание.
В целом, доводы кассационной жалобы свидетельствуют об ином толковании приведенных выше положений закона и основанием для отмены судебного постановления быть не могут, так как выводы суда апелляционной инстанции соответствуют требованиям материального закона, правильно примененного судом, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств и их оценке в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судом апелляционной инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.