Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10 июня 2021 г. по делу N 16-954/2021-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу Майдановой Валентины Ивановны на вступившие в законную силу постановление уполномоченного должностного лица Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 17 января 2020 г., решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 28 июля 2020 г. и решение судьи Верховного суда Республики Карелия от 30 сентября 2020 г., вынесенные в отношении Майдановой Валентины Ивановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением уполномоченного должностного лица Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 17 января 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 28 июля 2020 г. и решением судьи Верховного суда Республики Карелия от 30 сентября 2020 г, Майданова В.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Майданова В.И. выражает несогласие с названными актами, ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на неправильное установление фактических обстоятельств дела.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно положениям статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что в целях проверки сведений, содержащихся в акте планового (рейдового) осмотра, обследования от 24 октября 2019 г. N 180 и мотивированном представлении государственного инспектора отдела организации земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 24 октября 2019 г, вышестоящим должностным лицом данного ведомства 24 октября 2019 г. было издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Майдановой В.И.
В процессе данной проверки было установлено, что Майдановой В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадью 12 600 кв.м, кадастровый N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, вид сельскохозяйственного использования - пашни осушенные.
Исходя из содержания составленного проверяющим лицом 2 декабря 2019 г. по итогам проверки акта, участок по всей площади зарос сорной растительностью (иван-чай узколистый), на площади 0, 4 га произрастает древесно-кустарниковая растительность сосна (лат.Pinus), береза (лат.Betula), высотой более 2-х метров. Непринятие на протяжении длительного периода времени собственником объекта земли должных мер агротехнического и агрохимического характера в целях борьбы с сорной растительностью оказывает негативное воздействие на окружающую среду и влечет возможную деградацию (ухудшению) земельного участка.
Административный орган и судебные инстанции, верно применив к рассматриваемым правоотношениям положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пришли к обоснованному выводу о том, что Майдановой В.И. не выполнены обязательные мероприятия по защите земель и охране почв при осуществлении хозяйственной деятельности, что привело к ухудшению качественного состояния земель, являющихся важнейшим компонентом окружающей среды и природных ресурсов, не приняты меры по ликвидации последствий загрязнения и восстановлению нарушенных земель.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, не выполнившее установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на неверном толковании норм права, были предметом проверки судей судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Порядок и срок давности привлечения Майдановой В.И. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Майдановой В.И. в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление уполномоченного должностного лица Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 17 января 2020 г, решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 28 июля 2020 г. и решение судьи Верховного суда Республики Карелия от 30 сентября 2020 г, вынесенные в отношении Майдановой Валентины Ивановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Майдановой Валентины Ивановны - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.