Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Нафикова И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия на решение Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 3 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 29 апреля 2021 г.
по административному делу по административному иску Джандигова В.М. к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джандигов В.М. обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - МВД по Республике Ингушетия) о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что Джандигов В.М. вследствие кризиса в Чеченской Республике был вынужден оставить свое место жительства и переехать в Республику Ингушетия, где территориальными органами миграционной службы был признан вынужденным переселенцем с выдачей соответствующего удостоверения. Джандигов В.М. своего жилья не имеет, компенсацию за утерянное жилье не получил, до 27 августа 2019 г. в установленном порядке продлевал статус вынужденного переселенца. Однако 27 августа 2019 г. Джандигов В.М. получил уведомление об утрате статуса вынужденного переселенца со ссылкой на то, что он являлся собственником земельного участка, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на основании постановления органа местного самоуправления от 14 августа 2007 г. N 55. Джандигов В.М. указывал на то, что с заявлением о вынесении данного постановления не обращался, земельный участок не получал, фактически он был продан неустановленным лицом. В связи с этим, Джандигов В.М. просил признать действия (бездействие) по отказу в продлении срока статуса вынужденного переселенца незаконными, возложить на Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия обязанность включить Джандигова В.М. и членов его семьи в сводные списки на улучшение жилищных условий.
Решением Малгобекского районного суда Республики Ингушетия от 3 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 29 апреля 2021 г, требования Джандигова В.М. удовлетворены частично, действия административного ответчика, выразившиеся в лишении административного истца статуса вынужденного переселенца, признаны незаконными с возложением обязанности продлить срок действия статуса вынужденного переселенца Джандигову В.М. на один год со вступления в законную силу решения суда и восстановить в единой базе вынужденных переселенцев, в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия, поданной 9 июня 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 21 июня 2021 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, Джандигов В.М. в связи с боевыми действиями был вынужден покинуть свое место жительства в Чеченской Республике и переехать в Республику Ингушетия, где был признан вынужденным переселенцем.
Согласно удостоверению вынужденного переселенца от 14 января 2008 г. серии АД N административному истцу статус вынужденного переселенца продлевался до 27 августа 2019 г.
Согласно справке УВМ МВД по Республике Ингушетия от 12 ноября 2018 г. N 605 Джандигову В.М. и членам его семьи жилое помещение не выделялось, компенсация за утраченное жилье и имущество, субсидия на приобретение жилья, временная беспроцентная ссуда не выплачивались.
Уведомлением УВМ МВД по Республике Ингушетия от 27 августа 2019 г. N 57/4772 административному истцу в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 9 на основании подпункта 7 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Причиной отказа послужили сведения о наличии у него в собственности земельного участка площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на основании постановления от 14 августа 2007 г. N 55, дата государственной регистрации 28 августа 2014 г, прекращения регистрации права 3 декабря 2018 г.
О принятом решении истцу было направлено письменное уведомление от 27 августа 2019 г. со ссылкой на установление факта наличия недвижимого имущества, что является препятствием для продления статуса вынужденного переселенца, решением от 26 августа 2019 г. удостоверение вынужденного переселенца Джандигова В.М. признано недействительным.
Вступившим в законную силу решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2020 г. постановление администрации Центрального административного округа г. Назрань от 14 августа 2007 г. N 55 о выделении земельных участков под индивидуальное жилое строительство жителям Центрального округа г. Назрань в части признано недействительным, Джандигов В.М. исключен из указанного постановления.
Удовлетворяя частично требования Джандигова В.М, суд первой инстанции исходил из того, что в судебном заседании и по материалам дела не установлены факты, препятствующие продлению статуса вынужденного переселенца, либо доказательства, которые могли бы послужить основанием для утраты статуса вынужденного переселенца.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав о надлежащей оценке всех юридически значимых обстоятельств по делу.
С такими выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия согласиться не может, полагает об их ошибочности в связи с тем, что они противоречат установленным по делу обстоятельствам, тогда как иные существенные для правильного разрешения спора обстоятельства установлены не были.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
В пункте 5 указанной статьи перечислены условия, при которых срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца, в том числе если вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, не предоставлялся в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельный участок для строительства жилого дома.
Подпункт 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" о вынужденных переселенцах предусматривает, что лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 этого же Закона.
Таким образом, предоставление вынужденному переселенцу органом местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома на территории Российской Федерации препятствовало и препятствует продлению срока действия статуса вынужденного переселенца.
В пункте 29 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного приказом МВД России от 4 сентября 2019 г. N 602, указано, что для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявитель и члены его семьи, в том числе не являющиеся вынужденными переселенцами, вправе представить: выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости; и справки об отсутствии жилого помещения по договору социального найма, непредоставлении земельного участка для строительства жилого дома или неполучении бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, судам первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела с учетом доводов административного истца о наличии вступившего в законную силу решения суда по ранее рассмотренному делу по иску Джандигова В.М. о признании недействительным постановления органа местного самоуправления в части предоставления ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства, следовало установить наличие либо отсутствие фактического владения указанным земельным участком Джандиговым В.М. с последующим его отчуждением в 2018 г.
Как следует из решения Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2020 г. постановление от 14 августа 2007 г. N 55 признано недействительным в части предоставления земельного участка Джандигову В.М. по тем основаниям, что Джандигов В.М. не является лицом, отнесенным законом к категории граждан, имеющих право на получение земельного участка бесплатно в собственность. Кроме того, судом указано, что заявление Джандиговым В.А. о представлении земельного участка в уполномоченный орган не подавалось, договоры купли-продажи, передачи земельного участка в безвозмездное пользование не заключались.
Между тем, последующее признание недействительным постановления о предоставлении земельного участка органом местного самоуправления в 2007 г. Джандигову В.А. при разрешении вопроса о продлении его статуса вынужденного переселенца правового значения не имеет, поскольку утрата такого статуса и отказ в его продлении поставлены в зависимость от самого факта предоставления в установленном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства вынужденному переселенцу.
Более того, отсутствие заключенных Джандиговым В.А. с органом местного самоуправления договоров купли-продажи либо передачи в безвозмездное пользование земельного участка площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", факта предоставления ему такого земельного участка в собственность бесплатно не исключают.
Вопреки основаниям утраты статуса вынужденного переселенца, указанным в оспариваемом уведомлении, реестровое дело из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия для проверки доводов административного истца и возражений административного ответчика не истребовалось, налоговый орган по факту уплаты обязательных платежей в отношении земельного участка не запрошен, сведения из органа местного самоуправления об имевших место в отношении данного земельного участка обращений, запросов по поводу выдачи справок и иных документов не получены.
При таком положении выводы судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия находит преждевременными.
Судом апелляционной инстанции, вопреки положениям статьи 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы апелляционной жалобы административного истца надлежащим образом не проверены, допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранены.
Приведенные нарушения норм процессуального права судебная коллегия признает существенными, повлиявшими на исход административного дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом интересов административного истца, в связи с чем находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, проверить все доводы сторон и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 3 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 29 апреля 2021 г. отменить, административное дело направить в Малгобекский городской суд Республики Ингушетия на новое рассмотрение.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 августа 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.