Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Калинко А.В., рассмотрев жалобу защитника Гатыповой А.Б., действующей в интересах ООО "Мэргэн" на основании доверенности, на вступившее в законную силу постановление судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 13 ноября 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 8 февраля 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мэргэн" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 13 ноября 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 8 февраля 2021 г, ООО "Мэргэн" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей, которое исполнено 8 апреля 2021 г.
В жалобе защитник Гатыпова А.Б. просит судебные акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Как следует из протокола об административном правонарушении 15 августа 2020 г. в ходе проведения санитарно-эпидемиологического обследования в период времени с 18:30 ч. до 19:50 ч. ресторана "Мэргэн", расположенного по адресу г. Улан-Удэ ул. Борсоева д. 19б, деятельность в сфере оказания услуг общественного питания в котором осуществляет ООО "Мэргэн", установлено проведение мероприятия по празднованию дня рождения, а также отсутствовала инструкция о порядке применения дезинфицирующего средства "Дезхлор", что является нарушением требований п. 4 постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Бурятия от 26.03.2020 N 2 "О введении ограничительных мероприятий в организациях и объектах", а также п. 1.8 постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Бурятия от 11.04.2020 N 7 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19", п. 8 МР 3.1/2.3.6.0190-20 "Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19".
Рассматривая дело, судья районного суда, с которым согласился судья верховного суда, пришёл к выводу о нарушении ООО "Мэргэн" законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем, квалифицировал его действия по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Между тем, Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" названный Кодекс дополнен статьей 20.6.1 "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения", в соответствии с частью 1 которой невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 указанного Кодекса, что влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 417, в соответствии с которыми, в зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации организации принимают необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях; приостанавливают свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях (подпункты "б", "д" пункта 6 Правил).
Также органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации Главой Республики Бурятия принят указ от 13.03.2020 N 37 "О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-19)", которым предписано временно приостановить до особого распоряжения проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан, посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения указанных мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, кинотеатров (кинозалов), детских игровых комнат и детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений (п. 5 Указа в ред. от 11.08.2020).
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, в числе иного, разъяснено, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Исходя из вышеуказанного правого регулирования инкриминируемое ООО "Мэргэн" деяние, выразившееся в бездействии, состоящем в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Таким образом, в рассматриваемом случае по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Мэргэн" допущена неправильная квалификация совершенного административного правонарушения.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) указанного Кодекса, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация действий ООО "Мэргэн" на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ не противоречит вышеуказанным положениям.
Обстоятельства, составляющие объективную сторону вменяемого ООО "Мэргэн" административного правонарушения, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых протокол об административном правонарушении, копия акта санитарно-эпидемиологического обследования ресторана "Мэргэн", оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Доводы заявителя об отсутствии в деянии ООО "Мэргэн" состава административного правонарушения представляют собой субъективное толкование подлежащих применению норм и не свидетельствуют о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, предыдущие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что вина ООО "Мэргэн" в несоблюдении установленных по состоянию на 15.08.2020 на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, запретов и ограничений, установлена и доказана в полном объеме представленными материалами.
Выводы судебных инстанций, сделанные по существу обстоятельств, образующих объективную сторону совершенного ООО "Мэргэн" деяния, сомнений не вызывают.
Доводы жалобы о недопустимости полученных доказательств, в связи с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Представленные в материалы данного дела доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, недостатков и противоречий не содержат, оснований для признания их недопустимыми не имеется.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности ООО "Мэргэн" не нарушены. Обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного административного правонарушения исходя из характера правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, не усматривается.
Таким образом оспариваемое судебное постановление подлежит изменению путём переквалификации совершенного ООО "Мэргэн" деяния на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, установленные по делу смягчающие административную ответственность обстоятельства, признанные исключительными, прихожу к выводу о необходимости назначения ООО "Мэргэн" наказания с применением положений ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу защитника Гатыповой А.Б. частично удовлетворить.
постановление судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 13 ноября 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 8 февраля 2021 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мэргэн" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, изменить.
Переквалифицировать совершенное ООО "Мэргэн" деяние с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части вынесенные по делу акты оставить без изменения.
Судья А.В.Калинко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.