Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при помощнике судьи Томилиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N3а-5/2021) по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" к Службе по тарифам Иркутской области о признании не действующим в части приказа Службы по тарифам Иркутской области от 27 декабря 2019 г. N 451-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2020 год", обязании принять новый нормативный правовой акт, по апелляционной жалобе административного истца открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Иркутского областного суда от 10 марта 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Марченко Ю.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Службы по тарифам Иркутской области Минеевой В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
27 декабря 2019 года Службой по тарифам Иркутской области (далее - Служба по тарифам) издан приказ N 451-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2020 год" (далее по тексту - Приказ N 451-спр), которые применяются для расчета стоимости услуг по передаче электрической энергии между потребителями (гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, действующими в интересах потребителей) и сетевыми организациями. Приказ N 451-спр опубликован в официальном печатном издании общественно-политическая газета "Областная" от 13 января 2020 года N 2.
С 01 января 2021 года Приказ N 451-спр признан утратившим силу Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 25.12.2020 N 488-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2021 год".
Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее - ОАО "ИЭСК", Общество), являющееся сетевой организацией, основным видом деятельности которой является передача электрической энергии потребителям и осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа N 451-спр в части подпункта 1.1.2 "ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях", 1.2. "одноставочный тариф" приложения N 1 к Приказу N 451-спр, обязании Службу по тарифам принять заменяющий акт электрической энергии на территории Иркутской области на 2020 год", взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
Требования мотивированы тем, что Приказ N 451-спр издан в нарушении пункта 81 раздела VII Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, в соответствии с которым стоимость (цена) потерь при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии должна быть рассчитана другим образом. Указанная в экспертном заключении стоимость покупки потерь электрической энергии, включенная в тариф, не соответствует расчету, предусмотренному действующим законодательством Российской Федерации, обращает внимание на то, что и стоимость (цена) потерь, учтенная Службой по тарифам на услуги по передаче электрической энергии на период 2017-2018 годы и фактическая стоимость (цена) потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям за период 2017-2019 годы выше, чем стоимость потерь, рассчитанная регулирующим органом на 2020 год. Административный истец считает, что экономически необоснованный расчет Службой по тарифам привел к неверному расчету необходимой валовой выручки на компенсацию потерь в электрических сетях ОАО "ИЭСК". Оспариваемым приказом нарушены права и законные интересы Общества в виде недополучения в тарифе на услуги по передаче электрической энергии в качестве экономически обоснованных расходов на осуществление деятельности по передаче электрической энергии, связанных с компенсацией потерь в электрических сетях, нарушены права административного истца на получение финансовых средств, необходимых для осуществления деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Решением Иркутского областного суда от 10 марта 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе генеральный директор ОАО "ИЭСК" Новиков Е.А. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что административный ответчик в экспертном заключении сам указывает на то, что стоимость покупки потерь электрической энергии, включенная в тариф, не соответствует расчету, предусмотренному действующим законодательством. Апеллянт не согласен с выводами суда о расчете стоимости потерь, исходя из предельных максимальных уровней тарифов, установленных приказом ФАС России от 14 ноября 2019 года N1508/19, поскольку данные приказы не являются нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не регламентируют порядок расчета какой-либо статьи затрат территориальной сетевой организации, а также не содержат цену потерь электроэнергии в электрических сетях. Также в апелляционной жалобе содержится ссылка на состоявшиеся судебные решения по административному делу N 3а-84/2019 по административному исковому заявлению ОГУЭП "Облкоммунэнерго" к Службе по тарифам Иркутской области.
Прокуратурой Иркутской области, Службой по тарифам представлены возражения на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), иных нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с абзацем 4 подпункта 1 пункта 5 положения о Службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года N 303-пп, Служба устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом, с соблюдением его формы и вида, опубликован в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, 30 апреля 2019 года ОАО "ИЭСК" в Службу тарифов было представлено предложение об установлении тарифов на услугу по передаче электрической энергии на 2020 год, на основании распоряжения от 13 мая 2019 года в отношении ОАО "ИЭСК" открыто тарифное дело N 2019/30-э.
Исходя из положений части 6 статьи 23.1 Закона об электроэнергетики, в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.
Учитывая вышеизложенные положения, орган регулирования субъекта Российской Федерации обязан устанавливать тарифы в рамках предельных уровней тарифов, утверждаемых Федеральной антимонопольной службой на каждый год.
Приказом ФАС России от 14 ноября 2019 года N 1508/19 утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год, в том числе утверждена предельная максимальная ставка технологического расхода для Иркутской области.
Приказом ФАС России от 25 июня 2019 года N828/19-ДСП, в редакции приказа от 28 ноября 2019 года N1567/19-ДСП, утвержден Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии в рамках единой энергетической системы России по Иркутской области на 2020 года, в том числе утверждён объем потерь электрической энергии в сетях всех территориальных сетевых организаций Иркутской области.
При принятии оспоренного приказа административным ответчиком все эти требования были соблюдены, произведенный регулятором расчет с учетом утвержденных значений предельных максимальных ставок технологического расхода, максимальной возможной выручки, прогнозируемого объема потерь, предельного роста тарифа, судом первой инстанции проверен и признан обоснованным, оснований не согласиться с такими выводами, судебная коллегия не усматривает.
Суд первой инстанции обоснованно не установилнарушений пункта 13 раздела IV Методических указаний N 98-э, поскольку Служба по тарифам, как указано выше, была обязана применить ограничения в виде установленных предельных максимальных уровней тарифов.
Так, определенная Службой по тарифам цена покупки потерь электрической энергии 1 389, 857 руб./МВт.ч, соответствует предельным максимальным ставкам технологического расхода, установленная приказом ФАС России от 14 ноября 2019 года N 1508/19, применена Службой по тарифам при расчете расходов на покупку потерь электрической энергии в сетях Иркутской области в отношении всех территориальных сетевых организаций Иркутской области при определении расходов по данной статье для каждой территориальной сетевой организации.
Кроме того, следует отметить, что Служба по тарифам обращалась с письмом от 01 ноября 2019 года N 02-79-2786/19 в Федеральную антимонопольную службу с замечаниями к проекту приказа по предельным уровням тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению на 2020 год, и приравненным к нему категориям, для Иркутской области на 2020 год, в части заниженных ставок технологического расхода, предложенных ФАС России к утверждению, однако предложения и замечания Службы по тарифам не были учтены ФАС России при утверждении предельных уровней таких тарифов.
При таких обстоятельствах при осуществлении тарифного регулирования правовые оснований для установления иных значений, превышающих установленные ФАС России, у административного ответчика отсутствовали, напротив установление значений с превышением утвержденных предельных в данном случае являлось бы основанием для признания обжалуемого приказа незаконным.
Неучтенные фактически понесенные Обществом расходы могут быть учтены в качестве выпадающих доходов в следующих периодах регулирования.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о соответствии Приказа N 451-спр требованиям федерального законодательства об электроэнергетике, имеющего большую юридическую силу, является правильным.
Ссылка апеллянта на состоявшиеся судебные решения по административному делу N 3а-84/2019, в том числе на кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 октября 2020 года не влияет на законность принятого по настоящему делу решения, поскольку выводы суда кассационной инстанции сделаны с учетом фактических обстоятельств другого административного дела, тогда как по настоящему административному делу оспариваются именно те параметры, максимальный размер которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти со специальной компетенцией.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, и оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 10 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Иркутский областной суд.
Председательствующий
О.Е. Красикова
Судья
Е.Н. Ненашева
Е.И. Захаров
Мотивированное апелляционное определение составлено 02 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.