Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Меркулова Д.В, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Сидоровой В.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Холод Н.Ш. на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 8 апреля 2021 г, которым отказано в удовлетворении заявленных подполковником Царегородским Сергеем Викторовичем требований о признании незаконными действий начальника Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Югрегионжилье", c 1 января 2021 г. филиал "Южный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс"), связанных с отказом в предоставлении административному истцу субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) и снятием его и членов семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ФГАУ "Росжилкомплекс" - Гусяковой Ю.Н, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
решениями начальника ФГКУ "Югрегионжилье" от 7 декабря 2020 г. N 15 и N 45 Царегородскому С.В. и членам его семьи отказано в предоставлении жилищной субсидии и они сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, так как истец ранее один раз был обеспечен жилым помещением за счет государственного жилищного фонда, которым распорядился по своему усмотрению.
Царегородский С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил отменить указанные решения и обязать начальника ФГАУ "Росжилкомплекс" восстановить его и членов его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывается, что Царегородский С.В. и его супруга были приняты в 2016 году на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии с нормами действующего на тот период времени законодательства, поскольку на день принятия оспариваемых решений истец не являлся собственником жилья. Поэтому оснований для снятия его с жилищного учета не имелось.
Представитель истца полагает, что суд неправильно истолковал подпункт "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 (далее - Правила), согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья. При этом суд не учел, что Царегородский С.В. не ухудшал свои жилищные условия в результате приведенных в этой правовой норме действий (обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья).
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до
1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.
В пункте 14 ст. 15 этого же Федерального закона установлено, что право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Следовательно, необходимым условием предоставления военнослужащим жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства является сдача занимаемого жилого помещения по месту службы, которое, согласно положениям пункта 5 ст. 15 указанного Федерального закона, подлежит заселению другими военнослужащими и членами их семей.
Поэтому в том случае, когда военнослужащий распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может в установленном порядке сдать его или приходящуюся на него часть жилья, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Согласно пункту 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510, решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим принимается уполномоченным органом при отсутствии оснований для снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, Царегородский С.В. поступил на военную службу по контракту в августе 1986 г.
Согласно ордеру от 6 декабря 1995 г. N 326 истцу и членам его семьи (он, супруга и дочь) в период прохождения им военной службы предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 42 кв. м.
28 августа 2009 г. с Царегородским С.В. заключен договор социального найма на это жилое помещение.
18 сентября 2009 г. истец отказался от приватизации указанной квартиры в пользу супруги и дочери.
Согласно договору передачи от 28 января 2010 г. квартира по адресу:
"адрес" передана в порядке приватизации в равных долях членам семьи истца, а 5 марта 2010 г. за ними было зарегистрировано право собственности на это жилое помещение.
29 июля 2010 г. брак между Царегородским С.В. и его супругой расторгнут.
Решением ФГКУ "Югрегионжилье" отделение (территориальное, г. Астрахань) от 25 июля 2016 г. N АО/14/27 истец и его новая супруга - О.В. были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с формой жилищного обеспечения - жилищная субсидия.
Решениями врио начальника ФГКУ "Югрегионжилье" от 7 декабря 2020 г. N 15 и N 45 административному истцу отказано в предоставлении жилищной субсидии, так как он распорядился ранее полученным за счет государственного жилищного фонда жилым помещением, сдать которое в установленном порядке возможности не имеет, и он снят с жилищного учета.
При изложенных обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что жилищным органом обоснованно отказано в предоставлении административному истцу жилищной субсидии, так как имелись основания для снятия его с жилищного учета.
Приведенный в решение суда подпункт "д" п. 10 Правил, который предполагает совершение любых распорядительных действий по отчуждению жилого помещения, ранее полученного от государства, исключающее его возврат государству, устанавливает порядок принятия на жилищный учет военнослужащих, уволенных с военной службы, в органах местного самоуправления. Однако ссылка на него в решении суда не влияет на его законность и обоснованность, так как судом сделан правильный вывод о правомерности принятого жилищным органом решения об отказе
Царегородскому С.В. в предоставлении жилищной субсидии и снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского гарнизонного военного суда 8 апреля 2021 г. по административному исковому заявлению Царегородского Сергея Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.