Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Гайдарова М.Б, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по ценам и тарифам Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Оренбаума В.М. к комитету по ценам и тарифам Московской области, о признании недействующим со дня принятия распоряжения комитета по ценам и тарифам Московской области.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, объяснения представителя комитета по ценам и тарифам Московской области - Усовой М.Г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в г. Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области от 19 декабря 2017 года N 306-Р (далее - распоряжение N 306-Р) в том числе для МУП "Шатурское ПТО ГХ" на территории городского округа Шатура Московской области установлены одноставочные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям на период 2018-2020 годов (пункт 30 приложения 2 распоряжения N 306-Р), которые составили для населения (с учетом НДС): с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года - 2178, 52 руб/Гкал, с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - 2265, 60 руб/Гкал, с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года - 2265, 60 руб/Гкал, с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 2350, 56 руб/Гкал, с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года - 2350, 56 руб/Гкал, с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - 2439, 06 руб/Гкал.
Для населения г. Шатура, ул. Светлая, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, уд. 40 лет Октября, д. 15, 20, 21, 22, 40, ул. Большевик, д. 45, 49, 64, ул. Малая, л. 20. 22. ул. Чехова, д. 74, ул. Малькина Грива, д. 53, ул. Вокзальная, д. 55, д. 70, ул. Красноармейская, д. 3, д. 8, пр. Ильича, д. 58, ул. Советская, д. 25, корп. 1, 2. ул. Интернациональная, д. 16, ул. Академическая, д. 10, корп. 1. 2. ул. Академическая, д. 14, к. 1, 2, пр. Ильича, д. 63 (1-5 секции), ул. Войкова, д. 2/9, ул. Энергетиков, д. 10в, ул. Клары Цеткин, д. 15а, 17/1, ул. Энергетиков, д. 10/1, ул. Радченко, д. 7а, ул. Жарова д. 22, 24, 25, ул. Академическая, д. 3, За, 5, 8, ул. Школьная, д. 18, 24, пр. Ильича д. 49, 61, Бокинский проезд, д. 37, ул. Спортивная, д. 13, ул. Энергетиков, д. 24, городской округ Шатура Московской области тариф составил (с учетом НДС):
с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года - 1540, 02 руб/Гкал, с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года - 1633, 95 руб/Гкал, с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года - 1633, 95 руб/Гкал, с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 1695, 66 руб/Гкал, с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года - 1695, 66 руб/Гкал, с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - 1758, 20 руб/Гкал. Распоряжением от 16 февраля 2018 года N 20-Р внесены изменения в пункт 30 распоряжения N 306-Р, одноставочные тарифы для населения указаны в следующем размере:
с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года - 2178, 52 руб/Гкал, с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года-2282, 26 руб/Гкал, с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года - 2282, 26 руб/Гкал, с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года - 2368, 19 руб/Гкал, с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года - 2368, 19 руб/Гкал, с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - 2457, 67 руб/Гкал.
В последующем распоряжениями органа регулирования от 19 декабря 2018 года N 365-Р и от 20 декабря 2019 года N 440-Р произведены корректировки долгосрочного тарифа на 2019 и 2020 годы.
Первоначальный текст документа опубликован на официальном сайте комитета по ценам и тарифам Московской области http://ktc.mosreg.ru, 19 декабря 2017 года и в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 23, 8 февраля 2018 года.
Оренбаум В.М. обратился в Московский областной суд с административным иском, в котором просил признать недействующим со дня принятия распоряжение N 306-Р в части установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "Шатурское ПТО ГХ" на территории городского округа Шатура (строка 30 Приложения 2 распоряжения), указывая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят без учета ранее состоявшегося решения суда и не соответствует положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования), действующему законодательству, регулирующему порядок изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Требования мотивированы тем, что административный истец является сособственником квартир, расположенных на территории городского округа Шатура по ул. Спортивная, д. 7 и по ул. Академическая, д. 10. Многоквартирные дома, в которых расположены жилые помещения, технологически присоединены к тепловым сетям Шатурской ГРЭС и с 1 июля 2017 года обеспечение данных домов тепловой энергией осуществляется МУП "Шатурское ПТО ГХ". Для данной регулируемой организации распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 июня 2017 года N 100-Р установлены тарифы на период с 1 июля 2017 года по 30 декабря 2017 года и составили для дома 10 по ул. Академическая - 1540, 02 руб/Гкал, для дома 7 по ул. Спортивная, - 2178, 52 руб/Гкал.
Решением Московского областного суда от 26 апреля 2018 года, вступившим в законную силу 11 октября 2018 года, распоряжение N 100-Р признано недействующим со дня принятия в части установленных тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "Шатурское ПТО ГХ", как экономически необоснованных.
Вместе с тем, приняв распоряжение N 306-Р орган регулирования фактически воспроизвел ранее признанный недействующим нормативный правовой акт, установив те же величины экономически не обоснованных тарифов, а также тарифов ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий потребителей за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня для других категорий потребителей, тем самым осуществив перекрестное субсидирование между потребителями.
Административный истец полагал, что объем полезного отпуска тепловой энергии для МУП "Шатурское ПТО ГХ", как единой теплоснабжающей организации до утверждения схемы теплоснабжения определен неверно, необоснованно учтены расчетные объемы полезного отпуска тепловой энергии филиала "Шатурская ГРЭС" ПАО "Юнипро", ООО "ТеплоИнвест", ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум", которыми осуществлялась деятельность по поставке тепловой энергии до утверждения единой теплоснабжающей организации МУП "Шатурское ПТО ГХ". При этом данные организации сохранили статус теплоснабжающих организаций, в отношении них органом регулирования установлены тарифы на тепловую энергию на 2017 и 2018 годы, что возможно, если принадлежащие им системы теплоснабжения не вошли в зону деятельности МУП "Шатурское ПТО ГХ".
Кроме того, административным истцом обращено внимание на недопустимость превышения предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по городскому округу Шатура на 2018 год по отношению к размеру такой платы, вносимой в декабре 2016 года, чем нарушены положения статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400.
Решением Московского областного суда от 1 октября 2020 года в удовлетворении требований административного истца отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2021 года решение Московского областного суда от 1 октября 2020 года отменено. Принято по делу новое решение, которым признано недействующим с даты принятия распоряжение комитета по ценам и тарифам Московской области от 19 декабря 2017 года N 306-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2020 годы" в части установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "Шатурское ПТО ГХ" на территории городского округа Шатура (строка 30 приложения 2 распоряжения)".
В кассационной жалобе, поданной 10 июня 2021 года комитетом по ценам и тарифам Московской области, через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебного акта апелляционной инстанции, ставится вопрос о его отмене, оставлении без изменения решения суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны в судах, указывая, в том числе на то, что суд апелляционной инстанции ошибочно принял оспариваемый нормативный правовой акт (далее - НПА), как воспроизведение содержания ранее признанного недействительным НПА, так как оспариваемый акт принят с применением другого метода регулирования; экономическая обоснованность оспариваемого тарифа подтверждена заключением независимой судебной экспертизы, которой судом второй инстанции не дана правильная оценка; суд апелляционной инстанции вышел за пределы требований административного истца, оспаривавшего тариф на 2018 год, признав недействительными тарифы на 2019-2020 годы; неверность вывода суда апелляционной инстанции о невозможности дифференциации тарифов для населения по причине особенностей определения тарифов для единой снабжающей организации, так как такая дифференциация основана на заявке ресурсоснабжающей организации - МУП "Шатурское ПТО ГХ"; судом не учтено, что НПА в оспариваемой части на момент спора не действовал и заявителем не предоставлены доказательства нарушения его прав.
От Оренбаума В.М. поступил письменный отзыв на кассационную жалобу.
Иные стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителя комитета по ценам и тарифам Московской области, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как следует из материалов дела, комитетом по ценам и тарифам Московской области 19 декабря 2017 года принято распоряжение N 306-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2020 годы".
Распоряжение размещено на официальном сайте комитета по ценам и тарифам Московской области www.ktc/mosreg/ru 19 декабря 2017 года в порядке, установленном Положением о комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 1 ноября 2011 года N 1321/46 "О формировании комитета по ценам и тарифам Московской области", находится в свободном доступе.
Суд первой инстанции установил, что распоряжение принято уполномоченным органом в установленной форме, данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводом суда первой инстанции согласился, установив, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования, и по этим основаниям лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Постановлением администрации Шатурского муниципального района Московской области от 12 апреля 2017 года N 791 МУП "Шатурское ПТО ГХ" наделено статусом единой теплоснабжающей организации (ЕТО), осуществляющей теплоснабжение на территории городского округа Шатура Московской области с 1 апреля 2017 года.
Впервые за установлением тарифов в сфере теплоснабжения МУП "Шатурское ПТО ГХ" обратилось в тарифный орган в 2017 году заявление от 14 июня 2017 года N 435).
Распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области от 20 июня 2017 года N 100-р были установлены тарифы на тепловую энергию для МУП "Шатурское ПТО ГХ" на период с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года.
Данное распоряжение решением Московского областного суда от 26 апреля 2018 года признано недействующим со дня принятия, поскольку в ходе рассмотрения дела суд установил, что тарифный орган рассчитал тариф в экономически необоснованном размере, не обосновал причину дифференциации тарифов, а также нарушил принцип недопущения двойного учета расходов при установлении тарифов на тепловую энергию, неправомерно учтя в составе объема тепловой энергии МУП "Шатурское ПТО ГХ" объем тепловой энергии и теплоносителя, отпускаемый ПАО "Юнипро" по прямым договорам теплоснабжения с потребителями.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 октября 2018 года (дело N 4-АПГ18-19) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
МУП "Шатурское ПТО ГХ" 30 октября 2017 года обратилось в комитет по ценам и тарифам Московской области с заявлением об установлении тарифов на первый долгосрочный период регулирования 2018-2020 годы.
Распоряжением от 19 декабря 2017 года N 306-Р установлены тарифы в сфере теплоснабжения для МУП "Шатурское ПТО ГХ" на 2018-2020 годы на территории городского округа Шатура с использованием метода индексации установленных тарифов.
В строке 30 Приложения 2 к распоряжению N 306-Р установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП "Шатурское ПТО ГХ", на территории городского округа Шатура Московской области для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения тариф одноставочный (с учётом НДС):
- с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года 2178, 52 руб/Г кал, с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 годпа2265, 60 руб/Гкал;
- с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года 2265, 60 руб/Гкал, с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года 2350, 56 руб/Гкал;
- с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года 2350, 56 руб/Гкал, с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 2439, 06 руб/Гкал.
Для населения по ул. Светлая, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, ул. 40 лет Октября, д. 15, 20, 21, 22, 40, ул. Большевик д. 45, 49, 64, ул. Малая, д. 20, 22, ул. Чехова, д. 74, ул. Малькина Грива, д. 53, ул. Вокзальная, д. 55, д. 70, ул. Красноармейская, д. 3, д. 8, пр. Ильича, д. 58, ул. Советская, д. 25, корп. 1, 2, ул. Интернациональная, д. 16, ул. Академическая, д. 10, корп. 1, 2, ул. Академическая, д. 14, к. 1, 2, пр. Ильича, д. 63 (1-5 секции), ул. Войкова, д. 2/9, ул. Энергетиков, д. 10В, ул. Клары Цеткин, д. 15а, 17/1, ул. Энергетиков, д. 10/1, ул. Радченко, д. 7а, ул. Жарова д. 22, 24, 25, ул. Академическая, д. 3, За, 5, 8, ул. Школьная, д.18, 24, пр. Ильича д. 49, 61, Бокинский проезд, д. 37, ул. Спортивная, д. 13, ул. Энергетиков, д. 24, городской округ Шатура Московской области установлен одноставочный тариф с учётом НДС:
- с 01 января 2018 года по 30 июня 2018 года в размере 1540, 02 руб/Гкал, с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 1633, 95 руб/Гкал; - с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года 1633, 95 руб/Гкал, с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года 1695, 66 руб/Гкал;
- с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года 1695, 66 руб/Гкал, с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года 1758, 20 руб/Гкал.
Из материалов дела следует, что Оренбауму В. М. и его супруге Мишиной С.Г. в общей совместной собственности принадлежат квартиры по адресам: Московская область, г. Шатура, ул. Академическая, д. 10, кв. 109 и Московская обл, г. Шатура, ул. Спортивная, д. 7, кв. 11, в связи с чем является потребителем тепловой энергии, поставляемой МУП "Шатурское ПТО ГХ", то есть субъектом спорных правоотношений.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что расчет тарифов на тепловую энергию на 2018-2020 годы для МУП "Шатурское ПТО ГХ" осуществлен комитетом по ценам и тарифам Московской области в соответствии с Основами ценообразования, Методическими указаниями на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вила продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Оценив представленное в дело экспертное заключение в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу, что размер высокого тарифа из представленной в распоряжении N 306-Р дифференциации тарифов является экономически обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не согласился с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно оспариваемому распоряжению N 306-Р жители конкретных многоквартирных домов, расположенных по названным в распоряжении адресам, оплачивают тепловую энергию по тарифам в заниженном размере по сравнению с потребителями, проживающими в других домах.
При этом дифференциация тарифов по параметрам, определенным пунктом 23 Основ ценообразования, в частности, категории группе потребителей, органом регулирования не обоснована.
Суд второй инстанции указал, что установление на один период регулирования в отношении одной группы потребителей (населения) разных величин тарифов не предусмотрено действующим законодательством в сфере теплоснабжения, не учитывает особенности определения тарифов для единой теплоснабжающей организации.
Определив разные величины тарифов для разных групп потребителей (2178, 52 руб/Гкал, 2265, 60 руб/Гкал и 1540, 02 руб/Гкал, 1633, 95 руб/Гкал), комитет по ценам и тарифам Московской области не привел экономического обоснования этой разницы в размерах тарифов и не опроверг довод административного истца о нарушении пункта 25 Основ ценообразования.
Ссылка комитета по ценам и тарифам Московской области на ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги в отношении жителей, которым ранее услуги по теплоснабжению оказывались ПАО "Юнипро", размер тарифа на тепловую энергию которому был установлен в меньшем размере, судом апелляционной инстанции отклонен, поскольку порядок применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации урегулирован постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 400.
Данным постановлением утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации. Между тем, как следует из материалов дела, установление органом регулирования указанных тарифов обусловлено именно их неправомерной дифференциацией, доказательств обратного, в соответствие с частями 8, 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не представлено.
Поскольку вступившим в законную силу решением Московского областного суда от 26 апреля 2018 года установлено, что тарифным органом без надлежащего к тому экономического обоснования произведена дифференциация тарифов для населения, а также не исключены из объема полезного отпуска тепловой энергии МУП "Шатурское ПТО ГХ" объемы поставляемой ПАО "Юнипро" тепловой энергии для потребителей по прямым поставкам, что и послужило основанием для признания недействующим распоряжения N 100-Р, постольку при принятии распоряжения N 306-Р на следующий период регулирования комитету по ценам и тарифам Московской области следовало учесть содержащиеся во вступившем в законную силу решении суда замечания, так как судом дана надлежащая правовая оценка обстоятельствам, имеющим юридическое значение в регулируемых тарифным органом правоотношениях.
Ввиду того, что при принятии оспариваемого распоряжения N 306-Р не учтены выводы суда, изложенное послужило основанием для обращения административного истца за судебной защитой.
Ссылка суда первой инстанции на то, что экономически обоснованными расходами являются утвержденные тарифы на тепловую энергию в размерах 2178, 52 руб/Гкал (на период с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года), 2282, 26 руб/Гкал (с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года и с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года), 2368, 19 руб/Гкал (с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года и с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года), 2457, 67 руб/Гкал на период с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года с учетом заключения экспертов не соотносится с выводами, изложенными в решении суда от 26 апреля 2018 года, с положениями пункта 22 Основ ценообразования, предписанием Федеральной антимонопольной службы от 25 декабря 2017 года N СП/91036/17, письмом МУП "Шатурское ПТО ГХ" от 16 января 2018 года N 54 об исключении объемов поставляемой ПАО "Юнипро" тепловой энергии.
Заключение экспертов, как и экспертное заключение регулирующего органа не содержат сведений о порядке определения расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела установлено, что до апреля 2017 года на территории городского округа Шатура Московской области эксплуатацию объектов теплоснабжения (в настоящее время эксплуатируемые МУП "Шатурское ПТО ГХ") и поставку тепловой энергии населению осуществляли 2 теплоснабжающие организации: ООО "Теплоинвест" и ПАО "Юнипро" филиал Шатурская ГРЭС, для которых распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области от 18 декабря 2015 года N 166-Р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы" (в редакции распоряжения от 20 декабря 2016 года N 209-Р) установлены тарифы на тепловую энергию с календарной разбивкой с учетом НДС: для потребителей ООО "Теплоинвест":
- с 1 января 2017 года в размере 2939, 68 руб/Гкал;
- с 1 июля 2017 года - 2986, 54 руб/Гкал;
- с 1 января 2018 года - 2591, 20 руб/Гкал;
- c 1 июля 2018 года - 2686, 80 руб/Гкал;
для потребителей ПАО "Юнипро" филиал Шатурская ГРЭС:
- с 1 января 2017 года в размере 1433, 96 руб/Гкал;
- с 1 июля 2017 года - 1518, 62 руб/Гкал;
- на 2018 год по 30 июня 2018 года - 1540, 02 руб/Гкал;
- с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года- 1633.95 руб/Гкал, Данные тарифы являлись действующими и в связи с началом осуществления деятельности единой теплоснабжающей организации МУЛ "Шатурское ПТО ГХ".
В материалы тарифного дела регулируемой организацией представлены муниципальный контракт по поставке тепловой энергии от 3 мая 2017 года, заключенный с ООО "ТеплоИнвест", которым ориентировочный объем тепловой энергии за период с июня по декабрь 2017 года определен равным 201, 199 Гкал. По договору возмездного оказания услуг от 1 июля 2017 года, заключенного с ПАО "Юнипро", последнему МУП "Шатурское ПТО ГХ" обязалось оказать услуги по поставке тепловой энергии и теплоснабжения. Договорный объем тепловой энергии, поставляемой ПАО "Юнипро" и приобретаемой МУП "Шатурское ПТО ГХ", включает себя объем тепловой энергии, ранее поставляемой потребителям по прямым договорам, заключенным с ПАО "Юнипро". При этом дополнительным соглашением к договору объем тепловой энергии и теплоносителя определяется за вычетом объема тепловой энергии и теплоносителя, отпускаемых ПАО "Юнипро" по прямым договорам теплоснабжения с потребителями.
Из предписания Федеральной антимонопольной службы от 25 декабря 2017 года N СП/91036/17 следует, что в целях недопущения двойного учета расходов при установлении тарифов на тепловую энергию для МУП "Шатурское ПТО ГХ" надлежит исключить объемы поставляемой филиалом "Шатурская ГРЭС" ПАО "Юнипро" тепловой энергии для потребителей по прямым договорам и соответствующие расходы, необходимые для передачи указанных объемов. Согласно предписанию, соответствующие расходы подлежат учету при установлении тарифов на тепловую энергию для филиала "Шатурская ГРЭС" ПАО "Юнипро" на 2018 год.
Представленная информация в статистической форме N 46-ТЭ "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей" (за 2017 год общий объем отпуска тепловой энергии составил 34149, 470 Гкал), не соответствует данным, отраженным в форме N 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией" (за 2017 год общий объем тепловой энергии составил 71 681, 09 Гкал для 12 источников теплоснабжения).
Как следует из экспертного заключения регулирующего органа на 2018 год, объем полезного отпуска тепловой энергии на 2018 год установлен по предложению организации в размере 194 707 Гкал из расчета 27 источников тепловой энергии.
На 2019 год при корректировке тарифа объем полезного отпуска учтен в предложенном регулируемой организацией размере 200 575, 6 Гкал из расчета 28 источников тепловой энергии.
Соответствующего обоснования в нарушение требований пункта 21 Основ ценообразования и пунктов 18, 21, 22 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания) экспертное заключение органа регулирования не содержит, в ходе рассмотрения дела учтенный в тарифной заявке расчетный объем полезного отпуска не подтвержден.
При этом объем отпуска тепловой энергии прямо влияет на размер учтенного норматива технологических потерь при передаче тепловой энергии и величину необходимой валовой выручки.
На основании изложенного, суд второй инстанции указал, что установленные распоряжением N 306-Р тарифы на тепловую энергию не могут быть признаны законными и экономически обоснованными.
Указанное явилось основанием к отмене решения суда первой инстанции и принятия нового решения, которым признано недействующим распоряжение N 306-Р в части установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "Шатурское ПТО ГХ" на территории городского округа Шатура (строка 30 приложения 2 распоряжения).
Также суд второй инстанции признал верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для прекращения производства по делу по тем основаниям, что в настоящее время принят новый нормативный акт, которым для МУП "Шатурское ПТО ГХ" установлен единый тариф на тепловую энергию для населения на территории городского округа Шатура на 2020 год.
Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с такими выводами суда апелляционной инстанции.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым также утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями, которыми руководствовался суд апелляционной инстанции при принятии оспариваемого решения.
В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании НПА недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Принятие оспариваемого НПА при отсутствии экономического обоснования, по аналогичным обстоятельствам, имевшим ранее место при принятии НПА на 2017 год, судом апелляционной инстанции обоснованно расценены недопустимым способом преодоления вступившего в законную силу решения суда.
Заявка ресурсоснабжающей организации в оспариваемом случае не заменяет необходимость экономического обоснования дифференциации тарифов в спорном случае.
Истечение срока действия НПА не является основанием к отказу в административном иске.
При данных обстоятельствах, вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам административного дела и требованиям закона.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы, фактически повторяющие позицию стороны в судах, которой в оспариваемом судебном акте дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебного акта судом кассационной инстанции.
При таких данных, оспариваемый судебный акт апелляционной инстанции полностью отвечает требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебного акта, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по ценам и тарифам Московской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 09 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.