Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Рогачевой В.В, Кураковой С.С, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 30 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 26 января 2021 года по делу N2-761/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) о взыскании денежных средств в связи с необоснованным начислением размера пенсии, процентов и расходов по оплате государственной пошлины, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснение истца ФИО1, представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в "адрес" (межрайонное) - главного специалиста-эксперта (юрисконсульта) отдела судебно-арбитражной практики юридического управления ФИО4, представившей удостоверение N от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
ФИО7 обратилась к мировому судье судебного участка N "адрес" с иском к УПФР в "адрес" (межрайонному) о взыскании недополученной пенсии, процентов.
Требования мотивированы тем, что истцу с ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по старости, размер пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял 7599 рублей 79 копеек, на ДД.ММ.ГГГГ - 7688 рублей 04 копейки. Размер пенсии исчислен в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В 2019 году после получения расчета пенсии и сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, ФИО1 стало известно, что орган пенсионного обеспечения при назначении пенсии не истребовал сведения о заработной плате истца за период работы в ОМВД России по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ ответчик произвел перерасчёт пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на счет истца дополнительно зачислена сумма в размере 2426 рублей 29 копеек. С учетом перерасчета размер пенсии истца составил 10 114 рублей 33 копейки. Ссылаясь на то, что ответчиком размер пенсии истцу определен неверно, ФИО7 просила произвести перерасчет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с ответчика денежную сумму в размере 41 246 рублей 93 копеек, а также проценты за неправомерное удержание денежных средств в размере 4265 рублей 90 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка N 8 Волховского района Ленинградской области от 22 мая 2020 года дело передано по подсудности в Волховский городской суд "адрес" и принято указанным судом к своему производству.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 30 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" (межрайонное) о взыскании денежных средств в связи с необоснованным начислением размера пенсии, процентов и расходов по оплате государственной пошлины, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 26 января 2021 года решение Волховского городского суда Ленинградской области от 30 июля 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
В кассационной жалобе, заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
В суде кассационной инстанции истец ФИО7 поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в "адрес" (межрайонное) ФИО5 возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ через филиал ГБУ "МФЦ" Кировский обратилась в УПФР в "адрес" (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ решением УПФР в "адрес" (межрайонного) истцу назначена трудовая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 8 Закона N N 400-ФЗ в размере 7599 рублей 79 копеек (решение N).
На основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчёте страховой пенсии по старости, к которому приложена справка о заработной плате за периоды работы в ОМВД России по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, решением УПФР в "адрес" (межрайонного) N/В от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчёт пенсии, согласно которому размер пенсии составил 10 114 рублей 33 копейки. о
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона N 400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчёта документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря. 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". (далее Закон N 173-ФЗ) расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке; установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При выборе работником варианта, предусмотренного пунктом 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ, определяется величина среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Согласно разъяснениям подпункта 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя расчётный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчёта расчётного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платёжные ведомости иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
В силу положений части 7 статьи 21 Закона N 400-ФЗ необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Согласно пункту 8 части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина должны быть представлены гражданином. У органа пенсионного обеспечения обязанность истребовать такие документы в организациях, где осуществлял трудовую деятельность гражданин, отсутствует.
Учитывая, что в распоряжении УПФР в "адрес" (межрайонного) на дату принятия решения N о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) отсутствовали сведения о размере заработной платы истца за период работы в ОМВД "адрес", размер страховой пенсии истца был определен с учетом имеющихся документов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
С учётом указанных положений закона на основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете пенсии и представленных документов о размере заработной платы в ОМВД России по "адрес" ответчиком перерасчёт размера пенсии произведён с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ДД.ММ.ГГГГ при принятии решения N о назначении пенсии ответчик не располагал документами, подтверждающими размер заработной платы истца в ОМВД России по "адрес", то суд первой инстанции обоснованно отказал ФИО1 в удовлетворении требований о взыскании с УПФР в "адрес" (межрайонного) денежной суммы в счёт недополученной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, процентов за неправомерное удержание денежных средств.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отклонив доводы истца, сводящиеся к утверждению о неверном расчете ответчиком размера пенсии, как необоснованные.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы кассационной жалобы о том, что истца никто не предупреждал о возможности выбора варианта назначении пенсии, не состоятельны.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Управлением принято Решение N о назначении истцу с ДД.ММ.ГГГГ страховой пенсии по старости, в соответствии со ст.8 Закона N400-ФЗ на основании представленных истцом документов.
Истец при обращении за назначением пенсии была предупреждена о необходимости извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии, о чем имеется её подпись на заявлении о назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ.
С заявлением о перерасчете размера страховой пенсии за периоды до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Закона N400-ФЗ (за счет изменения сумм расчетного пенсионного капитала) в связи с предоставлением документов о среднемесячном заработке (справка N от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ОМВД России по "адрес", за период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) истец обратилась только ДД.ММ.ГГГГ.
Управлением принято распоряжение о перерасчете размера пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст.23 Закона N400-ФЗ, которая предусматривает, что перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения, и с учетом положений ч.7 ст.21 Закона N400-ФЗ (заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем).
Иные доводы кассационной жалобы фактически сводятся к изложению обстоятельств дела, которые являлись предметом исследования, не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 30 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 26 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.