Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Ляпин Н.А., рассмотрев поданную 21 июня 2021 года кассационную жалобу представителя административного истца - Благотворительного регионального молодёжного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" по доверенности Королёва Ю.В. на определение судьи Ленинского районного суда города Кирова от 25 февраля 2021 года и апелляционное определение судьи Кировского областного суда от 13 мая 2021 года об оставлении без движения административного искового заявления Благотворительного регионального молодёжного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" об оспаривании бездействия государственного органа и должностного лица, по административному материалу N 9а-1071/2021,
УСТАНОВИЛ:
Благотворительное региональное молодёжное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее - административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству социального развития Кировской области, министру Шулятьевой О.Ю. об оспаривании бездействия государственного органа и должностного лица, выразившегося в нарушении сроков принятия решения на предложение административного истца о намерении взаимодействия в части организации добровольческой деятельности.
Определением судьи Ленинского районного суда города Кирова от 25 февраля 2021 года административное исковое заявление Благотворительного регионального молодёжного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" оставлено без движения, как не соответствующее требованиям статей 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с установлением срока для устранения недостатков, указанных в определении, до 19 марта 2021 года.
Определением судьи Кировского областного суда от 13 мая 2021 года, вынесенным по частной жалобе Благотворительного регионального молодёжного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 30 июня 2021 года, представитель административного истца - Благотворительного регионального молодёжного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" по доверенности Королёв Ю.В. просит отменить названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование этого он указывает, что судами первой и апелляционной инстанций незаконно ограничена процессуальная правосубъектность заявителя, поскольку действующим федеральным законодательством общественным объединениям предоставлено право на обращение в суд для защиты прав всех членов объединения, являющихся неопределённым кругом лиц, не предусматривающее уплату государственной пошлины в силу закона. Иные указанные в обжалуемых судебных актах недостатки административного искового заявления, по мнению представителя административного истца, также не являются основанием для оставления его без движения.
В соответствии с частью 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные приказы, судебные акты по административному делу, рассмотренному в порядке упрощённого (письменного) производства, определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты рассматриваются судьёй суда кассационной инстанции единолично без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке упрощённого (письменного) производства.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В силу частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьями 125, 126 и 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования к форме и содержанию административного искового заявления и прилагаемых к нему документов, соблюдение которых административным истцом необходимо для правильного разрешения судом административного дела.
В случае, если судья устанавливает, что административное исковое заявление подано с нарушением предъявляемых к нему требований, он выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указываются основания для этого и устанавливается разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения (часть 1 статьи 130 и часть 3 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из содержания административного искового заявления следует, что административный истец обратился в суд с требованиями в защиту прав, свобод и публичных интересов членов Благотворительного регионального молодёжного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - детей в возрасте от 14 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации (л.д. 15 - 17).
Как усматривается из Устава Благотворительного регионального молодёжного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", общественное движение является не имеющей членства массовой некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей (л.д. 34 - 45).
Оставляя административное исковое заявление без движения, судья суда первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что нормы действующего законодательства не предусматривают права на обращение благотворительных или молодёжных общественных объединений с административным исковым заявлением в суд в защиту неопределённого круга лиц, связи с чем административному истцу необходимо уплатить государственную пошлину за подачу настоящего иска и представить суду оригинал платёжного документа. Кроме того, административным истцом не представлены документы, подтверждающие направление и вручение административным ответчикам предложения о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.
Суд кассационной инстанции находит такие выводы судов основанными на нормах материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные лица, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределённого круга лиц, публичных интересов.
Общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного в интересах гражданина административного иска (часть 5 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу статьи 27 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.
При этом согласно статье 17 Федерального закона от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений" за защитой своих прав молодёжные и детские объединения вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Из указанного следует, что законодательство Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих право молодёжных и детских объединений обращаться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или неопределённого круга лиц.
С учётом этого при обращении в суд движение должно уплачивать государственную пошлину в общем порядке, к правильному выводу о чём пришли суды первой и апелляционной инстанций.
Обоснованным, вопреки доводам кассационной жалобы, является и требование о представлении документов, подтверждающих направление и вручение административным ответчикам предложения о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, то есть обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, поскольку соответствующая обязанность возлагается на административного истца пунктом 3 части 1 статьи 126 и частью 3 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Позиция представителя административного истца, изложенная в кассационной жалобе, основана на неверном толковании норм права, не содержит обстоятельств, указывающих на их нарушение судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
Определение судьи Ленинского районного суда города Кирова от 25 февраля 2021 года и апелляционное определение судьи Кировского областного суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного истца - Благотворительного регионального молодёжного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" по доверенности Королёва Ю.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Н.А. Ляпин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.