Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Савинова К.А, Рогожиной Е.В, при секретаре Защитниковой А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи административное дело
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" о признании не действующими в части постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2020 года N 460-130/тп-2020 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" на 2021 год", постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2020 года N 461-131/тп-2020 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" на 2021 год", по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, объяснения представителя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ФИО11 возражения представителя общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" (далее также - ООО "Челныводоканал", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими:
постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее - Госкомитет, регулирующий орган, тарифный орган) от 16 декабря 2020 года N 460-130/тп-2020 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" на 2021 год" в части графы 4 строки 1 Приложения к указанному постановлению;
постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2020 года N 461-131/тп-2020 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" на 2021 год", в части графы 4 строки 1 Приложения к указанному постановлению.
Требования мотивированы тем, что оспариваемые нормативные правовые акты не предусматривают для ООО "Челныводоканал" базовых ставок тарифа на подключение к централизованной системе водоотведения и холодного водоснабжения, что противоречит Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2021 года административное исковое заявление ООО "Челныводоканал" удовлетворено, признаны недействующими со дня принятия:
- графа 4 строки 1 Приложения к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2020 года N 460- 130/тп-2020 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" на 2021 год";
- графа 4 строки 1 Приложения к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2020 года N 461-131/тп-2020 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" на 2021 год".
В апелляционной жалобе Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. В жалобе приведены доводы о несогласии с выводами суда об обязанности органа регулирования по инициативному сбору обосновывающих материалов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Отношения по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468, следует, что названный комитет является органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим установление тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (пункты 1.1, 4.4.1, 4.4.3 Положения).
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 5 части 2, пунктом 1 части 7, пунктом 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении подключение к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведение относятся к регулируемым видам деятельности, а тарифы на водоснабжение и водоотведение - к регулируемым тарифам.
К основным видам деятельности ООО "Челныводоканал" в числе прочего относятся: забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод.
Таким образом, административный истец осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
28 апреля 2020 года ООО "Челныводоканал" обратилось в Госкомитет с заявлениями об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов.
Постановлением Госкомитета от 16 декабря 2020 года N 460-130/тп- 2020 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" на 2021 год" установлены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения ООО "Челныводоканал" на 2021 год согласно Приложению к этому постановлению.
Согласно графе 4 строки 1 Приложения для ООО "Челныводоканал" базовая ставка тарифа на подключаемую нагрузку не определена.
Постановлением Госкомитета от 16 декабря 2020 года N 461-131/тп-2020 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" на 2021 год" установлены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения ООО "Челныводоканал" на 2021 год согласно Приложению к этому постановлению.
Согласно графе 4 строки 1 Приложения для ООО "Челныводоканал" базовая ставка тарифа на подключаемую нагрузку также не определена.
Экспертные заключения содержат выводы о непредставлении ООО "Челныводоканал" планируемых заявок на подключение на 2021 год, в связи с чем определить планируемую подключаемую нагрузку не представляется возможным. Поэтому Госкомитет полагал, что расходы для расчета ставки базового тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку не могут быть определены.
Удовлетворяя заявленные административные требования, суд первой инстанции исходил из того, что постановления Госкомитета от 16 декабря 2020 года N 460-130/тп-2020 и N 461-131/тп-2020 в оспариваемой части не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.
Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования (часть 2 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Пунктом 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, установлено, что тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения входят в систему регулируемых тарифов.
К таким тарифам в сфере водоснабжения относится тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения, в сфере водоотведения - тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В силу пунктов 5, 6 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения орган регулирования начиная с очередного периода регулирования устанавливает для регулируемых организаций в частности тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Согласно пункту 13 Правил регулирования тарифов открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Пункт 17 названных Правил содержит перечень документов, необходимых для представления в орган регулирования при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении.
Согласно доводам возражений и доводам апелляционной жалобы Госкомитета расходы для расчета ставки тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку не могут быть определены в связи с непредставлением ООО "Челныводоканал" планируемых заявок на подключение на 2021 год.
В соответствии с пунктам 81, 82, 83 Основ ценообразования плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; б) налог на прибыль.
Порядок расчета ставок тарифа на подключение (технологическое присоединение) определен разделом X "Расчет платы за подключение (технологическое присоединение)" Методических указаний N 1746-э.
Согласно пунктам 115, 116 названных Методических указаний при расчете ставки тарифов за подключение (технологическое присоединение) учитываются расходы регулируемых организаций на создание водопроводных и канализационных сетей и объектов на них, определенные с учетом предложений регулируемых организаций в зависимости от применяемых материалов, типа прокладки сетей, в том числе глубины залегания сетей, стесненности условий при прокладке сетей, типа грунтов.
В силу пункта 117 Методических указаний N 1746-э ставка тарифа на подключаемую нагрузку для регулируемой организации в централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается по формуле, представляющей собой отношение расчетного объема расходов на i-тый год на подключение объектов абонентов, не включая расходы на строительство сетей и объектов на них, тыс. руб. и расчетного объема подключаемой на i-тый год нагрузки (мощности), кроме мощности, подключаемой по индивидуально рассчитанной плате, м3/сут.
Как указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, ни Основы ценообразования, ни Методические указания не предусматривают такого вида и формы документов, как заявка на подключение к объектам централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку пункт 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, содержащий перечень документов, необходимых для предоставления в орган регулирования при установлении тарифов, указания такой вид документа как планируемые заявки, не предусматривает.
Согласно заявлению на установление ставок тарифа для расчета платы за подключение к централизованной системе холодного водоснабжения Обществом было предложено установить базовую ставку в размере "данные изъяты" тыс.руб./куб.м в сутки, к заявлению в числе прочих документов был приложен реестр договоров на подключение к системе водоснабжения, а также расчет платы за подключение, при этом анализ проведен по фактически заключенным договорам на подключение 2019 года.
Тариф на подключение к централизованной системе водоотведения был заявлен в размере "данные изъяты" тыс.руб./куб.м в сутки, анализ также проведен по фактически заключенным договорам на подключение 2019 года, реестр договоров на подключение к системе водоотведения за 2019 год был приложен к заявлению (л.д. 55-58, 106-109 т.1).
Согласно пункту 20 Правил регулирования тарифов в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.
Таким образом, при расчете тарифов регулирующий орган вправе был запросить в соответствии с пунктом 20 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения водоотведения указанные в экспертном заключении и послужившие основанием для установления тарифов на подключение в нулевом размере планируемые заявки на подключение, тем самым определить обоснованность расчета тарифа в заявленном Обществом размере.
Непринятие Госкомитетом мер по истребованию доказательств подтверждающих расчетный объем подключаемой на 2021 год нагрузки фактически привело к необоснованному отказу в установлении базового тарифа.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии обязанности органа регулирования по инициативному сбору обосновывающих материалов основан на неверном толковании действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 27 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.