Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу Аветикяна Григора Мартуновича на вступившие в законную силу постановление судьи Псковского районного суда Псковской области от 25.01.2021, решение судьи Псковского областного суда от 29.03.2021, состоявшиеся в отношении Аветикяна Григора Мартуновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Псковского районного суда Псковской области от 25.01.2021, оставленным без изменения решением судьи Псковского областного суда от 29.03.2021, Аветикян Г.М. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Аветикян Г.М. просит об отмене приведенных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, малозначительность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Согласно части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
В силу части 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (преамбула, статьи 1 и 33).
Памятник истории и культуры "Погост Выбуты и его окрестности - места, связанные с именем Святой Равноапостольной княгини Ольги", расположенный от деревни Покрутище Тямшанской волости по левому берегу реки Великой через деревни Кузнецово, Раздолье, Бабаево Тямшанской волости, через садоводство "Великорецкое-2" до садоводства "Великорецкое-1" через реку Великую и далее по правому берегу реки Великой от деревни Высоцкое Ядровской волости, через деревни Ерусалимка, Паничьи Горки, Волженец, Пятново Ядровской волости и далее по берегу реки Великой и через реку Великую до деревни Покрутище Тямшанской волости, принят на государственную охрану постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 N 542 (ред. от 26.12.2013) "Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры, подлежащих охране как памятники местного значения".
Памятник истории и культуры местного значения отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр (номер регистрации 601630665590005), вид объекта - достопримечательное место.
Приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 14.03.2014 N 151 утверждены границы территории объекта культурного наследия и правовой режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения (далее - Правовой режим).
Подпунктом 1 пункта 1 раздела I Правового режима в населенных пунктах, границы которых установлены в предусмотренном законом порядке, для земельных участков, полностью или частично расположенных в границе памятника, за исключением земельных участков расположенных в зоне природного и историко-культурного ландшафта, согласно схеме границы памятника истории, запрещается хозяйственная деятельность, ведущая к изменению природного и историко-культурного ландшафта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями 27.10.2020 в деревне Кузнецово Тямшанской волости Псковского района Псковской области Аветикян Г.М, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером "адрес", находящегося в непосредственной близости от достопримечательного места объекта культурного наследия регионального значения "Погост Выбуты и его окрестности - места, связанные с именем Святой Равноапостольной княгини Ольги" на берегу реки Великой, где ранее располагался спуск к броду, провел работы по возведению сооружения, представляющего собой стену из камней природного происхождения, скрепленных между собой связующим раствором, высотой от 1, 1 до 2, 9 м длиной 63 м, установленной вдоль береговой линии с выступами девонского известняка, что повлекло изменение природного и историко-культурного ландшафта и составляет нарушение требований статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ и подпункта 1 пункта 1 части I Правового режима.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, Аветикян Г.М. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемый актов не является.
Довод жалобы о непричастности Аветикян Г.М. к проведению земляных работ не исключает его административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлено, что в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 данного закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны соблюдать установленные статьей 5.1 данного закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.
Таким образом, Аветикян Г.М, являясь собственником земельного участка, расположенного в непосредственной близости от объекта культурного наследия, не принял меры по поддержанию в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности, привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.13 названного кодекса, составляет один год.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Вмененное Аветикян Г.М. правонарушение, выразившееся в использовании объекта культурного наследия с нарушением установленных требований к его сохранению, использованию и охране, по характеру объективной стороны является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение необходимо исчислять со дня обнаружения правонарушения.
По смыслу части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, днем обнаружения административного правонарушения следует считать день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт его совершения, такой день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Поскольку правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год и на основании части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит исчислению со дня его обнаружения, признаки указанного административного правонарушения, послужившие основанием к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении, должностными лицами контролирующего органа были выявлены по результатам проведения ими мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия -27.10.2020.
Обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из содержания судебных постановлений и доводов жалобы не усматривается.
Административное наказание Аветикяну Г.М. назначено в пределах санкции части 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Псковского районного суда Псковской области от 25.01.2021, решение судьи Псковского областного суда от 29.03.2021, состоявшиеся в отношении Аветикяна Григора Мартуновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Аветикяна Григора Мартуновича - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.