Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы по тарифам Иркутской области, поданную 28 мая 2021 года, на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 11 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 2 декабря 2020 года
по административному делу N 2а-1/2020 по административному исковому заявлению Службы по тарифам Иркутской области к Администрации Карлукского муниципального образования, главе Администрации Карлукского муниципального образования о признании постановления не действующим в части.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения представителя Службы по тарифам Иркутской области Минеевой В.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Администрации Карлукского муниципального района Беляева В.А, поддержавшего доводы, изложенные в возражениях, заключение прокурора Кадошникова С.О, полагавшего судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
Служба по тарифам Иркутской области (далее также Служба) обратилась в Иркутский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Администрации Карлукского муниципального образования (далее также Администрация) о признании не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушающими права и законные интересы Службы и недействующими с момента принятия следующие постановления администрации Карлукского муниципального образования (в части установления льготных тарифов на питьевую воду, поставляемую ООО "Чистые Ключи" населению д. Карлук):
от 29 декабря 2017 года N 430 "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО "Чистые Ключи" в д. Карлук";
от 17 декабря 2018 года N 383 "О внесении изменений в постановление администрации Карлукского муниципального образования от 29 декабря 2017 года N 430 "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО "Чистые Ключи" в д. Карлук";
от 23 апреля 2019 года N 151 "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО "Чистые Ключи" на территории д. Карлук Карлукского муниципального образования";
от 7 июня 2019 года N 182 "О внесении изменений в постановление от 23 апреля 2019 года N 151 "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО "Чистые Ключи" на территории д. Карлук Карлукского муниципального образования";
от 19 декабря 2019 года N 391 "О внесении изменений в постановление от 23 апреля 2019 года N 151 "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО "Чистые Ключи" на территории д. Карлук Карлукского муниципального образования";
обязать администрацию Карлукского муниципального образования принять тарифное решение, предусматривающее установление тарифов на питьевую воду, поставляемую ООО "Чистые Ключи" населению д. Карлук, на экономически обоснованном уровне.
В обоснование требований указано, что Администрацией Карлукского муниципального образования были приняты нормативные правовые акты по вопросам регулирования тарифов на питьевую воду, поставляемую ООО "Чистые Ключи" потребителям в д. Карлук Иркутского района Иркутской области. Спорными тарифными решениями Администрацией осуществлена корректировка/установление регулируемых тарифов в отношении ООО "Чистые Ключи", в том числе - долгосрочных тарифов на питьевую воду для населения д. Карлук. Настаивают, что тарифы установлены с нарушением требований законодательства.
Указывают, что тарифы на питьевое водоснабжение в отношении ООО "Чистые Ключи" территории д. Карлук установлены впервые. Ранее государственное регулирование тарифов на питьевую воду для населения д. Карлук, обслуживаемого ООО "Чистые Ключи", не осуществлялось, коммунальная услуга по питьевому водоснабжению указанным потребителям не предоставлялась, соответствующая плата не предъявлялась и не взималась.
Настаивают, что основания для установления в отношении указанной категории потребителей льготных тарифов в питьевую воду отсутствуют.
При принятии Постановления от 29 декабря 2017 года N 430 Администрацией Карлукского муниципального образования допущено нарушение срока установления регулируемых тарифов.
По выявленным нарушениям законодательства Службой Администрации Карлукского муниципального образования выдано предписание от 10 апреля 2018 года N 20-Пр "Об устранении нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов)".
Предписание органом местного самоуправления не исполнено, оспаривается в Арбитражном суде Иркутской области (N А19-10391/2018), что не позволяет Службе должным образом выполнить возложенные на нее задачи и функции в части формирования на территории Иркутской области единой системы ценообразования и эффективного контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных им отдельных областных государственных полномочий в сфере водоснабжения (подпункт 5 пункта 4, подпункт 23(1) пункт 5 Положения N 303-пп).
Действия органа местного самоуправления препятствуют Службе в восстановлении на территории Иркутской области установленного федеральным законодательством порядка ценообразования, что способствует наращиванию у ресурсоснабжающей организации (ООО "Чистые ключи") недополученных доходов от предоставления населению д. Карлук услуг по питьевому водоснабжению по льготным тарифам и, тем самым, нарушает баланс экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.
Служба полагает, что постановления Администрации от 29 декабря 2017 года N 430, от 17 декабря 2018 года N 383, от 23 апреля 2019 года N 151, от 7 июня 2019 года N 182 и от 19 декабря 2019 года N 391 в части тарифов на питьевую воду, установленных для населения на льготном уровне, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подлежат признанию недействующими с момента принятия..
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 11 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 2 декабря 2020 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Службой по тарифам Иркутской области ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, изложенными в судебном акте, указывая, что с 1 января 2018 года у населения д. Карлук, обслуживаемого ООО "Чистые ключи", произошло изменение набора коммунальных услуг в части добавления коммунальной услуги по холодному водоснабжению. С учетом положений Основ формирования индексов, а именно: пунктов 4 и 5 в данном случае предельные индексы применению не подлежат и, соответственно, правовые основания для установления Администрацией в отношении указанной категории потребителей льготных тарифов на питьевую воду отсутствуют. Следовательно, принятое Администрацией Постановление N 430 в части установления льготных тарифов на питьевую воду для населения д. Карлук нарушает требования федерального и регионального законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, препятствует формированию на территории Иркутской области единой системы ценообразования, необоснованно возлагает на бюджет Иркутской области расходы по компенсации ООО "Чистые ключи" недополученных доходов от реализации населению питьевой воды по льготным тарифам. Указывают, что выводы судов о нарушении прав и законных интересов населения при смене ресурсоснабжающей организации, в том числе, когда обслуживание населения осуществляется вновь созданной организацией, в отношении которой ранее государственное регулирование тарифов не осуществлялось, являются необоснованными. Указывают, что в ходе судебного разбирательства Служба неоднократно высказанные как устно, так и письменно доводы, а также ссылки на нормы жилищного законодательства, не были приняты во внимание судами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представителем Комитета по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав представителей административного истца и административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных администрацией Карлукского муниципального образования, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера при рассмотрении дела судами допущено не было.
Администрацией Карлукского муниципального образования при осуществлении полномочий по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения установлены приняты нормативные правовые акты по вопросам регулирования тарифов на питьевую воду, поставляемую ООО "Чистые Ключи" потребителям в д. Карлук, а именно:
постановлением от 29 декабря 2017 года N 430 "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО "Чистые Ключи" в д. Карлук" установлены тарифы для населения в размере: 34 руб./м3 на период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года; 35, 36 руб./м3 на период с 1 июля 2018 года по 30 июня 2019 года; 36, 77 руб./м3 на период с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года; 38, 24 руб./м3 на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года;
постановлением от 17 декабря 2018 года N 383 "О внесении изменений в постановление администрации Карлукского муниципального образования от 29 декабря 2017 года N 430 "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО "Чистые Ключи" в д. Карлук" установлены тарифы для населения в размере: 34 руб./м3 на период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года; 35, 36 руб./м3 на период с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года; 35, 96 руб./м3 на период с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года; 37 руб./м3 на период с 1 июля 2019 года по 30 июня 2020 года; 38, 07 руб./м3 на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года;
постановлением от 23 апреля 2019 года N 151 "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО "Чистые Ключи" на территории д. Карлук Карлукского муниципального образования" установлены тарифы для населения в размере: 35, 96 руб./м3 на период с 4 мая 2019 года по 30 июня 2019 года; 37 руб./м3 на период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года; 37 руб./м3 на период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года; 38, 07 руб./м3 на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года;
постановлением от 7 июня 2019 года N 182 "О внесении изменений в постановление от 23 апреля 2019 года N 151 "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО "Чистые Ключи" на территории д. Карлук Карлукского муниципального образования" установлены тарифы для населения в размере: 35, 96 руб./м3 на период с 4 мая 2019 года по 30 июня 2019 года; 37 руб./м3 на период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года; 37 руб./м3 на период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года; 38, 07 руб./м3 на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года;
постановлением от 19 декабря 2019 года N 391 "О внесении изменений в постановление от 23.04.2019 г. N 151 "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО "Чистые Ключи" на территории д. Карлук Карлукского муниципального образования" установлены тарифы для населения в размере: 35, 96 руб./м3 на период с 4 мая 2019 года по 30 июня 2019 года; 37 руб./м3 на период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года; 37 руб./м3 на период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года; 38, 48 руб./м3 на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года;
Судами установлено и следует из материалов дела, что 12 декабря 2017 года ООО "Чистые ключи" обратилось в Администрацию с заявкой об установлении тарифов на холодное водоснабжение, представило обосновывающие материалы, в числе которых было представлено концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения от 15 декабря 2017 года N 5, заключенное по результатам проведения конкурентных процедур.
Письмом от 18 декабря 2017 года N 1669 Администрация сообщила об открытии 13 декабря 2017 года дела об установлении в отношении ООО "Чистые ключи" тарифов на холодную воду.
Постановлением Администрации от 22 декабря 2017 года N 412 утверждено Положение о комиссии по регулированию тарифов Карлукского муниципального образования, а также состав Комиссии.
На заседании Комиссии проведен анализ экономической обоснованности затрат, заявленных ООО "Чистые ключи" на тарифное регулирование. Тарифы в отношении ООО "Чистые ключи", в том числе льготные тарифы, утверждены Администрацией на заседании тарифной комиссии 29 декабря 2017 года, о чем составлен протокол. Экономическая обоснованность затрат отражена в Приложении N 3 к протоколу от 29 декабря 2017 года "Расчет тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) методом индексации для потребителей ООО "Чистые ключи", оказывающего услуги на территории д. Карлук Иркутского района.
Постановление от 17 декабря 2018 года N 383 принято в целях ежегодной корректировки тарифов на 2019 год.
Постановление от 23 апреля 2019 года N 151 принято в связи с изменением у ООО "Чистые ключи" в течение периода регулирования системы налогообложения на основании письма ООО "Чистые ключи" от 15 января 2019 года N 5 и уведомления ООО "Чистые ключи" об отказе от применения упрощенной системы налогообложения.
Постановление от 7 июня 2019 года N 182 "О внесении изменений в постановление от 23 апреля 2019 года N 151 "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для ООО "Чистые Ключи" на территории д. Карлук Карлукского муниципального образования" принято с целью устранения технической ошибки, допущенной при принятии постановления от 23 апреля 2019 года N 151, при этом, следует отметить, что внесенные изменения не затрагивали тариф, установленный для населения.
Постановление от 19 декабря 2019 года N 391 принято в связи с ежегодной корректировкой тарифов на 2020 год.
Постановления были в установленном порядке опубликованы в газете "Карлукский Вестник".
Службой по тарифам Иркутской области Администрации Карлукского муниципального образования выдано предписание от 10 апреля 2018 года N 20- Пр "Об устранении нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов)", согласно которому возложена обязанность в срок до 10 мая 2018 года внести изменения в Постановление N 430 изменения в части установления тарифа на питьевое водоснабжение для ООО "Чистые Ключи" в экономически обоснованном размере для всех групп потребителей.
Разрешая заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, соответствуют нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, нарушений формы, вида и процедуры принятия нормативных правовых актов не допущено, порядок опубликования соблюден, нарушений прав и законных интересов Службы по тарифам Иркутской области не установлено. Оценивая доводы административного истца и представленные доказательства, судами принято во внимание, что на территории Карлукского муниципального образования осуществляют деятельность две ресурсоснабжающие организации: ООО "Южнобайкальское" и ООО "Чистые ключи". Из представленного административным ответчиком расчета следует, что основанием для предоставления льготного тарифа явилось превышение размера роста платы граждан за холодное водоснабжение по муниципальному образованию над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Законность, обоснованность и правомерность вынесения приказа Службой по тарифам Иркутской области от 6 февраля 2015 года N 25-спр, а равно нарушения действиями Службы по тарифам Иркутской области, направленными на выдачу и исполнение предписания от 10 апреля 2018 года N 20-Пр "Об устранении нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов)" законных прав и интересов населения д. Карлук уже являлись предметом рассмотрения и получили свою оценку в рамках административного дела N 3а-10/2019 (66-АПА19-6). Предметы заявленных требований по делу N 3а-10/2019 и настоящему делу носят взаимосвязанный характер.
Действующее законодательство не предусматривает оснований установления льготных тарифов для граждан в зависимости от факта осуществления ресурсоснабжающей организации деятельности в предыдущих периодах регулирования. В ином случае, население указанной ресурсоснабжающей организации будет находиться в неравном и невыгодном положении по сравнению с гражданами - потребителями ресурсоснабжающей организации, которая ранее осуществляла регулируемую деятельность и имеет льготный тариф.
Суд кассационной инстанции полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов, нарушение судами норм материального или процессуального права не подтверждают.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в рассматриваемом случае отсутствуют основания утверждать, что для населения д. Карлук изменился набор коммунальных услуг, до момента передачи имущества (водонапорной башли, водопроводных сетей), ООО "Чистые Ключи" на основании концессионного соглашения от 15 декабря 2017 года N 5, население д. Карлук было обеспечено холодным водоснабжением посредством использования имущества, являющегося объектов концессионного соглашения, соответственно, оснований для применения положений подпункта "а" пункта 5 "Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", согласно которому при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг, при установлении оспариваемых льготных тарифов не имеется.
Как правильно указано судами, установление на территории одного муниципального образования в отношении части населения, услуги которой в оказывает новая регулируемая организация, для которой тарифы устанавливаются впервые, без учета льгот, которые предоставлены другой части населения, услуги которой оказывает другая регулируемая организация, ставил население в неравное, влечет дискриминационные условия для населения, лишенного права оплачивать услуги холодного водоснабжения по льготным тарифам.
С учетом изложенного, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов об их применении установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов. Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, приведенным в административном исковом заявлении в обоснование заявленных требований и в апелляционной жалобе, были подробно исследованы судами, и им дана надлежащая правовая оценка с мотивированным изложением причин отклонения, доводы кассационной жалобы об искажении позиции заявителя в судебных акта носит характер субъективной оценки, о незаконности судебных актов не свидетельствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 11 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 2 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.