Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Егоровой Е.С. и Мартыновой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Замига В.А. к Государственному учреждению - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в Волгоградской области N1 об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Замига В.А, поступившей с делом 16 марта 2021 г, на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 21 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Замига В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камышине и Камышинском районе Волгоградской области (далее ГУ УПФР в г. Камышине и Камышинском районе Волгоградской области), в котором с учетом уточненных исковых требований просил признать решение (скорректированное решение) ГУ - УПФ РФ в г. Камышине и Камышинском районе от 29 июля 2020 г. N незаконным, обязать ГУ - УПФ РФ в г. Камышине и Камышинском районе Волгоградской области включить периоды работы: со 2 июня 1994 г. по 31 декабря 2008 г. в должности пожарного, старшего пожарного; с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. в должности командира отделения пожарного ФГКУ "9 отряд ФПС по Волгоградской области (15 лет 03 месяца 29 дней) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; возложить на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсию по старости с 19 августа 2019 г.
Решением Камышинского городского суда Волгоградской области от 21 сентября 2020 г. исковые требования Замига В.А. удовлетворены чачно.
Судом постановлено: признать решение ГУ УПФР в г. Камышине и Камышинском районе Волгоградской области N от 29 июля 2020 г. в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы Замига Вячеслава Анатольевича: с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. (6 месяцев), в должности командира отделения пожарного Федерального государственного казённого учреждения "9 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области";
возложить на ГУ УПФР в г. Камышине и Камышинском районе Волгоградской области обязанность включить в специальный стаж Замига В.А. периоды работы: с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. (6 месяцев), в должности командира отделения пожарного Федерального государственного казённого учреждения "9 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области";
в удовлетворении заявленных требований Замига В.А. к ГУ УПФР в г. Камышине и Камышинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения N от 29 июля 2020 г. в части не включения в специальный стаж периодов работы Замига В.А. со 2 марта 1994 г. по 31 декабря 2008 г, в должности пожарного, старшего пожарного, возложении обязанности включить в страховой стаж указанные выше периоды работы, назначении страховой пенсии с даты обращения за её назначением - с 19 августа 2019 г.- отказать.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 декабря 2020 г. произведена замена ответчика ГУ УПФР в г. Камышине и Камышинском районе Волгоградской области на правопреемника - Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в Волгоградской области N1 (далее ГУ Центр ПФР N1 по установлению пенсий в Волгоградской области).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 декабря 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить оспариваемые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных им исковых требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда, установленным по делу обстоятельствам.
В письменных возражениях представитель ГУ Центр ПФР N1 по установлению пенсий в Волгоградской области, не соглашаясь с доводами кассационной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности", право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожар-ных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
При разрешении настоящего спора судом установлено, что 19 августа 2019 г. Замига В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ УПФ РФ в г. Камышине и Камышинском районе Волгоградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФ в г.Камышине и Камышинском районе Волгоградской области N от 27 августа 2019 г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N400-ФЗ) по причине отсутствия требуемых 25 лет специального стажа (учтено 10 лет 7 месяцев 18 дней); согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона N400-ФЗ по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа 12 лет 6 месяцев (учтено 5 лет 10 месяцев) и требуемого возраста (55 лет).
Решением (скорректированное решение) ГУ УПФ в г. Камышине и Камышинском районе Волгоградской области N от 29 июля 2020 г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Закона N400-ФЗ по причине отсутствия требуемых 25 лет специального стажа (учтено 9 лет 8 месяцев 18 дней); согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона N400-ФЗ по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа 12 лет 6 месяцев (учтено 5 лет 10 месяцев) и требуемого возраста (55 лет).
Из решения N от 29 июля 2020 г. следует, что в специальный стаж Замига В.А. в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Закона N400-ФЗ не включены периоды работы: со 2 марта 1994 г. по 2 июня 1994 г. (3 месяца 1 день) в должности стажера-пожарного 28 ПЧ УГПС УВД по Волгоградской области; с 3 июня 1994 г. по 1 июля 2000 г. (6 лет 29 дней) в должности пожарного 28 ПЧ УГПС УВД по Волгоградской области; со 2 июля 2000 г. по 1 января 2002 г. (1 год 6 месяцев) в должности пожарного 29 ПЧ 9 ОГПС ГУВД по Волгоградской области; со 2 января 2002 г. по 21 марта 2003 г. (1 год 2 месяца 20 дней) в должности пожарного 29 ПЧ 9 ОГПС ГУВД по Волгоградской области; с 22 марта 2003 г. по 21 мая 2005 г. (2 года 2 месяца) в должности старшего пожарного 29 ПЧ 9 ОГПС МЧС России по Волгоградской области; с 22 мая 2005 г. по 1 июня 2006 г. (7 месяцев 10 дней) в должности старшего пожарного 29 ПЧ 9 ОГПС МЧС России по Волгоградской области; со 2 января 2006 г. по 31 декабря 2008 г. (3 года) в должности старшего пожарного 29 ПЧ 9 ОГПС МЧС России по Волгоградской области; с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. (6 месяцев) в должности командира отделения пожарного ФГКУ "9 отряд ФПС по Волгоградской области".
Факт работы истца в указанных должностях и в указанные периоды подтверждён соответствующими записями в трудовой книжке и справкой уточняющей характер работы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Замига В.А. суд первой инстанции исходил из того, что 28 ПЧ 9 ОГПС УВД (г. Камышин) финансировалась за счёт средств Волгоградской области и Камышинского района Волгоградской области; 29 ПЧ 9 ОГПС УВД (г. Камышин) финансировалась за счёт средств Волгоградской области, г. Камышина и Камышинского района Волгоградской области; указанные выше подразделения государственной противопожарной службы выполняли функции противопожарной службы субъекта Российской Федерации и в последующем 28 ПЧ 9 ОГПС УВД и 29 ПЧ 9 ОГПС МЧС России по Волгоградской области были ликвидированы, а работа в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не свидетельствует о праве Замига В.А. на досрочное назначение страховой пенсии до старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периода его работы с 2 июня 1994 г. по 31 декабря 2008 г. основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Частями 2, 3 и 4 статьи 30 Закона N400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665, в соответствии с подпунктом "л" пункта 1 которого при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N437 (далее - Список от 18 июня 2002 г. N437).
В постановлении Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N437 поименованы должности: "пожарный", "начальники караула пожарной части".
Из содержания статей 4, 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.), следует, что пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы".
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N103 "О территориальных подразделениях государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", согласно которому договор о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, заключает федеральный орган управления Государственной противопожарной службы и соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Законом о пожарной безопасности (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Из анализа приведенных норм следует, что деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Определяя ведомственную принадлежность учреждений, в которых проходила служба истца, судами не принято во внимание то обстоятельство, что учредителем Федерального Государственного казенного учреждения "9 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области", период работы в котором включен ответчиком в специальный стаж работы истца, правопредшественником которого является Федеральное государственное учреждение "9 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области", а до него - Государственное учреждение - "28 пожарная часть Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области", стаж работы в котором не включен судом в специальный стаж работы истца, значится Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области.
Вывод судов о том, что Государственное учреждение "29 пожарная часть 9 ОГПС МЧС России по Волгоградской области" не входило в структуру федеральной противопожарной службы (как территориальное подразделение), а относилось к государственной противопожарной службе субъекта Российской Федерации соответствующими доказательствами не подтвержден.
Организационные мероприятия, проводимые в сфере государственного управления пожарной безопасности на основании приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 августа 2008 г. N507, указывают на то, что реорганизация территориальных подразделе-ний Государственной противопожарной службы МЧС России, в том числе Государственного учреждения "28 пожарная часть Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области", ФГУ "9 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области" происходила путем переименования в Федеральное Государственное казенное учреждение 9 отряд Федеральной противопожар-ной службы по Волгоградской области", что свидетельствует о том, что характер деятельности учреждения, его цели и задачи не изменились.
Суды первой и апелляционной инстанций в результате неправильного толкования норм материального права, регулирующих спорные отношения, разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований истца о включении периода работы в специальный стаж, не приняли во внимание, что независимо от ведомственной принадлежности противопожарной службы, Замига В.А. в спорный период продолжал исполнять функции пожарного, затем старшего пожарного пожарной части, характер его работы, должностные обязанности не изменились, в связи с чем проведенная реорганизация в сфере государственного управления пожарной безопасности не может повлечь нарушение пенсионных прав истца.
Кроме того, из содержания справки, уточняющей характер работы истца, выданной Главным управлением МЧС России по Волгоградской области 27 июля 2020 г. исх. N352 следует, что служба в спорные периоды работы с 2 марта 1994 г. по 31 декабря 2008 г. в данных подразделениях относится к федеральной противопожарной службе.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что допущенные нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Поскольку суд кассационной инстанции в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ не имеет полномочия по установлению фактических обстоятельств дела, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что принятое по делу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 декабря 2020 г. подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, и разрешить исковые требования Замига В.А. в соответствии с законом, подлежащим применению к спорным отношениям, и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 декабря 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции суд.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.