Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е.Н. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым о включении периодов работы в трудовой стаж, о перерасчете пенсии и взыскании судебных расходов по кассационной жалобе Е.Н. на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 15.07.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 26.11.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Е.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым (далее - ГУ УПФ РФ в г. Евпатории Республики Крым) о включении периодов работы в трудовой стаж, о перерасчете пенсии и взыскании судебных расходов.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 15.07.2020 в удовлетворении исковых требований Е.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 26.11.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Е.Н. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Е.Н. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Е.Н. является получателем страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
При назначении пенсии в страховой стаж учтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 11 месяцев 08 дней), с 28.02.1985 по ДД.ММ.ГГГГ (05 лет 07 месяцев 27 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 08 дней), что составило 10 лет 06 месяцев 13дней, а также периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 месяцев 22 дня).
При назначении пенсии ГУ УПФ РФ в г. Евпатории Республики Крым не включено в страховой стаж Е.Н. период предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием сведений о размере и уплате сбора на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины.
Согласно ответу МИФНС N 6 по Республике Крым от 25.06.2019 на письмо Е.Н. сообщено, что в соответствии с п. 1 постановления Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 2025-6/14 "О регулировании трудовых отношений в Республике Крым на переходный период" ликвидированы территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым, структурные подразделения центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым. Вся информация необходимая для составления справки о подтверждении осуществления гражданами предпринимательской деятельности содержались в базе АИС "Податковый блок", собственником которой являлось Министерство доходов и сборов Украины. Инспекция не является правопреемником территориальных налоговых органов Украины, в связи с чем не имеет доступа к информационным ресурсам и документам указанных органов. Сообщено, что с учетом вышеизложенного, Инспекция не располагает информацией об осуществлении гражданами предпринимательской деятельности, имевшей место на территории Республики Крым до 18.03.2014.
Возможность зачета указанного периода предпринимательской деятельности в страховой стаж Е.Н. была рассмотрена Комиссией по реализации пенсионных прав граждан в г. Симферополе.
Согласно представленным Е.Н. индивидуальных сведений о застрахованном лице из системы персонифицированного учета Пенсионного фонда Украины, выданных Светловодским объединенным управлением ПФУ "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, являясь частным предпринимателем в Украине в период с 2004 года по 2013 год истцом осуществлены платежи страховых взносов в Пенсионный фонд Украины: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с этим, Комиссией учтено в стаж за 2004 год - 9 месяцев 1 день, за 2005 год - 8 месяцев 1 день, за 2006 год - 9 месяцев 1 день, за 2007 год - 6 месяцев, за 2008 год - 9 месяцев 1 день, за 2009 год - 6 месяцев, за 2010 год - 6 месяцев, за 2011 год 6 месяцев, за 2012 год - 6 месяцев, за 2013 год - 6 месяцев, всего 05 лет 11 месяцев 04 дня.
По заявлению Е.Н. в ГУ УПФ РФ в г. Евпатории Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет пенсии с учетом периодов осуществления предпринимательской деятельности общей продолжительностью 05 лет 11 месяцев 04 дня.
Перерасчет пенсии произведен с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления о перерасчете пенсии.
Стаж после ДД.ММ.ГГГГ, а именно, предпринимательская деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 лет 11 месяцев 4 дня, в расчет размера страховой пенсии истицы учтен по нормам Закона N.
Сумма сгенерированных страховых взносов за учтенные периоды предпринимательской деятельности составила 102 719, 36 руб, что составляет 7, 027 пенсионного коэффициента.
Доля страховой пенсии за периоды предпринимательской деятель-ности на ДД.ММ.ГГГГ с учетом стоимости одного пенсионного коэффициента 64, 10 рублей, составила 450, 53 руб. Доля страховой части пенсии на ДД.ММ.ГГГГ (после перерасчета пенсии) с учетом стоимости одного пенсион-ного коэффициента 74, 27 рублей (на ДД.ММ.ГГГГ), составила 521, 97 руб.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что расчет, произведенный ответчиком расчет пенсии истца является верным с которым согласился суд, в связи с этим исковые требования истца о выплате пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 684, 60 руб, и о взыскании задолженности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 519, 69 руб. является необоснованными и удовлетворению не подлежат. Истец неправильно производит свой расчет с целью увеличения размера пенсии без законных на то оснований.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Основание возникновения и порядок реализации права граждан Российской федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", нормы Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяются, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях". При установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Частью 3 ст. 2 от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
В разъяснениях, данных в абз. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С 01.01.2015 на территории Республики Крым пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" с учетом положений Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 01.01.2015 в соответствии законодательством Российской Федерации. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
Ст. 5.1 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что установление периодов работы и (или) иной деятельности (в том числе предпринимательской), включаемых в страховой (трудовой) стаж, осуществляется на основании, в том числе, документов, подтверждающих уплату налоговых платежей и (или) уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Украины за период до 18 марта 2014 года, а также иных документов, содержащих сведения о периодах работы и (или) иной деятельности, которые могут быть учтены комиссией в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Законом Украины "О пенсионном обеспечении" N 1788 от 05.12.1991, а также Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" N 1058 от 09.07.2003 (действовавшего на территории Республики Крым до 31.12.2014), было установлено, что для назначения пенсии учитывалась заработная плата (доход) за весь период страхового стажа, начиная с 01.07.2000, которая учитывается на основании сведений персонифицированного учета.
Постановлением Кабинета Министров Украины N 794 от 04.06.1998 утверждено "Положение об организации персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования". Во исполнение названного постановления Пенсионным фондом Украины совместно с Министерством труда и социальной политики и Государственной налоговой администрацией поэтапно с 01.10.1998 был введен автоматизированный персонифицированный учет сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.
Постановлением Кабинета Министров Украины N 832 от 08.06.1998 утвержден комплекс мер по поэтапному ведению на протяжении 1998 - 2000 годов в ПФУ автоматизированного персонифицированного учета сведений в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования.
С учетом норм пенсионного законодательства, действующего на территории Республики Крым в период с 1994 года по 2000 год, предоставление отчетности о доходах, начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование для физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности, не носило обязательного характера, сведения в Пенсионный фонд Украины предоставлялись в добровольном порядке, путем оформления актов-сверок по расчетам с Пенсионным фондом. С 2000 года в Пенсионном фонде Украины был введен персонифицированный учет, который осуществлялся в автоматизированном порядке.
На основании изложенного, в случае отсутствия сведений из автоматизированной системы Пенсионного фонда Украины о перечисленных взносах, доказательством уплаты таких взносов могут быть квитанции об уплате налогов и взносов, налоговые декларации, акты сверок с Пенсионным фондом Украины и т.д, однако таких документов истцом представлено не было.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 15.07.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 26.11.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.