Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Климовой В.В, Ивановой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джамулаева Махмада Геланиевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России о возложении обязанности по выплате суточных денежных средств, взыскании неустойки и возмещении морального вреда, по кассационной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России на решение Октябрьского районного суда г.Грозного от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 8 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Климовой В.В, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Джамулаев М.Г. обратился в суд с иском Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России о возложении обязанности издать приказ о выплате ему суточных денежных средств в применением коэффициента 1, 1 в размере 110 рублей в сутки за период с 14.08.2017 года по 31.07.2020 года, взыскании неустойки в размере 37 704, 65 рублей, компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г.Грозного от 15 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 8 декабря 2020 года, требования истца удовлетворены частично. Суд решил:обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр жилищно-коммунальное управление) Министерства обороны России издать приказ о выплате истцу суточных денежных средств с применением коэффициента 1, 1 в размере 110 рублей в сутки за период времени с 14.08.2017 года по 15.09.2020 года; взыскать с ответчика в пользу истца неустойку за период времени с 11.09.2017 года по 15.09.2020 года в размере 38 741, 07 рублей; в части удовлетворения требований взыскания морального вреда отказано.
В кассационной жалобе кассатором ставится вопрос об отмене судебных постановлений, ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Приводятся доводы о том, что на истца не распространяется действие Постановления Правительства РФ от 15.01.2000 года N38, поскольку военная служба в Учреждении не предусмотрена, в связи с чем истцу не положены указанные выплаты. Кроме того, считают, что судом неверно рассчитан размер неустойки, который завышен.
В возражениях на кассационную жалобу Джамулаевым М.Г. указано на отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции участники судебного процесса, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность судебных постановлений по доводам, изложенным в кассационной жалобе, в соответствии с ч.1 ст.379.6 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о таких нарушениях, допущенных судом первой инстанции и не устраненных при рассмотрении дела в апелляционном порядке, являются обоснованными.
Частично удовлетворяя исковые требования Джамулаева М.Г, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст.21, 236 Трудового кодекса РФ, Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2010 года N10 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ", Постановлением Правительства РФ от 15.01.2000 года N38 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе", пришел к выводу, что истец, как работник "Центрального жилищно-коммунального управления", постоянно дислоцирующего на территории Чеченской Республики, имеет право на выплату сточных, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2000 года N38, с применением коэффициента 1, 1, в размере 110 рублей в сутки, а также на денежную компенсацию, предусмотренную ст.236 ТК РФ, в связи с невыплатой ему суточных.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с его выводами и правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций не соглашается, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела.
Из материалов дела следует и судами установлено, что Джамулаев М.Г. работает в Федеральном государственном бюджетном учреждении "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в должности ведущего юрисконсульта жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N3 (ЧР, г.Ханкала) с 14 августа 2017 года, на основании трудового договора N N от 14.08.2017 года.
Согласно Уставу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 03.03.2017 года N Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства; основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 15.01.2000 N38 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе" гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к участию в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона, за время этой работы, начиная со 2 августа 1999 года выплачиваются суточные в размере, определяемом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, с применением коэффициента 1, 1.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.05.2000 N424 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона" предусмотрено, что действие Постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 2000 года N38 распространяется на гражданский персонал федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы, на период:
а) работы в воинских частях и органах, дислоцированных на территории Чеченской Республики;
б) командирования в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики;
в) участия в выполнении восстановительных мероприятий, в том числе по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики.
Таким образом, из указанных нормативных актов следует, что дополнительные компенсации, в том числе в части выплаты суточных с коэффициентом 1, 1, предусмотрены для гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и уголовно-исполнительной системы.
Вместе с тем, судебными инстанциями данному обстоятельству не была дана надлежащая оценка, доводы ответчика о том, что в Учреждении, в котором работает истец, не предусмотрена военная служба, проверены не были.
Между тем эти обстоятельства имеют существенное значение для разрешения вопроса о взыскании в пользу Джамалуева М.Г. с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России выплаты в виде суточных денежных средств.
Кроме того, применяя к спорным правоотношениям положения ст.236 Трудового кодекса РФ, судебные инстанции не учли, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору. Между тем, в данном случае указанные выплаты являются предметом спора, в связи с чем к данным правоотношениям не может применяться ст.236 Трудового кодекса РФ.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 08 декабря 2020 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 8 декабря 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Климова В.В.
Иванова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.