Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Потеминой Е.В, Ситникова В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева А.В, Алексеевой И.А. к администрации Энгельсского муниципального района, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании действий незаконными, признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на участие в федеральной целевой программе, возложении обязанности восстановить в очереди
по кассационной жалобе Алексеева А.В. и Алексеевой И.А. в лице представителя Алексеевой А.А.
на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от29 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 10 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В, объяснения представителя Алексеева А.В. и Алексеевой И.А. - Алексеевой А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Алексеев А.В. и Алексеева И.А. обратились в суд с иском к администрации Энгельсского муниципального района, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, просили:
признать незаконными действия администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по исключению истцов и их несовершеннолетних детей Алексеева А.А. и Алексеевой А.А. из участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы", подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище на 2016-2020 годы", а также из участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
признать истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а также в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
признать за истцами право на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, право на участие в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
возложить на администрацию Энгельсского муниципального района обязанность по восстановлению истцов на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списках граждан - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы", подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей 2011-2015" Федеральной целевой программы "Жилище на 2016-2020 годы", подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей 2015-2020", а также в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
возложить на администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области обязанность включить семью истцов в списки участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, с 16.02.2012 года;
возложить на администрацию Энгельсского муниципального района обязанность восстановить семью Алексеевых, состоящую из четырех человек в списках граждан - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы", подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей 2015-2020", а также в сводном списке участников мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
выдать свидетельство (сертификат) о социальной выплате.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от29 мая 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от10 ноября 2020 г, в удовлетворении исковых требований Алексееву А.В, Алексеевой И.А. отказано.
В кассационной жалобе Алексеевым А.В. и Алексеевой И.А. в лице представителя Алексеевой А.А. поставлен вопрос об отмене указанных выше судебных постановлений.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
По настоящему делу таких оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы и материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 24 февраля 2012 г. N 847 семья Алексеевых в составе 3-х человек: Алексеевой И.А, Алексеева А.В, Алексеева А.А. была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 9 февраля 2018 г. N 611 утвержден протокол заседания жилищной комиссии при администрации Энгельсского муниципального района 8 февраля 2018 г. N 5, которая приняла решение о внесении изменения в численный состав семьи Алексеевых в связи с рождением 28 декабря 2016 года у истцов дочери Алексеевой А.А..
Согласно ответу администрации Энгельсского муниципального района от 1 апреля 2019 г. N 436/04-01-02 семья Алексеевых включена в список молодых семей-участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, изъявивших получить социальную выплату в 2019 году, и значится в нем подN 75.
26 февраля 2020 г. Алексееву А.А. вручено извещение от 10 декабря2019 г. N 1112/04-01-02 о том, что его семья в составе 4 человек постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 2 декабря 2019 г. N 5377 исключена из списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", на основании пункта 5 приложения 2 к постановлению Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 г. N 356-П "О некоторых вопросах предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья" в связи с тем, что Алексееву А.В. 2 ноября 2019 г. исполнилось 36 лет.
Обратившись в суд с настоящим иском, Алексеевы ссылались на то, что по состоянию на 24 февраля 2012 г. их семья отвечала всем предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты, и достижение одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, не является основанием для исключения из указанного списка на текущий год.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, исходил из того, что истцы и члены их семьи не относятся к категории граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств в силу достижения одним из членов семьи (Алексеевым А.В.) до формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации итогового сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2020 г. возраста - 36 лет.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Выводы нижестоящих судов по существу разрешения спора основаны на нормах действующего законодательства, подробно мотивированы со ссылкой на доказательства, оцененные по правилам статьи 67 ГПК РФ, сомнений в законности не вызывают.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (Определения от 27 мая 2010 г. N 738-О-О, от 19 октября 2010 г. N 1333-О-О, от 14 июля 2011 г. N 988-О-О, от 16 июля 2013 г. N 1195-О, от 29 января 2015 г. N 122-О и др.).
В соответствии с абзацем 2 пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
С учетом приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, являлись предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, которая доводами кассационной жалобы не опровергается.
Несогласие с оценкой, данной судом доводам сторон и представленным доказательствам, не может быть принято во внимание, поскольку переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 ГПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Судебные постановления соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, юридически значимые обстоятельства судами установлены, нормы материального права применены правильно.
Нарушений судами норм процессуального права, приведших к нарушению прав истцов и судебной ошибке при разрешении спора, не установлено; решение и апелляционное определение соответствуют требованиям гражданского процессуального законодательства (статьи 198, 328, 329 ГПК РФ).
Доводы жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, сводятся к изложению своей позиции по делу, собственным толкованию закона и оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 29 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 10 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Алексеева А.В, Алексеевой И.А. в лице представителя Алексеевой А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.