Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июля 2021 года гражданское дело по иску Зениной Оксаны Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Узловая Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста как лицу, проживающему на территории зоны радиоактивного загрязнения
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Узловая Тульской области (межрайонное)
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 07 апреля 2021 года, заслушав доклад судьи Вишневской В.Д,
УСТАНОВИЛА:
Зенина О.В. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Узловая Тульской области (межрайонное) о признании права на пенсию по старости со снижением общеустановленного возраста как лицу, проживающему на территории зоны радиоактивного загрязнения.
Решением Узловского городского суда Тульской области от 21 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований Зениной О.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 07 апреля 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым исковые требования Зениной О.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Узловая Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста как лицу, проживающему на территории зоны радиоактивного загрязнения, удовлетворены. За Зениной О.В. признано право на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьями 33, 34 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на 5 лет. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Узловая Тульской области (межрайонное) возложена обязанность назначить и выплачивать Зениной О.В. пенсию по старости со 2 марта 2020г.
В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Узловая Тульской области (межрайонное) ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 07 апреля 2021 года, как незаконного, ввиду допущенных судом нарушений норм материального права и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного по делу апелляционного определения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по делу допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Зенина О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 4 дня) проживала в "адрес", "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 лет 7 месяцев 25 дней) была зарегистрирована по месту жительства в д. "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (14 лет 2 месяца 12 дней на дату обращения) в "адрес". Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Зенина О.В. работала в "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в "адрес".
28 февраля 2020 года Зенина О.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фона Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении пенсии Зениной О.В. отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности проживания и работы на территории, подвергшейся загрязнению, дающей право на снижение возраста выхода на пенсию по ст. ст.33, 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1.
Разрешая спор и отказывая Зениной О.В. в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из установленных фактов проживания истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 4 дня) на территории зоны проживания с правом на отселение - "адрес", а также проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 лет 7 месяцев 25 дней) в д. "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (14 лет 2 месяца 12 дней на дату обращения) в "адрес", что на основании статьи 34 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" дает ей право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 3 года, то есть в возрасте 52 года, которого последняя не достигла.
Отменяя решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что выводы суда первой инстанции об отсутствии права истца Зениной О.В. на льготу по суммарному снижению пенсионного возраста на 5 лет не основаны на неправильном применении норм материального права, поскольку ни Законом РФ от 15.05.1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ни Федеральным законом от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ни Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не установлен запрет на суммирование величин снижения пенсионного возраста за проживание (работу) в зонах радиоактивного загрязнения, поскольку право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией, так как вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения, должен возмещаться в адекватном размере. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение.
Указав, что право Зениной О.В, 02.03.1970 года рождения, на пенсию по старости с учетом установленных судом периодов проживания на территории зон проживания с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом возникло по достижении возраста 50 лет, то есть со 2 марта 2020 года, а истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости 28 февраля 2020 года, судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда возложила на ответчика обязанность назначить истцу пенсию по старости со 2 марта 2020 года, то есть с момента наступления права.
С данными выводами суда апелляционной инстанции соглашается суд кассационной инстанции исходя из следующего.
Гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 этого Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности (статья 33). Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 указанного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Статьи 33 и 34 названного Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Указанные нормы содержат две величины снижения пенсионного возраста - первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 июля 2006 г. N 403-О, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Таким образом, по данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Зениной О.В. и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись факт и продолжительность проживания истца в соответствующих зонах радиоактивного загрязнения.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделал обоснованный вывод о том, что Зенина О.В. с учетом факта проживания в зонах радиоактивного загрязнения в указанные периоды, продолжительность которых подтверждена и не оспаривается ответчиком, имеет право на льготу по суммарному снижению пенсионного возраста на 5 лет.
В апелляционном определении приведено толкование норм материального права (Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991 года N 237-р Об утверждении Перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, постановления Правительства РФ от 18.12.1997 года N 1582, и постановления Правительства РФ от 08.10.2015 года N1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные ответчиком в кассационной жалобе доводы о том, что на момент смены зональности, а именно на 31.01.1998г. Зенина О.В. проживала в д. "адрес", а с 09.11.2004г. в "адрес", то есть в разных населенных пунктах радиоактивного загрязнения, в связи с чем, к ней не может быть применено суммирование периодов проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение и в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене определения судебной коллегии являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемом апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу апелляционного определения, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 07 апреля 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Узловая Тульской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.