Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Климовой В.В, Черчага С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зверева Виктора Витальевича к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии
по кассационной жалобе Зверева Виктора Витальевича на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 02 марта 2021 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, судебная коллегия
установила:
Зверев В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 14 октября 2020 года исковые требования Зверева В.В. удовлетворены.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 02 марта 2021 года, решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 14 октября 2020 года отменено, с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении иска Звереву В.В. отказано.
В кассационной жалобе Зверевым В.В. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, вынесенного с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебного постановления апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
В соответствии с пунктом 16 частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 16 пункт 1 статьи 27), когда истец выполнял соответствующую трудовую функцию.
Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти (МЧС России).
Положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно- спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года N 702.
Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N 84, а также отдельные руководители аварийно- спасательных подразделений.
Работникам других спасательных подразделений не формирований МЧС России) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ и подпункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.
Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.
Деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно- спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно- спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, 13.04.2020 Зверев В.В. обратился в ГУ УПФ по г. Ставрополю СК (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч.1 ст. 30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях".
Решением от 29.06.2020 N05/104 Звереву В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что стаж его работы не дает право на досрочное пенсионное обеспечение. При этом в стаж, работы, дающей право на досрочное назначение страхов пенсии по старости, не включены периоды работы: с 04 апреля 2005 года по 06 июня 2014 года работы в должности "спасателя 3- класса" в ОАО "Ставропольский региональный центр аварийно-экологических операций", с 09 июня 2014 года по настоящее время в должности "старший спасатель" в "Ставропольском центре "Экопас" - филиал АО "ЦАСЭО".
Из трудовой книжки и представленных уточняющих справок следует, что Зверев В.В. работал в АО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" ("ЦАСЭО) в следующих должностях: спасатель с 09 июня 2014 года по 31 октября 2014 года (Приказ от 09.06.2014 г. N 9к); спасатель оперативной группы (газоспасатель) в профессиональном аварийно-спасательном формировании с ноября 2014 года по 31 августа 2016 года (Приказ от 28.10.2014 года N 42-л спасатель в профессиональном аварийно-спасательном формировании с сентября 2016 года по 31 января 2017 года (Приказ от 01.09.2016 г. N 41-л старший спасатель Профессионального аварийно- спасательного формирование 01 февраля 2017 года (Приказ от 01.02.2017 г. N 05-лс/2); старший спасатель Профессионального аварийно-спасательного формирования Северо- Кавказского центра "ЭКОСПАС" - филиала АО "ЦАСЭО" с 06 апреля 2020 года по настоящее время (Приказ от 06.04.2020 г. N 69/2 л/с), в ОАО "Ставропольский региональный центр аварийно-экологических операций" в период с 04 апреля 2005 года (При от 04.04.2005 г. N 20-к) по 06 июня 2014 года (Приказ от 06.06.2014 г. N 12 в следующих должностях: спасатель 3-го класса оперативной службы с 2005 года по 31 октября 2005 года (Приказ от 04.04.2005 г. N 20-к); спасателем Оперативной службы с 01 ноября 2005 года по 06 июня 2014 года (Приказ 01.11.2005 г. N 123 к).
Принимая решение об удовлетворении заявленных Зверевым В.В. исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно Уставу АО, соглашению между ГУ МЧС и АО "ЦАСЭО", в силу должностной инструкции, спасателя, старшего спасателя дежурной смены и справки, выданной АО "ЦАСЭО" и согласно ст.25 п.7 ФЗ от 22 августа 1995 года "Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей" спасатели имеют право на льготное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием не согласился, отменяя решение суда первой инстанции, принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Зверева В.В, указал, что исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также иные организации, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.
Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно- спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, а также в других министерствах и ведомствах.
Из Устава АО "ЦАСЭО" и иных материалов дела не следует, что указанное Общество является органом МЧС Российской Федерации, напротив, ОАО являет Обществом, правовое положение которого регулируется ФЗ об акционерных обществах и основной целью Общества является получение прибыли (л.д.150).
Из должностных инструкций истца, находящихся в деле, также не следует, что занимаемая им в указанной организации должности относятся к штатным единицам организационной структуры МЧС РФ.
Трудовая пенсия в качестве спасателя могла быть зачтена только в случае работы в профессиональных аварийно-спасательных службах МЧС России.
Согласно Соглашению между Главным Управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю и Открытым акционерным Обществом "ЦАСЭО" (Ставропольский Центр "ЭКОСПАС" филиал АОА) следует, что МЧС края оказывает информационную, техническую поддержку на территории края по предупреждению и ликвидации ЧС на региональном, муниципальном и объектовом уровне (л.д.132-134)
Поскольку досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ и подпункта 16 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности МЧС РФ, а компетенция аварийно- спасательных служб, созданных другими органами ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, или объекта, следует признать, что компетенция спасательных служб ведомственных организаций также является ограниченной, а потому не влечет предоставление льгот пенсионного обеспечения, которые предоставлены законом спасателям структуры МЧС РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции правомерны, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, в том числе с учетом представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 02 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.