Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Аноприенко К.В.
с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора города Петропавловска-Камчатского в защиту интересов Китаевой Жанетты Васильевны к КГКУ "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий", Министерству социального развития и труда Камчатского края о признании действий незаконными, взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20 августа 2020 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора города Петропавловска-Камчатского обратился в суд в интересах Китаевой Ж.В. с названным иском к ответчикам. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка по вопросу соблюдения КГКУ "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" (далее КГКУ "Центр выплат") законодательства в сфере социальных прав граждан, в рамках которой установлено, что Китаева Ж.В, проживающая в квартире "адрес" в городе Петропавловске-Камчатском, являлась получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по категории "инвалид" в период с 1 октября 2009 года по 30 ноября 2018 года. С ноября 2018 года ежемесячная денежная компенсация перечисляется Китаевой Ж.В. в нарушение требований законодательства в размере 20% регионального стандарта, то есть в пределах авансирования, вместо компенсации фактических расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%.
При поступлении сведений о фактических расходах Китаевой Ж.В. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в 2018 году КГКУ "Центр
выплат" в нарушение норм действующего законодательства произведён перерасчет предоставленной денежной компенсации с учетом наличия права на ее получение в размере 50%, в связи с чем установлена недоплата в сумме 691 руб. 34 копейки.
Ответчиком был произведен перерасчет в сторону уменьшения размера указанной компенсации за период с 1 января 2017 года по 30 октября 2018 года, в результате чего у Китаевой Ж.В. образовалась задолженность в сумме 44 622 руб. 18 копеек, в том числе за 2017 год в размере 24 631 руб. 49 копеек.
По состоянию на 10 июня 2019 года с ноября 2018 года по январь 2019 года КГКУ "Центр выплат" незаконного произведено удержание излишне выплаченных сумм от размера ежемесячной денежной компенсации в размере 516 руб. 35 копеек. В настоящее время производится удержание указанной задолженности без согласия гражданина в размере 50%.
Прокурор просил признать незаконными действия КГКУ "Центр выплат", нарушающими права Китаевой Ж.В. на предоставление мер социальной поддержки и взыскать удержанную часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по январь 2019 года в размере 516 руб. 35 копеек, недополученную часть ежемесячной денежной компенсации за ноябрь 2018 года в размере 691 руб. 34 копейки.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 4 сентября 2019 года исковые требования удовлетворены частично. Действия КГКУ "Центр выплат" по удержанию с Китаевой Ж.В. выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации при осуществлении перерасчета за период с 1 января 2017 года по 31 октября 2018 года признаны незаконными. Требования в остальной части иска оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 21 ноября 2019 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 мая 2020 года апелляционное определение отменено, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20 августа 2020 года решение суда отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора города Петропавловска-Камчатского, действующего в интересах Китаевой Жанетты Васильевны, о взыскании с Министерства социального развития и труда Камчатского края удержанной части аванса ежемесячной денежной компенсации, а также недополученной части ежемесячной денежной компенсации.
Исковые требования прокурора города Петропавловска-Камчатского, действующего в интересах Китаевой Жанетты Васильевны в указанной части удовлетворены.
С Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" в пользу Китаевой Жанетты Васильевны взыскана удержанная часть аванса ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по январь 2019 года в размере 516 рублей 35 копеек, недополученная часть ежемесячной денежной компенсации за ноябрь 2018 года в размере 691 рубль 34 копейки, а всего взыскать 1 207 рублей 69 копеек.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края просит апелляционное определение отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам, установленным по делу, неправильное применение норм материального права.
В письменном отзыве на кассационную жалобу представитель КГКУ "Центр выплат" поддержал доводы кассационной жалобы, не возражал против отмены апелляционного решения суда, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Прокурор г. Петропавловск-Камчатский, Китаева Ж.В, представители КГКУ "Центр выплат", Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Прокурор в судебном заседании полагал апелляционное определение суда законным и обоснованным, кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и выслушав прокурора, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установил, что Китаевой Ж.В. с 1 октября 2009 года бессрочно назначена выплата ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по адресу: "адрес", по категории "Инвалид", с 1 января 2018 года предоставление ЕДК Китаевой Ж.В. по категории "инвалид" прекращено на основании ее личного заявления от 30 ноября 2018 года о предоставлении ЕДК по категории "ветеран труда". Вместе с тем, за период с 1 января 2017 года по 30 ноября 2018 года ей предоставлена ЕДК в размере 75 240 руб. 40 коп. В связи с превышением суммы авансирования расходов Китаевой Ж.В. по оплате фактически потреблённых коммунальных услуг, в результате перерасчёта установлен факт излишне выплаченных денежных средств в размере 43 930 руб. 84 коп. При начислении Кокаревой Т.Г. ежемесячной денежной компенсации с октября 2018 года ответчиком без согласия Китаевой Ж.В. производится удержание излишне выплаченных сумм ЕДК, выявленных при осуществлении перерасчёта за период с 1 января 2017 года по 30 ноября 2018 года в размере 50% от сумм ЕДК, причитающихся Китаевой Ж.В. при каждой последующей выплате.
Удовлетворяя в части исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что положения ч. 2.8 приложения 2 к Порядку, утверждённому Приказом Министерства социального развития и труда в Камчатском крае от 13 ноября 2017 года N 1233-п, в редакции от 8 октября 2018 года, предоставляющие право КГКУ "Центр выплат" удерживать из ежемесячных денежных компенсаций, причитающихся к выплате гражданину, в последующих расчётных периодах излишне выплаченные суммы с учётом фактического объёма потреблённых и оплаченных расходов за жилое помещение и коммунальные услуги без уведомления гражданина, признаны вступившим в законную силу решением Камчатского краевого суда от 29 марта 2019 года недействующими, урегулирование Министерством социального развития и труда в Камчатском крае вопросов, изложенных в п. 6 ч. 2 приложения 2 к Порядку, находится вне пределов усмотрения Министерства социального развития и труда Камчатского края. В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу, что действия КГКУ "Центр выплат" по удержанию с Китаевой Ж.В. выплаченных сумм ЕДК при осуществлении перерасчёта за период с 1 января 2017 года по 31 октября 2018 года, являются незаконными, выполненными на основании нормативного правового акта, противоречащего Федеральному закону "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" и Конституции Российской Федерации, гарантирующих предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%.
Суд первой инстанции также указал, что эти действия КГКУ "Центр выплат", реализованные на основании нормативно-правового акта, не соответствующего нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, привели к образованию у Китаевой Ж.В. задолженности ЕДК по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, и, как следствие, удержанию денежных средств из указанной меры социальной поддержки, предоставленной в форме авансирования, что недопустимо, поскольку материальный истец относится к категории граждан, имеющих особый правовой статус, которым Российской Федерацией гарантирована дополнительная социальная защита, с учётом состояния здоровья гражданина.
Вместе с тем, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания с Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ "Центр выплат" удержанной части аванса ЕДК удержанной части аванса ежемесячной денежной компенсации за период с октября 2018 года по январь 2019 года в размере 516 руб. 35 коп, а также недополученной части ежемесячной денежной компенсации за ноябрь 2018 года в размере 691 руб. 34 коп, указав на то, что в соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" материальному истцу подлежит предоставлению мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%, при этом, несмотря на то, что переплата меры социальной поддержки образовалась у Китаевой Ж.В. в результате незаконных действий КГКУ "Центр выплат", данная мера повлечет образование у истца неосновательного обогащения.
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда, с учетом позиции сформированной судебной коллегией по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в кассационном определении от 28 мая 2020 года, признав верными выводы суда первой инстанции относительно незаконности действий КГКУ "Центр выплат" по удержанию с Китаевой Ж.В. выплаченных сумм ЕДК при осуществлении перерасчёта за период с 1 января 2017 года по 31 октября 2018 года, отменила решение суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с Министерства социального развития и труда Камчатского края через КГКУ "Центр выплат" удержанной части аванса ежемесячной денежной компенсации за период с ноября 2018 года по январь 2019 года в размере 516 руб. 35 коп, а также недополученной части ежемесячной денежной компенсации за ноябрь 2018 года в размере 691 руб. 34 коп.
Отменяя решение в указанной части и принимая новое об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и исходил из того, что применяемое ответчиком региональное законодательство, в частности Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденный приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года N 1233-п (в редакции от 8 октября 2018 года), решением суда признан недействующим в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6 части 2 Приложения 2, части 2.8 Приложения 2, части 2 Приложения 3, части 2.11 и абзац 3 части 2.17, таким образом, удержание из назначенной гражданину льготнику компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг, излишне произведенных ему выплат, в отсутствие полученного у него согласия во внесудебном порядке является неправомерным, противоречит действующему законодательству, свидетельствует о нарушении прав гражданина - льготника.
Судебная коллегия обоснованно исходила из того, что ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установлена льгота в виде скидки не ниже 50 процентов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Одновременно полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 13 ст. 17, ч. ч. 1-2, 6 ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ). Иных полномочий в отношении граждан указанной категории органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.
Судебная коллегия кассационной инстанции в полной мере соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что устанавливая в отношении лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, формы оказания такой поддержки, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут изменять порядок предоставления мер социальной поддержки.
В Камчатском крае отношения по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг регулировались ранее Порядком предоставления денежных компенсаций платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденным приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 24 ноября 2016 года N 1283-п.
Приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года N 1233-п утвержден новый Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
В дальнейшем в Порядок N 1233-п вносились изменения приказами от 20 марта 2018 года, от 8 октября 2018 года и от 5 февраля 2019 года.
Частью 2 Приложения 2 к Порядку N 1233-п предусматривается, что ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг федеральным льготникам выплачивается путем авансирования, в месяце, предшествующем месяцу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В последующем предусмотрен перерасчет ежемесячной денежной компенсации расходов до размера мер социальной поддержки, установленного законодательством Российской Федерации, который осуществляется на основании информации, поступившей в КГКУ "Центр выплат" о фактическом потреблении жилищно-коммунальных услуг, или по обращению граждан с предоставлением документов, подтверждающих фактическое потребление, за период, подлежащий перерасчету (ч. 2.2 Приложения 2 к Порядку).
Приказом от 8 октября 2018 года N 1146-п Приложение N 2 Порядка дополнено частью 2.8, согласно которой излишне выплаченные федеральному льготнику суммы ежемесячной денежной компенсации вследствие непредставления или несвоевременного представления сведений, подтверждающих фактические объемы потребленных и оплаченных расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета, а также предъявления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влияющие на размер ежемесячной денежной компенсации, подлежат удержанию в размере 100% из ежемесячных денежных компенсаций и (или) ежегодных денежных компенсаций, причитающихся к выплате в последующих расчетных периодах.
В случае невозможности удержания излишне выплаченных сумм из последующих выплат ежемесячной денежной компенсации, излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации возмещаются федеральным льготником в добровольном порядке либо взыскиваются в судебном порядке.
С учетом разъяснений, изложенных в абз. 7 п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", судебная коллегия обоснованно приняла во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Камчатского краевого суда от 29 марта 2019 года по административному делу N За-9/2019, которым п.п. 2, 3, 4, 5, 6 ч. 2 Приложения 2, ч. 2.8 Приложения 2, ч. 2 Приложения 3, ч. 2.11 и абз. 3 ч. 2.17 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденного приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 13 ноября 2017 года N 1233-п (в редакции от 8 октября 2018 года), признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. В указанном решении сделан вывод о том, что приведенные положения Порядка фактически наделяют административный орган правом удерживать излишне выплаченные суммы компенсации в одностороннем порядке без согласия гражданина (льготника), не предусматривая уведомление такого лица об удержании сумм из последующих компенсационных выплат, тем самым региональным законодателем изменен порядок гарантированных государством льгот с компенсации фактических расходов, связанных с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг, на авансирование предполагаемых расходов, с правом самостоятельного удержания спорных сумм в отсутствие какого-либо обоснования своих действий получателю этой льготы.
Судебная коллегия апелляционной инстанции обоснованно указала, что до принятия Порядка, утвержденного приказом N 1233-п от 13 ноября 2017 года, а именно в 2017 году спорные правоотношения регулировались приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 24 ноября 2016 года N 1283-п, в котором не содержалось норм, предусматривающих авансирование единовременной денежной компенсации и использование сведений о потребленных коммунальных услугах при её расчете, а перерасчет ЕДК в зависимости от начисленной платы допускался исключительно по заявлению граждан-льготников.
Исходя из гарантированного права истца на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в размере 50 процентов от фактического объема потребленных и оплаченных расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, а также из недопустимости изменения установленных условий социального гарантирования, которое должно осуществляться с соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и недопустимости внесения произвольных изменений в существующую систему норм, судебная коллегия апелляционной инстанции пришла к правильному выводу об удовлетворении иска в полном объеме.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд апелляционной инстанции разрешилспор в удовлетворенной части требований в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемого судебного акта по доводам кассационной жалобы.
Юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой.
Выражая несогласие с принятым по делу судебным постановлением, заявитель не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь его отмену.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.