Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу защитника ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" по доверенности Консмановой Д.А. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного суда Республики Крым от 25 ноября 2020 года, вынесенное в отношении ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 18 сентября 2020 года ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" признано виновным в совершении административного правоанрушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Верховного суда Республики Крым от 25 ноября 2020 года постановление судьи городского суда изменено, из мотивировочной части исключено указание о допущенных ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" нарушениях в области нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - зданий, расположенных в г. Феодосии на ул. Гарнаева, д.67А и переулке ул. Танкистов, д. 3А.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" по доверенности Консманова Д.А. просит решение судьи Верховного суда Республики Крым отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" к административной ответственности) нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Крымского управления Ростехнадзора от 11 августа 2008 года NРп-420-248-0, в отношении ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в период с 28 августа 2020 года по 3 сентября 2020 года проведена внеплановая выездная проверка, в ходе проведения которой должностными лицами установлены нарушения требований Федерального закона от 21 июля 1997 года N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
По результатам проведенной проверки Межрегиональным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю составлен Акт проверки от 3 сентября 2020 года N 24-14/2020.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" протокола об административном правонарушении от 14 сентября 2020 года N 64-14/06-2020 по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным и привлечением названного лица нижестоящими судебными инстанциями к административной ответственности.
Вместе с тем с указанными выводами нельзя согласиться.
Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в отношении ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" Межрегиональным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республики Крым и г. Севастополю, на основании составленного Акта проверки должностным лицом по выявленным фактам нарушения в отношении ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" также составлен протокол об административном правонарушении от 9 сентября 2020 года N N (л.д. 188-205).
По результатам рассмотрения указанного протокола, заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю вынесено постановление от 16 сентября 2020 года N 51-14/06-2020 о привлечении ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (л.д. 206-221).
В тоже же время, в протоколе об административном правонарушении от 14 сентября 2020 года N 64-14/06-2020 составленном в отношении ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическому лицу также вменяются нарушение законодательства Российской Федерации в области эксплуатации тепловых энергоустановок, обнаруженных 3 сентября 2020 года в 16 часов 00 минут, что соответствует обстоятельствам, изложенным в пункте 20 постановления о назначении административного наказания от 16 сентября 2020 года N 51-14/06-2020 года.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
С учетом того, что ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным, установлена за нарушение требований промышленной безопасности, а не за какое-либо отдельное нарушение, предусмотренное положениями и нормами, регулирующими вид деятельности, который осуществляется предприятием, указанное административное правонарушение является оконченным с момента выявления нарушения требований промышленной безопасности. А многоэпизодность данного правонарушения относится к характеру правонарушения. Пределы санкции части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяют индивидуализировать наказание в зависимости от количества действий (бездействия) и тяжести допущенных нарушений.
Отраженные в протоколах об административных правонарушениях от 9 сентября 2020 года N 51-14/06-2020 и от 14 сентября 2020 года N 64-14/06-2020 нарушения выявлены в рамках одной проверки, одним и тем же контролирующим органом, в отношении одного и того же лица, в один и тот же период времени, подпадают под квалификацию одной и той же нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и образуют одно событие административного правонарушения - совершение взаимосвязанных действий по нарушению требований в области промышленной безопасности.
В данном случае при наличии вступившего в законную силу постановления должностного лица административного органа о привлечении ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о повторном привлечении общества к административной ответственности, что ухудшает положение лица и противоречит принципу однократности наказания.
Также следует отметить, что действующее законодательство не содержит нормы предусматривающей возможность составления отдельного протокола об административном правонарушении по тем нарушениям, которые могут повлечь назначение административного наказания в виде приостановления деятельности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
При таких обстоятельствах постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 18 сентября 2020 года и решение судьи Верховного суда Республики Крым от 25 ноября 2020 года, вынесенные в отношении ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 18 сентября 2020 года и решение судьи Верховного суда Республики Крым от 25 ноября 2020 года, вынесенные в отношении ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.