Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Егоровой Е.С, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саитибрагимовой С.С. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым о признании решения незаконным и понуждении выполнить определенные действия, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 13 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24 декабря 2020 г, Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Саитибрагимова С.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) (далее также ГУ УПФР в Джанкойском районе Республики Крым) и уточнив исковые требования просила: признать решение ответчика N от 17 марта 2020 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным; обязать ответчика включить в стаж работы, который дает право на назначение досрочной страховой пенсии следующие периоды: с 25 июля 1985 г. по 15 апреля 1986 г.; с 16 апреля 1986 г. по 1 января 1988 г.; с 2 января 1988 г. по 22 сентября 1989 г.; с 1 марта 2001 г. по 5 марта 2002 г.; с 6 марта 2002 г. по 15 июня 2004 г. (с применением льготного коэффициента 1 год работы за 1 год и 3 месяца стажа); с 10 февраля 2005 г. по 31 июля 2008 г. (с применением льготного коэффициента 1 год работы за 1 год и 3 месяца стажа); с 16 ноября 1998 г. по 12 декабря 1998 г, с 11 ноября 2019 г. по 6 декабря 2019 г. (с применением льготного коэффициента 1 год работы за 1 год и 3 месяца стажа); 18 марта 2015 г, 13 апреля 2015 г, 1 июня 2015 г, 17 июля 2015 г, 24 сентября 2015 г, 31 декабря 2015 г, 18 марта 2016 г, 20 июня 2016 г, 5 июля 2016 г, 12 сентября 2016 г, 18 марта 2017 г, 17 апреля 2017 г, 5 июня 2017 г, 26 июня 2017 г, 4 сентября 2017 г, 18 марта 2018 г, 9 апреля 2018 г, 28 мая 2018 г, 15 июня 2018 г, 21 августа 2018 г, 18 марта 2019 г, 29 апреля 2019 г, 4 июня 2019 г, 17 июня 2019 г, 12 августа 2019 г. Обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию в порядке пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 12 декабря 2019 г.; взыскать с ответчика расходы за оказание юридических услуг, расходы по уплате государственной пошлины.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 13 октября 2020 г..исковое заявление удовлетворено частично. Судом признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) N от 17 марта 2020 г..об отказе в назначении Саитибрагимовой С.С. досрочной страховой пенсии по старости.
Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) включить в специальный стаж Саитибрагимовой С.С, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г..N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы: с 25 июля 1985 г..по 15 апреля 1986 г..- работа в должности медсестры лор. отделения райполиклиники (в календарном исчислении); с 16 апреля 1986 г..по 1 января 1988 г..- работа в должности медсестры средней школы N24, N36 (в календарном исчислении); с 2 января 1988 г..по 22 сентября 1989 г..- работа в должности медсестры райполиклиники (в календарном исчислении); с 1 марта 2001 г..по 5 марта 2002 г..- нахождение в отпуске по уходу за ребенком до трех лет (в календарном исчислении); с 6 марта 2002 г..по 15 июня 2004 г..- работа в должности медицинской сестры на 0, 5 ставки в Крымковском ФАП (с применением льготного коэффициента 1 год работы за 1 год и 3 месяца стажа); с 10 февраля 2005 г..по 31 июля 2008 г..- работа в должности заведующей Крымковским ФАП (с применением льготного коэффициента1 год работы за 1 год и 3 месяца стажа); с 16 ноября 1998 г..по 12 декабря 1998 г, с 11 ноября 2019 г..по 6 декабря 2019 г..- нахождение на курсах повышения квалификации (с применением льготного коэффициента 1 год работы за 1 год и 3 месяца стажа); 18 марта 2015 г, 13 апреля 2015 г, 1 июня 2015 г, 17 июля 2015 г, 24 сентября 2015 г, 31 декабря 2015 г, 18 марта 2016 г, 20 июня 2016 г, 5 июля 2016 г, 12 сентября 2016 г, 18 марта 2017 г, 17 апреля 2017 г, 5 июня 2017 г, 26 июня 2017 г, 4 сентября 2017 г, 18 марта 2018 г, 9 апреля 2018 г, 28 мая 2018 г, 15 июня 2018 г, 21 августа 2018 г, 18 марта 2019 г, 29 апреля 2019 г, 4 июня 2019 г, 17 июня 2019 г, 12 августа 2019 г..- нерабочие (праздничные) дни, устанавливаемые органами государственной власти Республики Крым (в календарном
исчислении).
Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) назначить Саитибрагимовой С.С. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" с 15 декабря 2019 г. С ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) в пользу Саитибрагимовой С.С. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы на услуги представителя в размере 15 000 рублей, а всего 15 300 рублей 00 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24 декабря 2020 г. решение суда первой инстанции изменено, исключено указание о включении в специальный стаж Саитибрагимовой С.С. периода работы с 6 марта 2002 г. по 15 июня 2004 г, в кратном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца. В остальной части решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 13 октября 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым, вынести новое постановление об отказе в удовлетворении исковых требований Саитибрагимовой С.С. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Согласно письменному уведомлению представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное), поддерживая доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно письменному заявлению, направленному в суд кассационной инстанции Саитибрагимова С.С. также просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, отказав в удовлетворении кассационной жалобы.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами при разрешении настоящего дела.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), (ч.1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ; здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Саитибрагимовой С.С. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости - 20 января 2020 г.).
Статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
В силу части 20 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Судами установлено, что 12 декабря 2019 г. Саитибрагимова С.С. обратилась в ГУ УПФР в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д. 89).
Решением ГУ УПФ РФ в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) N от 17 марта 2020 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Согласно решению ответчика в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были включены периоды:
с 25 июля 1985 г. по 15 апреля 1986 г. - работа в должности медсестры лор. отделения райполиклиники, Узбекистан;
с 16 апреля 1986 г. по 1 января 1988 г. - работа в должности медсестры средней школы N24, N 36, Узбекистан;
с 2 января 1988 г. по 22 сентября 1989 г. - работа в должности медсестры райполиклиники, Узбекистан;
с 1 марта 2001 г. по 5 марта 2002 г. - нахождение в отпуске по уходу за ребенком до трех лет;
с 6 марта 2002 г. по 15 июня 2004 г. - работа в должности медицинской сестры на 0, 5 ставки в Крымковском ФАП;
с 10.02.2005 года по 31.07.2008 года - работа в должности заведующей Крымковским ФАП;
с 16 ноября 1998 г. по 12 декабря 1998 г, с 11 ноября 2019 г. по 6 декабря 2019 г. - нахождение на курсах повышения квалификации;
- 18 марта 2015 г, 13 апреля 2015 г, 1 июня 2015 г, 17 июля 2015 г, 24 сентября 2015 г, 31 декабря 2015 г, 18 марта 2016 г, 20 июня 2016 г, 5 июля 2016 г, 12 сентября 2016 г, 18 марта 2017 г, 17 апреля 2017 г, 5 июня 2017 г, 26 июня 2017 г, 4 сентября 2017 г, 18 марта 2018 г, 9 апреля 2018 г, 28 мая 2018 г, 15 июня 2018 г, 21 августа 2018 г, 18 марта 2019 г, 29 апреля 2019 г, 4 июня 2019 г, 17 июня 2019 г, 12 августа 2019 г.- нерабочие (праздничные) дни, устанавливаемые органами государственной власти Республики Крым (в календарном исчислении).
Удовлетворяя исковые требования Саитибрагимсовой С.С. о включении в специальный стаж спорных периодов работы в Узбекистане с 25 июля 1985 г. по 15 апреля 1986 г.; с 16 апреля 1986 г. по 1 января 1988 г.; с 2 января 1988 г. по 22 сентября 1989 г. суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г, статьей 1 которого предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу требований пункта 2 статьи 6 данного Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
В трудовой книжке истца ГТ-1 N имеются соответствующие записи, подтверждающие её работу в данные спорные периоды (л. д. 22-23).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из смысла приведенных норм следует, что справкой компетентных органов подтверждаются периоды, имевшие место после 1 января 2002 г. В данном случае периоды работы истца в Узбекистане, имели место до 1 января 2002 г, соответственно довод кассационной жалобы о необходимости предоставления справки, выданной компетентным органом, указанным в названном Соглашении, является необоснованным, поскольку, как уже было указано, согласно статье 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Разрешая исковые требования в части включения в специальный стаж истца периода работы с 10 февраля 2005 г. по 31 июля 2008 г. суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что специальный стаж истца является смешанным, поскольку наряду с работой заведующей в Крымковском ФАП, где выполняла функции акушерки и медицинской сестры, истец работала также в ГБУЗ РК "Джанкойская центральная районная больница", Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих инстанций в указанной части обоснованными.
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеет, среди прочих: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра).
Должность истца в трудовой книжке значится как заведующая Крымковским ФАП (л. д. 24).
Согласно справки от 22 июля 2020 г. N 126, выданной администрацией Крымковского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым в обязанности Саитибрагимовой С.С. в период работы в должности заведующей Крымковского фельдшерско-акушерского пункта входила как организационная деятельность, так и обязанности медицинской сестры, оказание населению доврачебной первичной медицинской помощи, ведение амбулаторного приема на ФАП и обслуживание больных на дому, оказание первичной неотложной помощи при острых заболеваниях и случаях, выполнение врачебных назначений, участие в диспансеризации населения, обеспечение медицинской помощи детям в школах. При отсутствии в штате ФАП других медицинских работников (акушерки, патронажной медицинской сестры) заведующий ведет амбулаторный прием детей, учет и патронаж беременных (л. д. 45).
Из изложенного следует, что занимая должность заведующей ФАП истец выполняла функции, как акушерки, так и медицинской сестры. То обстоятельство, что наименование врачебной должности не указано в трудовой книжке не является виной истца и не исключает выполнению ею врачебных обязанностей.
Довод ответчика о том, что не имеется подтверждения выполнения Саитибрагимовой С.С. врачебной деятельности является необоснованным, поскольку врачебная деятельность истца подтверждена вышеуказанной справкой.
Относительно применения к спорному периоду льготного коэффициен-та 1 год работы за 1 год и 3 месяца, то в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (подпункт а).
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Специальный стаж истца является смешанным, поскольку наряду с работой в Крымковском ФАП (согласно Постановления Совета Министров РК от 11.12.2019 г. N723 "Об утверждении перечня сельских территорий Республики Крым", Крымковское сельское поселение: село Крымка) истец работала также и в ГБУЗ РК "Джанкойская центральная районная больница", что является основанием для включения спорного периода в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций о включении в специальный стаж периодов нахождения Саитибрагимовой С.С. на курсах повышения квалификации: с 16 ноября 1998 г. по 12 декабря 1998 г, с 11 ноября 2019 г. по 6 декабря 2019 г. правомерными по следующим основаниям.
Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому они подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Обоснованным также является включение в специальный стаж нерабочих (праздничных) дней, устанавливаемых органами государственной власти Республики Крым 18 марта 2015 г, 13 апреля 2015 г, 1 июня 2015 г, 17 июля 2015 г, 24 сентября 2015 г, 31 декабря 2015 г, 18 марта 2016 г, 20 июня 2016 г, 5 июля 2016 г, 12 сентября 2016 г, 18 марта 2017 г, 17 апреля 2017 г, 5 июня 2017 г, 26 июня 2017 г, 4 сентября 2017 г, 18 марта 2018 г, 9 апреля 2018 г, 28 мая 2018 г, 15 июня 2018 г, 21 августа 2018 г, 18 марта 2019 г, 29 апреля 2019 г, 4 июня 2019 г, 17 июня 2019 г, 2 августа 2019 г. Удовлетворяя требования истца в данной части, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Прямого указания о порядке включения в "специальный" стаж праздничных дней в Правилах нет. На практике нерабочие праздничные дни, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, по умолчанию включаются в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии.
Перечень нерабочих праздничных дней установлен статьей 112 Трудового кодекса РФ. При этом в статье 5 Трудового кодекса РФ указано, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе региональными законами, содержащими нормы трудового права. Статья 6 Трудового кодекса РФ, разграничивающая полномочия федеральной власти и властей субъектов РФ, не относит установление дополнительных нерабочих праздничных дней, а также дополнительных отпусков отдельным категориям работников к исключительному ведению федеральной власти.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" соответствующие органы государственной власти в РФ вправе по просьбам религиозных организаций объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на определенных территориях. Право субъектов РФ устанавливать в своем регионе дополнительные нерабочие праздничные дни подтверждено Верховным Судом (Постановление Президиума ВС РФ от 21 декабря 2011 г. N20- ПВ11).
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами судом нижестоящих инстанций о том, что отсутствие в Правилах прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.
При указанных обстоятельствах, спорные периоды нерабочих (праздничных) дней, устанавливаемых органами государственной власти Республики Крым, подлежат включению в специальный стаж истца.
Также, судебная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о включении периода работы истца с 6 марта 2002 г. по 15 июня 2004 г. на 0, 5 ставки в календарном исчислении, поскольку законодательством Украины, действующего в спорный период, не предусмотрен льготный порядок исчисления стажа.
В указанной части апелляционное определение не обжалуется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может огласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций о включении в специальный стаж с применением льготного коэффициента отпуска по уходу за ребенком в период с 1 марта 2001 г. по 5 марта 2002 г. исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 11 Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516, утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 названных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В настоящем случае отпуск по уходу за ребенком имел место после 6 октября 1992 г, что не было учтено судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения в указанной части.
Вместе с тем, ввиду отсутствия расчетов ответчика о размере специального стажа истца за вычетом исключенного судом кассационной инстанции периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение в части возложения на ответчика обязанности назначить Саитибрагимовой С.С. пенсию с момента обращения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может признать обжалуемый судебный акт соответствующим закону и полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24 декабря 2020 г. подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установить по делу имеющие правовое значения обстоятельства.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 24 декабря 2020 г. отменить в части включения в специальный стаж истца периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 1 марта 2001 г. по 5 марта 2002 г, возложения на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" с 15 декабря 2019 г. В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Крым.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.