Проект федерального закона
"О государственных полигонах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
финансово-экономическое обоснование
Настоящий Закон устанавливает правовой статус государственных полигонов (далее по тексту - полигон), регулирует особенности управления, определяет меры по обеспечению безопасных условий функционирования полигонов, социальной защиты граждан, проживающих в жилых поселках полигонов и работающих на нем, и их права.
Статья 1. Общие положения
Полигон является государственной федеральной собственностью с неделимой структурой земельного, территориального, производственного, научно-технического и социально-бытового комплекса, в пределах которого расположены производства по сборке, хранению, испытаниям и утилизации вооружения, военной техники, боеприпасов и военного имущества и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования, включающий специальные требования и условия проживания граждан.
Территория и внешние границы территории полигона определяются, исходя из особого режима безопасного функционирования полигона и (или) его объектов, а также с учетом потребности установления запретных, охранных, режимных, опасных зон и потребностей развития жилых территорий.
Полигоны не подлежат приватизации, акционированию и является административно-территориальным образованием, относятся к категории Государственных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).
Статья 2. Термины и определения
Полигон - обширный участок суши и (или) моря, оборудованный для производства испытаний различных видов боеприпасов, вооружения и военной техники, военных материалов, проведения боевых учений войск, захоронения опасных веществ и материалов.
Защитная зона - территория обеспечивающая безопасность полигона и прилегающая к его внешнему ограждению.
Охранная зона - территория прилегающая к основному ограждению и оборудованная инженерно техническими средствами охраны.
Опасная зона - территория в районе выполнения опасных и особо опасных работ.
Запретная зона - территория за пределами ограждения полигона, которая может подвергаться воздействию поражающих факторов и не подлежащая застрою.
Статья 3. Виды полигонов
1. По континентальному расположению, на:
- сухопутные;
- морские.
2. По видам испытуемой техники, на:
- боеприпасные;
- артиллерийские;
- оружейные;
- танковые;
- авиационные;
- минные;
- инженерные;
- химические;
- и другие.
3. По назначению, на:
- научно-исследовательские;
- испытательные;
- учебные;
- захоронения.
Научно-исследовательские и испытательные полигоны производят исследования, опыты и испытания, необходимые для развития и совершенствования данного вида боевой техники, а также испытания образцов боеприпасов, вооружения и военных материалов, как опытных так и стоящих на вооружении.
На учебных полигонах войска проводят боевые и учебные стрельбы и другие занятия с боевой техникой.
На полигонах захоронения обеспечиваются безопасные условия длительного хранения и (или) утилизации выводимых из эксплуатации и отработанных особо опасных материалов.
Статья 4. Ведомственная принадлежность полигона
По ведомственной принадлежности полигоны подразделяются, на:
- полигоны промышленности;
- полигоны Министерства Обороны.
Статья 5. Режимы полигонов и (или) его объектов
Режимы функционирования полигонов и (или) его объектов включают:
- режим охраны (установление контролируемых запретных опасных и защитных, зон и их пределов);
- режим обеспечение безопасности (специальный режим, охрана труда и техника безопасности, технологическая безопасность, ограничения на полеты летательных аппаратов над территорией и (или) его объектов, ограничение прохода и проезда по территории полигона);
- режим обеспечение служебной и государственной тайны;
- административный режим проживания в жилых поселках полигонов, предусматривающий согласование с режимными органами прописку граждан;
- обязательное бесплатное государственное страхование граждан, проживающих на территории запретного района и работающих на государственных полигонах, на случай причинения ущерба их здоровью, жизни и имуществу из-за воздействия при аварии на полигоне и (или) его объектах.
Граждане, проживающие, работающие на государственных полигонах должны быть ознакомлены с условиями особого режима и ответственностью за его нарушение. Ответственность граждан за нарушение особого режима устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Компетенция федеральных органов исполнительной власти
Полигон находится в ведении Правительства Российской Федерации по вопросам:
- решения о создании и ликвидации полигона;
- назначения руководителей полигонов;
- определения бюджета содержания и функционирования полигонов в мирное время и особый период;
- установление административной подчиненности, границ полигонов и земель, отводимых полигонам и (или) его объектам;
- централизованного материально-технического обеспечения программ социально-экономического развития полигонов;
- введение и обеспечение особого режима безопасного функционирования полигона и (или) его объектов, включающих специальные условия проживания граждан в жилых территориях полигонов.
Права граждан, проживающих в жилых поселках полигонов и (или) работающих на них не могут быть ограничены иначе, как на основании законов Российской Федерации.
Правительства Российской Федерации согласовывает свои решения с органами государственной власти и управления субъектов Федерации, на территории которых расположены полигоны, по вопросам:
- установлении границах полигона и отвода земель;
- определения охранных, защитных, запретных, режимных, санитарных, экологических зон полигонов и их пределы;
- назначения руководителя полигона;
- обеспечения защиты работников и социальных гарантий;
Статья 7. Компетенция органов власти субъектов Федерации по взаимодействию с полигоном
- согласование назначения руководителя полигона;
- участие в формировании региональных программ;
- взаимодействие по вопросам федеральных и региональных программ;
- решении вопросов социальной защиты населения;
- участие в решении экологических программ.
Статья 8. Функциональное назначение полигона
Назначением полигона является оценка качества и надежности серийных, опытно-экспериментальных, опытных образцов боеприпасов, вооружения, военной техники и военных материалов, проведения боевых учений войск, а также захоронения опасных веществ и материалов поставляемых по заказу Министерства обороны Российской Федерации и других потребителей.
Для проведения комплекса работ полигоны имеют:
- земельные территории согласованного размера с размещенными на них производствами помещениями;
- испытательное оборудование, испытательные комплексы, площадки и объекты специального назначения;
- складские помещения для хранения, в соответствии с установленными правилами производств;
- трудовые ресурсы для проведения комплекса работ по оборонному функционированию полигонов;
- транспорт (автомобильный, железнодорожный, авиационный и другой) для осуществления транспортных операций;
- подъездные пути (автомобильные и железнодорожные) для обеспечения транспортных операций;
- внутренние транспортные коммуникации для перевозки работников и спецгрузов;
- разветвленную сеть связи;
- источник водо- и энергоснабжения;
- социально-бытовую инфраструктуру;
- вспомогательные и обеспечивающие жизнедеятельность инфраструктуры полигонов производства и подразделения;
- режимные, охранные, запретные, защитные, санитарные, экологические зоны в установленных границах безопасного оборонного функционирования.
Статья 9. Формы деятельности полигонов
Полигон является самостоятельной производственной структурой в системе обеспечения обороноспособности Российской Федерации и обеспечивает:
- оценку качества и надежности испытуемой продукции;
- метрологическое обеспечение испытаний;
- научно-техническое обеспечение испытаний;
- боевую подготовку войск;
- утилизацию и захоронение опасных веществ и материалов.
Статья 10. Планирование деятельности полигона
Для обеспечения оборонного функционирования полигона устанавливаются следующие планирование:
- текущее планирование;
- мобилизационное планирование;
- мобильная готовность.
Текущие планы разрабатываются и утверждаются соответствующим Министерством ежегодно и включают:
- государственный заказ на проведение текущих испытаний;
- государственный заказ на проведение работ по сохранению уникальной стендовой базы и полигона;
- план боевой и технологической подготовки испытателей;
- программу научно-технического развития полигона.
Мобилизационное планирование оборонного функционирования полигона проводится по разработанным планам соответствующих Министерств Российской Федерации в соответствии с действующими положениями мобилизационного планирования Госрезерва РФ. Мобилизационное планирование обеспечивает возможность автономного оборонного функционирования полигонов, предусматривающего:
- поддержание основных производственных мощностей в функциональном состоянии;
- наличие определенных расчетами текущих запасов специмущества;
- госбюджетное финансирование мероприятий и планов мобилизационного периода;
- наличие автономных источников водо- и энергоснабжения и обеспечения;
- поддержание квалификации работников полигонов;
- наличие запасов продовольствия и медикаментов на особый период.
Мобильная готовность определяет возможность оперативной адаптации полигона к текущим и перспективным проблемам оценки качества и надежности вооружения и военной техники в интересах родственных полигонов и обеспечения функционирования в особый период.
Мобильная готовность предусматривает:
- проведение НИОКР по моделированию ситуаций и процессов испытаний номенклатуры боеприпасов, вооружения и военной техники, подлежащих проверке на качество и надежность;
- проведение НИОКР по обеспечению поддержания в функциональном состоянии полигонных испытательных комплексов;
- проведение НИОКР по мобильной готовности полигонных комплексов к испытаниям (автономные измерительные комплексы и т.д.);
- проведение НИОКР по обеспечению безопасности, охраны полигона и проводимых на них работ;
- взаимозаменяемость полигонов с учетом функционального назначения и специфики деятельности;
- госбюджетное финансирование мероприятий мобильной готовности полигонов;
- поддержание квалификации работников полигона, обеспечивающей мобильную готовность полигона.
Статья 11. Обеспечение трудовыми ресурсами и подготовка кадров
Для обеспечения трудовыми ресурсами оборонного функционирования полигоны имеют право:
- за счет госбюджетного финансирования вести целевую подготовку специалистов в учебных заведениях, научно-исследовательских центрах РФ;
- на организацию альтернативной службы, через территориальные военкоматы Министерства обороны РФ в интересах обеспечения функционирования полигона, в испытательном комплексе и охране полигона;
- на предоставление гражданам отсрочки от призыва на военную службу при поступлении на работу на полигоны на условиях полного рабочего дня по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования;
- на предоставление возможности организации при полигонах закрепления теоретических знаний курсантами военных училищ и военных кафедр институтов (проведения лагерных сборов).
Статья 12. Необоронная хозяйственная деятельность
С целью уменьшения дотаций ежегодного госбюджетного финансирования содержания полигонов разрешается организация гражданских производств и осуществление необоронной хозяйственной деятельности по программе конверсии на производственных площадях с использованием трудовых ресурсов и основных производственных мощностей без ущерба целям и задачам основного назначения полигона.
Программа создания и организации новых производств необоронной хозяйственной деятельности, утверждается постановлением Правительства РФ по представлению соответствующего Министерства.
В пределах защитных зон полигонов разрешается совместная необоронная хозяйственная деятельность с участием предприятий и организаций территориально пересекающихся с указанными зонами.
Статья 13. Финансирование полигона
Финансирование полигона производится из следующих источников.
Из федерального бюджета:
- текущее финансирование;
- финансирование мобилизационных программ;
- финансирование мобильной готовности.
Внебюджетное финансирование:
- доходы от необоронной хозяйственной деятельности.
Статья 14. Формирование бюджета полигона
Формирование бюджета полигона осуществляется в порядке, предусмотренном Законодательством РФ с учетом следующих особенностей:
- в доход бюджета полигона зачисляются все налоги и другие поступления от иной деятельности и с его территории;
- дефицит бюджета полигона покрывается субсидиями, субвенциями, дотациями из средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством РФ;
- при утверждении федерального бюджета по представлению Правительством РФ принимается решение о перераспределении планируемого превышения доходов бюджета полигона над его расходами с учетом установленной для данного полигона бюджетной обеспеченности населения;
- средства превышения доходов бюджета над его расходами направляются на финансирование экономических и социальных программ по преодолению последствий деятельности полигона и (или) его объектов;
- перераспределению не подлежат средства превышения доходов бюджета над его расходами, полученные от необоронной хозяйственной деятельности или экономии в расходах.
Строительство производства и (или) объектов полигонов, а также их реконструкция с сохранением оборонной направленности производства, расширение социальной инфраструктуры осуществляется за счет ассигнований из федерального бюджета.
При финансировании государственного заказа полигонов и (или) его объектов отчисления в размере одного процента от объема финансирования направляются на осуществление программ в области экологии и охраны здоровья населения и в размере 10 процентов на социально-экономическое развитие полигона.
Поскольку основная оборонная деятельность полигонов не предусматривает извлечения прибыли, все виды деятельности полигонов освобождаются от обязательной уплаты федеральных, областных, местных налогов и обязательных платежей, в том числе таможенных, экспортно-импортных и лицензионных пошлин с целью уменьшения ежегодных государственных бюджетных ассигнований на содержание полигона.
Статья 15. Особенности землепользования полигонами
Земли полигонов в соответствии с их основным целевым назначением включает в себя земли промышленной зоны, земли установленных зон (режимные, защитные, запретные, охранные, санитарные, экологические) и земли жилых поселков.
Земли, занимаемые полигонами, являются государственной федеральной собственностью.
В соответствии с Законодательством РФ по согласованию с местными органами власти может устанавливаться особый режим использования земель полигона.
Статья 16. Ликвидация полигона
Ликвидация полигона, а также изменение его границ производятся Правительством РФ по предварительному согласованию с органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории. При принятии решения о ликвидации полигона, с учетом предложений соответствующих органов государственной власти и управления, определяются этапы и сроки снятия особого режима функционирования полигона и (или) его объектов, включающего специальные условия проживания работников и граждан, виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения на период реорганизации указанного образования.
За работниками полигона и (или) его объектов, высвобождаемыми в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, а также при реорганизации или ликвидации полигона и (или) его объектов, сохраняются на период трудоустройства (но не более, чем на шесть месяцев), средняя заработная плата с учетом выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.
В случае ликвидации полигона и (или) его объектов, уменьшения объемов или перепрофилирования производства, влекущих за собой сокращение штата, высвобождаемые работники имеют право на досрочный (но не ранее , чем за два года) выход на пенсию.
Статья 17. О вступлении в силу настоящего федерального закона
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президенту Российской Федерации привести в соответствие с настоящим федеральным законом изданные им нормативные правовые акты.
Правительству Российской Федерации:
- привести в соответствие с настоящим федеральным законом изданные им правовые нормативные акты;
- принять нормативные правовые акты в области космической деятельности, обеспечивающие реализацию настоящего федерального закона;
- в трехмесячный срок утвердить перечень государственных полигонов.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.