Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Хаянян Т. А., судей Макаровой Е.В., Никольской О.Л., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым о понуждении совершить определенные действия по кассационной жалобе администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 04 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Хаянян Т.А, выслушав представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора г. Керчи обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации г.Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Керчи Республики Крым, в котором просил суд обязать ответчиков в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда привести автомобильные дороги общего пользования местного значения по "адрес" от пересечения с "адрес" до пересечения с "адрес" протяженностью "данные изъяты" м. и шириной 6, 3 м. в соответствие с пунктами 3.1, 5.1 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Заявленные требования мотивированы тем, что ответственность по содержанию улично-дорожной сети и состоянию дорожного полотна в г. Керчи возложена на ответчиков. Постановлением Администрации г. Керчи Республики Крым от 22 апреля 2016 г. N888/1п "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым" установлено право собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым на дорогу общего пользования местного значения по "адрес", протяженностью 1, 2 км. Прокуратурой г.Керчи проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения, безопасности дорожного движения в части ненадлежащего содержания дорожного полотна в ходе которой установлено, что целостность всего дорожного покрытия по "адрес" в "адрес", а именно: участок дороги от пересечения с "адрес" до пересечения с "адрес". протяженностью "данные изъяты" м. и шириной 6, 3 м. не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, а также пунктам 3.1, 5.1 ФИО6 50597-2017, поскольку имеются многочисленные дефекты, выбоины и разрушения дорожного покрытия. Выявленные нарушения составляют угрозу не только безопасности дорожного движения, но и жизни и здоровью неопределенного круга лиц и принадлежащему им имуществу.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 04 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22 декабря 2020 года, иск заместителя прокурора г.Керчи Республики Крым - удовлетворен.
В кассационной жалобе представитель администрации г.Керчи Республики Крым ФИО4 просит судебные акты отменить в части возложения на Администрацию г.Керчи Республики Крым обязанности привести участок автомобильной дороги общего пользования местного значения в соответствие с п.п. 3.1, 5.1 ФИО6 50597-2017, направить дело на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Крым.
В обоснование жалобы ссылается на то, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального права, нарушением норм процессуального права, считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, так как лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Керчь, является Управление жилищно- коммунального хозяйства администрации "адрес", которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование. Указывает, что на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации "адрес" возложены функции по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Керчь, создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2 раздела "Функции управления" Положения об УЖКХ Администрации, утвержденного решением 16 сессии Керченского городского совета 1 созыва ДД.ММ.ГГГГ N).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Несоответствие участков автомобильных дорог установленным требованиям по их содержанию и безопасности нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлен "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением 4 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 05 ноября 2014 года N 38-1/14 (в редакции решения Керченского городского совета от 27 августа 2015 года N518-1/15) принят Устав муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (далее - Устав).
Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 8 Устава к вопросам местного значения городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 Устава определено, что органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля, является администрация города Керчи. Функции и полномочия по осуществлению муниципального контроля от лица администрации города Керчи исполняют отраслевые органы администрации города Керчи. Организационная структура, полномочия, функции и порядок деятельности органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, а также перечень должностных лиц указанных уполномоченных органов и их полномочия осуществляются в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Решением 5 сессии Керченского городского совета Республики Крым 2 созыва от 29 октября 2019 года N 20-2/19, в соответствии со статьями 3, 10 Федерального закона, Уставом, утверждено Положение о порядке осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (далее - Положение).
Согласно частям 2, 3 статьи 1 Положения под муниципальным контролем понимается деятельность органа местного самоуправления города Керчи, уполномоченного в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования городской округ Керчь контроля на соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами города Керчи в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также обязательных требований, установленных федеральными законами и законами Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Органом местного самоуправления города Керчи, уполномоченным на осуществление муниципального контроля, указанного в пункте 2 настоящей статьи, является Администрация города Керчи в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства.
Решением 16 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 19 февраля 2015 г. N 234-1/15 утверждено Положение об, Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым согласно пункту 9.2 которого определено, что Управление осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Керчь, создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 22 апреля 2016 года N888/1-п утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым согласно Приложению, в котором под N указана "адрес", протяженностью 1, 2 км.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 09 июня 2020 года выявлены недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: на участке "адрес" от пересечения с "адрес" до пересечения с "адрес" протяженностью "данные изъяты" м. и шириной 6, 3 м, многочисленные разрушения, дефекты, отдельные выбоины дорожного покрытия размеры которых превышают предельно-допустимые значения и не соответствуют требованиям пунктов 3.1, 5.1 ГОСТ Р 50597-2017 (л.д.7).
Указанные обстоятельства также подтверждаются фототаблицей, составленной в ходе обследования (л.д.8-13).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия выявленных нарушений в содержании автодороги на участке "адрес" от пересечения с "адрес" до пересечения с "адрес" протяженностью "данные изъяты" м. и шириной 6, 3 м. ответчиками не был опровергнут. Материалы дела не содержат доказательств принятия ответчиками необходимых мер для соблюдения требований выявленных прокурором нарушений вышеуказанных требований обязательного к применению государственного стандарта, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
При этом суд отклонил доводы администрации г.Керчи о том, что в настоящее время бюджетом муниципального образования на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов не предусмотрены бюджетные ассигнования на проведение ремонтных работ на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ответчиков от исполнения возложенных на них обязанностей. Действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности движения автомобилей и пешеходов в зависимость от финансовой возможности.
В связи с этим, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, заявленных заместителем прокурора г.Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и их удовлетворении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном применении норм материального и процессуального права.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, суды, руководствуясь положениями Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 210 Гражданского кодекса РФ, пришли к правильному выводу о том, что обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения в отношении спорной дороги лежит на администрации города Керчи и ее соответствующих подразделениях.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ насел", иных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию над нежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. п. 1, 4 ст. 17 указанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Положениями ст. 13 данного Федерального закона установлено, что государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Постановлением Администрации "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым согласно Приложению, в котором под N указана "адрес", протяженностью 1, 2 км.
Безотносительно доводов о том, что, несмотря на то, что на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи возложены функции по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Керчь, создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2 раздела "Функции управления" Положения об УЖКХ Администрации, утвержденного решением 16 сессии Керченского городского совета 1 созыва 19 февраля 2015 года N234-1/15), ответственность самой Администрации г. Керчи данным обстоятельством не устраняется. Создание органами муниципальной власти в целях решения вопросов местного значения различных муниципальных учреждений не освобождает от надлежащего исполнения своих функций сам орган местного самоуправления, т.к. передача имущества в оперативное управление того или иного структурного подразделения не влечет изменения обязанности осуществления соответствующей функции по решению вопросов местного значения.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи Республики Крым не может самостоятельно нести ответственность по надлежащему состоянию автомобильной дороги по "адрес" в "адрес", протяженностью 1, 2 км.
При этом Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи принятое в отношении него судебное решение не обжаловало, а Администрация города Керчи Республики Крым вправе решить вопрос о том, кем из подведомственных ей муниципальных казенных учреждений будет исполняться решение суда непосредственно на стадии его исполнения.
Несоответствие участков автомобильных дорог установленным требованиям нарушает права и законные интересы граждан, так как обязанность по содержанию дорожного покрытия в границах городского округа лежит на органе местного самоуправления, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что надлежащими ответчиками по делу являются именно администрация г.Керчи и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Керчи, и возложенную на них законом обязанность ответчики не исполняют.
При этом передача имущества в оперативное управление того или иного структурного подразделения не влечет изменения обязанности осуществлять функции по решению вопросов местного значения.
Отсутствие денежных средств не является основанием для отмены судебных актов и не освобождает администрацию от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения.
С учетом изложенного выводы обжалуемых судебных постановлений отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, получившим оценку по правилам ст.ст. 56 и 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки установленных обстоятельств дела по правилам ч. 3 ст. 390 ГПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы заявителя и отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется, в связи с чем в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ постановления судов первой и апелляционной инстанций подлежат оставлению без изменения с отказом в удовлетворении кассационной жалобы администрации города Керчи Республики Крым.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 04 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Хаянян Т.А.
Судьи Макарова Е.В.
Никольская О.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.