Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Матросовой Г.В, Юдиной С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3680/2020 по исковому заявлению Белугиной ФИО9 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя Белугиной ФИО10 - Белугина ФИО11
на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 25 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 17 февраля 2021 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Белугина С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) (далее ГУ - УПФ РФ в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Правобережного районного суда города Липецка от 25 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 17 февраля 2021 года, Белугиной С.А. отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе представителем Белугиной С.А. - Белугиным А.С. поставлен вопрос об отмене названных судебных постановлений ввиду допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, не соответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как следует из материалов дела, с 1 января 1999 года по 31 октября 2002 года Белугина С.А. работала в медико-санитарной части ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" в должности заведующей здравпунктом поликлиники.
24 марта 1999 года медико-санитарная часть ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" переименована в клиническую медико-санитарную часть ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат".
6 августа 1999 года на базе клинической медико-санитарной части ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" и оздоровительных учреждений создана дирекция по медико-социальным вопросам.
В период с 15 апреля 2004 года по 29 июля 2011 года Белугина С.А. работала в ОГБУ Реабилитационно-оздоровительном центре "Лесная сказка" в должности медсестры по массажу, с 3 октября 2016 года по 16 июля 2019 года - в должности медсестры процедурной в лечебно-профилактическом отделении.
16 июля 2019 года Белугина С.А. обратилась в ГУ - УПФ РФ в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением от 23 сентября 2019 года N N ГУ - УПФ РФ в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия специального стажа 30 лет.
Специальный стаж на дату обращения с заявлением составил 14 лет 01 месяц 24 дня.
В специальный стаж не засчитаны, в том числе, периоды работы: с 1 января 1999 года по 31 октября 2002 года в должности заведующей здравпунктом поликлиники медико-санитарной части ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", поскольку совмещение должности заведующей здравпунктом в данный период с работой в должности медицинской сестры (фельдшера) документально не
подтверждено, с 15 апреля 2004 года по 29 июля 2011 года, с 3 октября 2016 года по 16 июля 2019 года в должности медсестры по массажу и медсестры процедурной в ОГБУ Реабилитационно-оздоровительном центре "Лесная сказка", поскольку учреждение не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Кроме того, индивидуальные сведения за спорные периоды представлены работодателями без кода особых условий труда.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о законности решения пенсионного органа, поскольку факт льготной работы истца в периоды с 1 января 1999 года по 31 октября 2002 года в должности заведующей здравпунктом поликлиники медико-санитарной части ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", с 15 апреля 2004 года по 29 июля 2011 года, с 3 октября 2016 года по 16 июля 2019 года в должности медсестры по массажу и медсестры процедурной в ОГБУ Реабилитационно-оздоровительный центр "Лесная сказка" не нашел своего подтверждения.
Проведя анализ имеющихся в материалах дела Устава учреждения ОГБУ Реабилитационно-оздоровительном центре "Лесная сказка" и Положения об Управлении социальной защиты населения Липецкой области, исходя из того, что основным видом деятельности учреждения являлось и является проведение реабилитации, отдыха и оздоровления детей, матерей с детьми из малообеспеченных, многодетных, неполных или неблагополучных семей, детей-инвалидов, суды пришли к обоснованному выводу, что данное учреждение является учреждением социального обслуживания, а наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности не относит учреждение к учреждению здравоохранения.
Судами обосновано указано, что ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" не являлось учреждением здравоохранения, а акционерное общество не было поименовано ни в списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, ни в действующем в настоящее время Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного Постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 06 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" (действующее до 01 января 2015 года) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа); периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п.4).
В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям (Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 01 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьей 66.3, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01 сентября 2014 года, статей 123.21 - 123.22, 96 Гражданского кодекса Российской Федерации), с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией права граждан на трудовые пенсии", а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные представителем Белугиной С.А. Белугиным А.С. в кассационной в жалобе доводы относительно неправомерности отказа во включении в специальный стаж периодов работы истца в МСЧ ОАО "Новолипецкого металлургического комбината", наличия тождественности исполнения ею обязанностей при переводе с должности фельдшера здравпункта на должность заведующей здравпунктом поликлиники, отсутствия кода льготной профессии являлись предметом исследования как суда первой, так и апелляционной инстанций, данным доводам дана надлежащая оценка. По существу указанные доводы сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Ссылки кассационной жалобы на преюдициальность принятых судами решений по иным гражданским делам, в которых Белугина С.А. не принимала участия, основаны на неправильном понимании закона.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Правобережного районного суда г.Липецка от 25 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 17 февраля 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу представителя Белугиной ФИО12 - Белугина ФИО13 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.