Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Зиновьевой К.В, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации поселка Нижний Ингаш Красноярского края, поданную 27 мая 2021 года, на решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 12 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 января 2021 года
по административному делу N 2а-212/2020 по административному исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края к Администрации поселка Нижний Ингаш Красноярского края об устранении нарушений законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения на территории поселка.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения Главы поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края Гузей Б.И. и представителя Администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края Попова И.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Кадошникова С.О, полагавшего судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Нижнеингашского района обратился в Нижнеингашский районный суд Красноярского края с административным исковым заявлением об устранении нарушений законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения на территории поселка, просит признать незаконным бездействие администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края в сфере водоснабжения и водоотведения, выразившееся в не создании на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш системы очистки сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения и не размещении в средствах массовой информации и официальном сайте в сети "Интернет" информации о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, о возложении обязанности на Администрацию поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края устранить допущенные нарушения прав и свобод граждан путем создания на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш системы очистки сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения до 1 января 2022 года.
В обоснование требований указано, что что прокуратурой Нижнеингашского района проведена проверка исполнения администрацией поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения на территории поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района. В ходе проверки установлено, что сточные воды от существующей жилой застройки, общественных зданий и зданий коммунального назначения поселка Нижний Ингаш самотеком по закрытой системе канализации поступают в накопитель на КНС. Протяжённость сети составляет 5, 1 км. После накопителя на КНС насосом по трубопроводу сбрасываются через русловой выпуск в болото. Нежилое здание - КНС с оборудованием и канализационные сети протяженностью 5.2 км, расположенные в п. Нижний Ингаш переданы в пользование ООО "Удача плюс", на основании договора аренды от 24 апреля 2020 года. ООО "Удача плюс" с ОАО "Российские железные дороги" 18 июня 2020 года заключен договор на прием (сброс) сточных вод в объеме 3 250 куб.м./мес. В нарушение требований законодательства на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения не производится. Сливных станций или полей ассенизации, а также специальных участков и сооружений по обезвреживанию и переработке жидких бытовых отходов нет. Действующей схемой водоснабжения и водоотведения строительство сливных станций и очистных сооружений не предусматривается. Слив жидких отходов и нечистот вне предназначенные для этого места (болото, почву) ведет к загрязнению атмосферного воздуха сероводородом, воды и почвы солями и кислотами.
Кроме того, при проведении проверки было установлено, что Администрацией поселка Нижний Ингаш информация о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселка Нижний Ингаш за 2017, 2018, 2019 и текущий период 2020 года в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" не размещена.
Решением Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 12 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 января 2021 года, административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края в сфере водоснабжения и водоотведения, выразившееся в не создании на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш системы очистки сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения и не размещении в средствах массовой информации и официальном сайте в сети "Интернет" информации о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения. На Администрацию поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края устранить допущенные нарушения прав и свобод граждан путем создания на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш системы очистки сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения до 1 января 2022 года.
В кассационной жалобе Администрацией поселка Нижний Ингаш ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Указывают, что судами не учтено, что граждане, чьи дома не подключены к централизованной сети бытовой канализации, а оборудованы надворными уборными выгребными ямами с утилизацией фекальных стоков в компостные ямы, индивидуальные септики, напрямую обязаны заключать договоры с организацией, предоставляемой данные услуги, дабы избежать нарушения закона об охране окружающей природной среды и Конституцию Российской Федерации и не загрязнять окружающую среду. В настоящее время отсутствует нарушение прав и законных интересов граждан. Для управляющей организации ООО "Удача плюс" Министерством тарифной политики Красноярского края установлены тарифы на оказание услуг по водоотведению для потребителей р. Нижний Ингаш Нижнеингашского района. Управляющей компанией осуществляется вывоз фекальных стоков с последующей утилизацией в отношении граждан, не подключенных к централизованной сети бытовой канализации. Полагают, что выводы судов обстоятельствам дела не соответствуют.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Красноярского края, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами при рассмотрении дела.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В соответствии с понятием, содержащимся в пункте 2 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ водоотведения - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (пункт 28 статьи 2).
Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9 статьи 2).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов наделены в соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (пункт 2); согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации (пункт 3); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (пункт 4).
Согласно части 1 статьи 9 "Устав поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, использование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3); организация в границах поселка электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4).
"Правилами холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 N 644 (далее - Правила), регулируются отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Согласно пункту 25 Правил организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Пунктом 107 Правил виды централизованных систем водоотведения в зависимости от своего предназначения, в числе которых предусмотрены централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения, а также сточных вод, образовавшихся в результате производства продукции и (или) оказания услуг, при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами (подпункт "а").
В соответствии с используемыми понятиями, "сточные воды поселений или городских округов" - сточные воды, принимаемые от абонентов, расположенных на территории поселений или городских округов, в централизованные системы водоотведения поселений или городских округов. Сточные воды, включающие в себя в том числе хозяйственно-бытовые сточные воды, принимаемые в централизованные бытовые, централизованные общесплавные и централизованные комбинированные системы водоотведения.
Из указанных норм права следует, что организация водоотведения через централизованные бытовые системы водоотведения должна предусматривать, в том числе, очистку сточных вод.
Судами установлено, что в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения, утвержденной Постановлением Администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края от 1 июля 2014 года "Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании поселок Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края" на территории пгт. Нижний Ингаш имеется централизованная канализационная система, в которую принимаются сточные воды от существующей жилой застройки, общественных зданий и зданий коммунального назначения, самотеком по закрытой системе канализации поступают в накопитель на КНС. Протяженность сети - 5.1 км. После накопителя на НКСН насосом по трубопроводу сбрасываются через русловой выпуск в болото.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18 февраля 2011 года здание КНС, находится в собственности муниципального образования поселок Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края. Согласно техническому паспорту нежилого здания КНС, сведений о системе водоочистки не содержится. Сети канализации протяженностью 5.1 км. также находится в собственности муниципального образования поселок Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края. Согласно представленному договору от 24 апреля 2020 года указанное муниципальное имущество передано в аренду ООО "Удача плюс". По условиям пункта 5 договора аренду переданное в аренду имущество предназначено для оказания услуг по перекачке хозяйственно бытовых отходов и близких к ним по составу производственных сточных вод, имеющий нейтральную или слабощелочную реакцию.
Установлено так, и не опровергнуто в ходе рассмотрения дела русловой выпуск представлен в виде трубопровода диаметром 150мм, отводящий сточные воды, сброс воды осуществляется на земельный участок, относящийся к землям лесного фонда Тинского лесничества Южного участкового лесничества. До сброса очистка вод не производится.
Согласно части 10 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось административным ответчиком, указанная обязанность до момента обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением не исполнялась.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов соответствие выводов об их применении установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов о бездействии административного ответчика выразившегося в не создании на территории муниципального образования системы очистки сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения и наличии оснований для возложения спорной обязанности, поскольку доводы об использовании централизованной системы водоотведения в поселении без принятия мер по очистке нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что законодательство допускает, что на территориях поселений система централизованного водоснабжения может отсутствовать и предусматривает для этих случаев специальные правила вывоза жидких отходов с неканализированных объектов, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют об отсутствии оспариваемого бездействия, связанного с отсутствием системы очистки сточных вод при использовании централизованной систему водоотведения.
Не свидетельствуют о незаконности судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств нарушения чьих либо прав, в том числе прав неопределенного круга лиц, и причиной связи с оспариваемым бездействием, поскольку установленные федеральным законом обязанности должны исполнятся органами местного самоуправления при реализации полномочий по вопросам местного самоуправления. Исполнение спорных обязанностей направлено на реализацию конституционных прав, установленных, в частности, статьей 42 Конституции Российской Федерации, кроме того, является механизмом контроля качества предоставляемых коммунальных услуг, что безусловно затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Доводы кассационной жалобы о том, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав, а равно доводы о том, что удовлетворение требований влечет освобождение от ответственности управляющую организацию ООО "Удача плюс", не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на субъективной оценке заявителем выводов судов, изложенных в судебных актах. Как указано выше, имущественный комплекс системы централизованной канализационной системы, находящейся в поселке Нижний Ингаш, является муниципальной собственностью. Арендатор в силу статей 611 и 612 Гражданского кодекса Российской Федерации использует переданное имущество и не несет ответственность за недостатки переданного в аренду имущества.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора в пределах избранного заявителем способа защиты нарушенного права судами установлены правильно, нарушений норм права, которые могли повлечь неверные выводы судов, не допущено, оснований для отмены судебных актов, по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 12 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 25 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.