Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре Крикуновой Е.О, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (3а-96/2021) по административному исковому заявлению Стукалова А.А. о признании недействующими пункта 2.3 и абзаца 4 пункта 2.6 Порядка, условий предоставления некоторым категориям граждан мер социальной поддержки в натуральной форме и возмещения расходов, связанных с их предоставлением, утверждённого Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19 июля 2010 года N 317, по апелляционной жалобе административного истца Стукалова А.А. на решение Кемеровского областного суда от 26 апреля 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19 июля 2010 года N 317 утвержден порядок, условия предоставления некоторым категориям граждан мер социальной поддержки в натуральной форме и возмещения расходов, связанных с их предоставлением (далее - Порядок).
Пунктом 2.3 Порядка установлено, что проездные билеты недействительны без документов, подтверждающих право пользования мерами социальной поддержки, на основании которых выданы проездные билеты. При этом для инвалидов, детей-инвалидов, достигших возраста 14 лет и старше, при предоставлении меры социальной поддержки по оплате проезда в виде бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования (автобус), за исключением проезда в маршрутном такси, по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении, кроме межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, проездные билеты недействительны без документов, подтверждающих право пользования мерами социальной поддержки, на основании которых выданы проездные билеты, а также документа, удостоверяющего личность гражданина. При проезде гражданин предъявляет проездной билет и документ, на основании которого он выдан. При этом инвалид, ребенок-инвалид, достигший возраста 14 лет и старше, или лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, достигшего указанного возраста, при проезде на транспорте, указанном в абзаце первом настоящего пункта, предъявляет проездной билет, документ, на основании которого он выдан, а также документ, удостоверяющий личность инвалида, ребенка-инвалида, достигшего указанного возраста.
Из абзаца 4 пункта 2.6 Порядка следует, что при выдаче гражданину проездного билета ему разъясняется правомерность его использования только при предъявлении документа, подтверждающего право пользования мерами социальной поддержки. При этом при выдаче проездного билета инвалиду, ребенку-инвалиду, достигшему возраста 14 лет и старше, дополнительно разъясняется правомерность использования проездного билета с предъявлением документа, подтверждающего право пользования мерами социальной поддержки, а также документа, удостоверяющего личность, при проезде на автомобильном транспорте общего пользования (автобус), за исключением проезда в маршрутном такси, по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении, кроме межрегиональных маршрутов регулярных перевозок.
Стукалов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит, с учетом уточнений, признать недействующими пункт 2.3 и абзац 4 пункта 2.6 вышеуказанного Порядка, в той части, в которой на инвалидов, получивших на территории Кемеровской области - Кузбасса Единый социальный проездной билет, возлагается обязанность предъявлять при проезде в автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугороднего сообщения документ, на основании которого этот билет выдан, ссылаясь на их незаконность и несоответствие иным законам, имеющим большую юридическую силу. Указывает, что в соответствии с пунктом 7 Правил формирования и ведения Федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 год N 674, содержащиеся в реестре сведения используются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, предоставляющими государственные и муниципальные услуги и организациями, участвующими в их предоставлении, в объеме, нужном для предоставления указанных услуг. В связи с чем считает, что сведения об установлении инвалидности конкретным физическим лицам надлежит запрашивать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а не у самих инвалидов.
Решением Кемеровского областного суда от 26 апреля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, административным истцом Стукаловым А.А. подана апелляционная жалоба, доводы которой аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции.
Прокурором, участвующим в деле, представлено возражение, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Административный истец Стукалов А.А, представитель административного ответчика Правительства Кемеровской области - Кузбасса, представители заинтересованных лиц Министерства социальной защиты населения Кузбасса, Министерства транспорта Кузбасса, Государственного учреждения "Кузбасспассажиравтотранс" в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, нашедшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право, в том числе на предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", также относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
14 февраля 2005 года в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в целях социальной поддержки инвалидов, место жительства которых находится в Кемеровской области принят Закон Кемеровской области N 25-ОЗ "О социальной поддержки инвалидов" (далее - Закон Кемеровской области о социальной поддержки инвалидов).
Согласно части 1 статьи 1 данного закона, социальная поддержка инвалидов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе меры социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта в соответствии с Законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта".
В соответствии со статьей 11 Закона Кемеровской области от 28 декабря 2016 года N 97-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта" (далее - Закон Кемеровской области N 97-ОЗ), порядок предоставления мер социальной поддержки, порядок возмещения расходов, связанных с их предоставлением, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области - Кузбасса.
В целях реализации указанных положений 19 июля 2010 года постановлением N 317 Коллегией Администрации Кемеровской области (являющейся на момент принятия оспариваемого Порядка высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области) утвержден Порядок, условия предоставления некоторым категориям граждан мер социальной поддержки в натуральной форме и возмещения расходов, связанных с их предоставлением.
Суд первой инстанции, изучив материалы дела, пришел к обоснованным выводам, что оспариваемый правовой акт обладает нормативным характером, принят Коллегией Администрации Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленным порядком, опубликован на официальном сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" и по этим основаниям не обжалуется.
Согласно статье 1 Закона о социальной защите инвалидов, признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (далее - Правила признания лица инвалидом).
Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5.1 Закона о социальной защите инвалидов).
Из части 8 статьи 5.1 Закона о социальной защите инвалидов следует, что принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 7 Порядка формирования и ведения федерального реестра инвалидов, а также использования содержащихся в нем сведений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 674.
Пунктом 105 Перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2016 года N 2326-р предусмотрено, что сведения, подтверждающие факт установления инвалидности, предоставляются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Анализ указанных положений позволяет сделать вывод о том, что данными нормами права определен круг субъектов, уполномоченный на использование содержащихся в федеральном реестре инвалидов сведений, в частности - органы государственной власти, местного самоуправления, иные органы и организации, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, а также определен перечень решений, принимаемых этими органами - решения о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Организации, осуществляющие перевозки граждан, в том числе инвалидов, не относятся к организациям, принимающим решения о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки по оплате проезда отдельными видами транспорта, о предоставлении государственных услуг.
В связи с чем, у организаций - перевозчиков, вопреки доводам административного истца, не возникает обязанность использовать сведения федерального реестра инвалидов.
Правоотношения, возникающие в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным Законом от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ), Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2020 года N 1586 (далее - Правила перевозки).
Согласно статье 3 Закона Кемеровской области N 97-ОЗ льготной категории граждан предусмотрены меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда или снижение на 50 процентов стоимости проезда в зависимости от видов транспорта, перевозок и сообщений.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 259-ФЗ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.
Из части 11 статьи 20 Федерального закона N 259-ФЗ следует, что пассажир, имеющий право на бесплатный или льготный проезд, обязан иметь при себе и предъявлять в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи, по требованию представителя перевозчика и (или) должностного лица, уполномоченного на осуществление проверки подтверждения оплаты, документ, подтверждающий право на бесплатный или льготный проезд, и документ, удостоверяющий личность пассажира в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если документ, подтверждающий право на бесплатный или льготный проезд, содержит фотографию его владельца, предъявление документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, не требуется.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 65 Правил перевозок установлено, что безбилетным является лицо, предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлены преимущество или льгота по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанных преимущества или льготы.
Аналогичные требования были установлены и в действовавших на момент принятия оспариваемых положений Правилах перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 (пункт 83 Правил).
В силу указанных положений для проезда автомобильным транспортом общего пользования пригородного и междугорного сообщения льготной категории граждан необходимо предъявить билет, предназначенный для лица, которому предоставлены преимущество или льгота по оплате проезда (единый социальный проездной билет) и документ, подтверждающий право на преимущество или льготу.
К таким документам относится справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, выдача которой предусмотрена пунктом 36 Правил признания лица инвалидом.
Учитывая изложенное, оспариваемые административным истцом пункт 2.3 и абзац 4 пункта 2.6 Порядка, возлагающие на инвалидов обязанность предъявлять, в том числе при проезде в автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугорного сообщения документ, на основании которого этот билет выдан - справку, подтверждающую факт установления инвалидности, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятое по делу судебное решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 26 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Стукалова А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 06 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.