Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи И.И. Мотиной
судей И.А. Подлесной, Т.С. Готовкиной
при секретаре Никифорове О.В.
рассмотрела 01 июля 2021 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Латыповой Наталии Анатольевны к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны РФ, Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота", Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным изменения условий трудового договора, по апелляционным жалобам Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" и Министерства обороны Российской Федерации на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Латыпова Н.А. обратилась в суд с иском к Центру дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны РФ, в котором просила суд признать незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21.06.2019 года N44-орг, признать недействительным дополнительное соглашение от 25.06.2019 года N202 к трудовому договору от 01.08.2017 года N120.
В обоснование требований Латыпова Н.А. указала, что согласно п. 5.9. трудового договора от 01.08.2017 года, ей была установлена 40-часовая рабочая неделя и ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21.06.2019 N 44-орг с 01.09.2019 установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работников детских садов центра дошкольного образования Черноморского флота в количестве 28 календарных дней. Основаниями для издания приказа указаны Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и письмо начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 15.01.2019 N 173/ТК/18, в котором указывается на зависимость продолжительности отпуска педагогических работников от факта наличия или отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности у организации-работодателя.
Изменение работодателем условий договора в части сокращения продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска Латыпова Н.А. считает неправомерным и нарушающим её трудовые права, поскольку организационная структура учреждения и технологические условия труда не изменились. Кроме того, отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности не является основанием для сокращения отпуска педагогическим работникам, так как в соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 05.05.2014 годаN84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Центр дошкольного образования до 01.09.2019 года считался имеющим лицензию на образовательную деятельность. По истечении указанного времени Центр дошкольного образования не совершил действий, необходимых для получения указанной лицензии.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года иск Латыповой Н.А. удовлетворен, признан незаконным приказ начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21.06.2019 года N44-орг, признано недействительным дополнительное соглашение от 25.06.2019 года N202 к трудовому договору от 01.08.2017 года N120, заключенному между Министерством обороны Российской Федерации в лице Центра дошкольного образования Черноморского флота Российской Федерации и Латыповой Н.А.
В апелляционных жалобах представитель Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" и представитель Министерства обороны Российской Федерации просят отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований Латыповой Н.А. По мнению апеллянтов выводы суда первой инстанции являются ошибочными, противоречат нормам материального права и обстоятельствам дела в связи с тем, что в силу закона право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с дошкольными образовательными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности. В связи с этим вывод суда о том, что такое право не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, не основано на законе. Так же, по мнению апеллянтов, требование о признании недействительным дополнительного соглашения не имеет материально-правового обоснования, поскольку нормами трудового законодательства возможность признания трудового договора недействительным не предусмотрена в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений.
Истец Латыпова Н.А. в судебном заседании участия не принимала, была извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика - Министерства обороны Российской Федерации, Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" Дмитриенко А.А. в судебном заседании настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Представитель ответчика - Центра дошкольного образования Черноморского флота Министерства обороны РФ в судебном заседании участия не принимал, был уведомлен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Латыпова Н.А. состоит в трудовых отношениях с Центром и работает в его структурном подразделении - детский сад N16 на должности воспитателя с 27.08.1992 года.
Согласно условиям трудового договора N от 01.08.2017 года, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации в лице ВрИО начальника Центра дошкольного и среднего образования Черноморского флота РФ ФИО7 и Латыповой Н.А, истец с 27.08.1992 года принята на работу воспитателем детского сада N, работнику установлена 36-часовая рабочая неделя и продолжительность основного оплачиваемого отпуска 42 календарных дня (л.д.5-8).
Приказом начальника Центра дошкольного образования Черноморского флота от 21.06.2019 года N-орг с 01.09.2019 года установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска администрации и педагогических работников детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота в количестве 28 календарных дней (л.д.10).
В соответствии с дополнительным соглашением от 25.06.2019 года к трудовому договору N от 01.08.2017 года пункт 5.9 договора был изложен в следующей редакции: "Работнику устанавливается: ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Настоящее дополнительное соглашение распространяется на отношения, возникшие с 01.09.2019 года" (л.д.9).
Основаниями для издания приказа указаны Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и письмо начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 15.01.2019 N 173/ТК/18.
В письме начальника главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 15.01.2019 N 173/ТК/18 указано, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ. Отсутствие лицензии не позволяет детскому саду иметь статус образовательной организации, вести образовательную деятельность. По этой причине детский сад имеет право предоставлять услуги только по уходу и присмотру за детьми (организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общего соблюдения ими личной гигиены и режима дня). Учитывая изложенное, действие Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 N 466 на работников детских садов Центра дошкольного образования Черноморского флота не распространяется.
Так же 20.08.2019 года были внесены изменения в коллективный договор Центра дошкольного образования Черноморского флота, в соответствии с которыми из него исключен подпункт 8.14, предусматривающий продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительность 42 календарных дня следующим работникам: заведующему детским садом, заместителю заведующего детским садом, воспитателю, педагогу-психологу, инструктору по физический культуре, музыкальному руководителю, учителю-логопеду. Основанием для внесения указанных изменения указано решение, принятое на собрании Представителей коллективов от 05.09.2019 года.
Частями 1 и 2 статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Частью 1 ст. 333 ТК РФ предусмотрено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 ст. 333 ТК РФ).
Пунктом 21 ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании") образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (пункт 19 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым такой организацией (часть 6 ст. 31 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договор" установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению N 1 к этому приказу.
Согласно пункту 2.6 приложения N 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее - медицинские организации и организации социального обслуживания) (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 названного приложения).
В силу ч. 1 и 2 ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска предусмотрены для замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей согласно Приложению.
Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций". В названную номенклатуру должностей включена должность воспитателя.
В силу приведенных выше нормативных положений право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска и сокращенную продолжительность рабочего времени имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Согласно пункту 2 раздела IV "Организации, осуществляющие обучение" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, работающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", составляет 56 дней.
Из приведенного выше правового регулирования следует, что педагогическим работникам, в том числе заместителям руководителя (согласно номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678), состоящим в трудовых отношениях с организацией социального обслуживания, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющим обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, устанавливается норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы, а также предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней.
Центр дошкольного и среднего образования Черноморского флота Российской Федерации является учреждением социального обслуживания, не имеющим лицензии на осуществление образовательной деятельности, и не осуществляет обучение находящихся в учреждении детей в соответствии с образовательными программами.
Частями первой и второй статьи 74 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным кодексом.
Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (пункт 19 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым такой организацией (часть 6 статьи 31 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договор" установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению N 1 к этому приказу.
В силу частей первой и второй статьи 115 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно статье 334 Трудового кодекса Российской Федерации, педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Центр дошкольного и среднего образования Черноморского флота Российской Федерации, в трудовых отношениях с которым состоит Латыпова Н.А. в должности воспитателя детского сада, является учреждением социального обслуживания, предназначенным для предоставления услуг исключительно по уходу и присмотру за детьми (организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, общего соблюдения ими личной гигиены и режима дня). Центр дошкольного и среднего образования Черноморского флота Российской Федерации не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Ввиду того, что в силу приведенных выше нормативных положений, право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска и сокращенную продолжительность рабочего времени имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с организацией социального обслуживания, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, вывод суда первой инстанции о том, что такое право связано с родом деятельности работника и не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Указанный вывод следует и из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 31.07.2017 N- N.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", организации, осуществляющие образовательную деятельность, и филиалы иностранных образовательных организаций, которые указаны в частях 2 и 3 настоящей статьи и имели в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 1 января 2014 года право на осуществление образовательной деятельности, признаются имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам до получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление образовательной деятельности, но не позднее, чем до 01.09.2019 года.
Таким образом, переходный этап лицензирования образовательной деятельности в Республике Крым, на момент разрешения судом первой инстанции гражданского дела, завершился, а органы судебной власти не обладают полномочиями для продления указанного периода.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований о признании недействительным дополнительного соглашения от 25.06.2019 года N к трудовому договору от 01.08.2017 года N.
Между тем, решение суда о недействительности одного из условий трудового договора вынесено с существенным нарушением статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 2, 153, 166, 167, 181 Гражданского кодекса Российской Федерации и норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N "О судебном решении" в мотивировочной части решения суда должны быть указаны законы, которыми руководствовался суд при вынесении решения.
Признавая недействительным пункт 7.5 трудового договора с истцом, суд в решении в нарушение требований части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не указал нормы закона, которыми он при этом руководствовался.
Признание недействительным дополнительного соглашения от 25.06.2019 года N к трудовому договору от 01.08.2017 года N не имеет материально-правового обоснования, поскольку нормами трудового законодательства возможность признания недействительным трудового договора (как в целом, так и в части) не предусмотрена в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений. Общие положения гражданского законодательства о недействительности сделок (ст. ст. 166 - 167 ГК РФ) к трудовым отношениям не применимы, поскольку трудовой договор не является сделкой, в том смысле, который этому понятию придается статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, при трудоустройстве возникают трудовые (ст. 5 ТК РФ), а не гражданские права и обязанности (ст. 2 ГК РФ), к отношениям по трудовому договору невозможно применить последствия недействительности гражданско-правовых сделок (ст. 167 ГК РФ) и возвратить стороны в первоначальное положение, существовавшее до заключения трудового договора, с возложением на каждую сторону обязанности возвратить друг другу все полученное по договору (определение Верховного Суда РФ от 14.12.2012 N- N).
Ввиду указанного, по основаниям, изложенным выше, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и отказу в удовлетворении исковых требований Латыповой Н.А.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 25 февраля 2020 года отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований Латыповой Наталии Анатольевны.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи И.А. Подлесная
Т.С. Готовкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.