Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.Р. к администрации г. Феодосии Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Д.Н, А.А. о признании нуждающимся в жилом помещении с даты постановки на учет в войсковой части, о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о включении в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты по кассационной жалобе Н.Р. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 26.08.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 10.12.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Н.Р. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Феодосии Республики Крым о признании нуждающимся в жилом помещении с даты постановки на учет в войсковой части, о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о включении в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Д.Н, А.А.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 26.08.2020 в удовлетворении исковых требований Н.Р. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 10.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Н.Р. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Н.Р. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами первой и апелляционной инстанций должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно применены нормы законодательства Украины и неверно дана оценка фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Н.Р. уволен с военной службы в запас по окончанию контракта приказом начальника Азово-Черноморского регионального управления Государственной пограничной службы Украины от 01.08.2006 N 92-лс. В Вооруженных Силах Российской Федерации Н.Р. не служил.
Н.Р. является пенсионером в воинском звании старшего прапорщика, имеет общую выслугу - 25 лет 7 месяцев 11 дней, из них календарную - 21 год 4 месяца 7 дней, льготную - 4 года 3 месяца 11 дней.
ДД.ММ.ГГГГ Н.Р. обратился в администрацию г. Феодосии Республики Крым с заявлением о подтверждении нуждаемости в жилом помещении с даты постановки на учёт в воинских частях вооружённых сил, участником мероприятий по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.03.2018 N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" и включении в список граждан на состав семьи из трех человек.
Письмом N от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Феодосии Республики Крым сообщила о невозможности рассмотрения указанного заявления по причине отсутствия в жилищном деле, сформированном при постановке на квартирный учёт, выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части о постановке Н.Р. на квартирный учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Из сообщения военного комиссариата г. Феодосии и Кировского района Республики Крым от 09.12.2019 установлено, что формирование, ведение, хранение жилищных дел военнослужащих не входит в задачи комиссариата.
Пограничное управление ФСБ России по Республике Крым сообщило Н.Р. о том, что документы и протоколы заседаний жилищных комиссий Симферопольского пограничного отряда Государственной пограничной службы Украины отсутствуют, жилищное (учётное) дело истца также отсутствует, в связи с чем, предоставить выписку из протокола жилищной комиссии не представляется возможным.
Личное дело Н.Р. на хранение в Центральный пограничный архив ФСБ России, документы войсковой части N2161 Государственной пограничной службы Украины не поступали.
По сведениям Единого реестра Н.Р. на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма не состоял.
В жилищном (учётном) деле Н.Р, отсутствуют сведения о постановке истца на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Из справки отдела по учёту и распределению жилой площади исполнительного комитета Феодосийского городского совета следует, что по состоянию на апрель 2010 года Н.Р. на квартирном учёте при исполнительном комитете не значится.
Не согласившись с данными обстоятельствами, Н.Р. обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что истцом не предоставлены доказательства о постановке на жилищный учёт, следовательно, истец не соответствует категории, установленной Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" от 22 марта 2018 года N 116.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Частью 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" от 22 марта 2018 года N 116 (далее - Указ N116) закреплено право на обеспечение жилыми помещениями постоянно проживающим на территории Республики Крым и города Севастополя, в том числе граждан России и членов их семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенных до 18 марта 2014 года с военной службы из дислоцировавшихся на территориях Республики Крым и города Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба (подпункт "а" пункта 1).
Обеспечение жилыми помещениями указанных граждан осуществляется органами исполнительной власти Республики Крым и города Севастополя за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам этих субъектов Российской Федерации в виде субвенций, порядок распределения и предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с Указом определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя.
Согласно пункту 5 Указа N 116 поручено Федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, передать списки граждан, названных в пункте I настоящего Указа, в Совет министров Республики Крым и Правительство Севастополя.
В соответствии с пунктом 3 Указа N 116 порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Указом определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N517-ЗРК/2018 органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым, в том числе, с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба.
На основании части 4 ст. 1 Закона N 517-ЗРК/2018 порядок учета нуждающихся в жилых помещениях и порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения определяются Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 09 августа 2018 года N384 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями и учета нуждающихся в жилых помещениях отдельных категорий граждан, установленных Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Порядок N 384).
Согласно пункту 2 Порядка N 384 право на обеспечение жилыми помещениями имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Крым, в том числе, граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N384 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Крым подтверждают нуждаемость граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, и признают их в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом N116.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются граждане, принятые воинскими частями вооруженных сил, воинскими формированиями, правоохранительными органами Украины, в которых предусмотрена военная служба, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года, подтвердившие нуждаемость в жилых помещениях по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, состоят ли они на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного проживания участниками мероприятия по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Указом N116.
Основанием для отказа в признании гражданина участником мероприятия по обеспечению жилым помещением в соответствии с Указом N 116 и для включения в список в силу пункта 22 Порядка N 384 является: несоответствие граждан категории, установленной Указом N 116; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящего Порядка; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств; отсутствие нуждаемости в жилом помещении на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года N116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя" предусмотрено условие обеспечения социальных гарантий отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в том числе наличие условия, что гражданин состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и уволен до 18 марта 2014 года.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 26.08.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 10.12.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Н.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.