Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Веркошанской Т.А, судей Омаровой А.С. и Зюзюкина А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серебряковой Галины Валентиновны, Ларченковой Валентины Анатольевны, Паршинцевой Елены Митрофановны, Шевлякова Геннадия Васильевича, Басенко Анатолия Викторовича, Дьяконовой Ольги Ивановны, Куликова Сергея Александровича к главе города Фатежа Фатежского района Курской области, Администрации города Фатежа Фатежского района Курской области и МКУ "Благоустройство города Фатежа" о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании места захоронения (общественного кладбища), по кассационной жалобе Администрации города Фатежа Курской области на решение Фатежского районного суда Курской области от 3 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 24 ноября 2020 года, заслушав доклад судьи Омаровой А.С, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Серебрякова Г.В, Ларченкова В.А, Паршинцева Е.М, Шевляков Г.В, Басенко А.В, Дьяконова О.И, Куликов С.А. обратились в суд с иском к Главе города Фатежа Фатежского района Курской области, Администрации города Фатежа Фатежского района Курской области и МКУ "Благоустройство города Фатежа" о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании места захоронения (общественного кладбища), в котором с учетом уточнения требований просили признать незаконным бездействие Главы города Фатежа и Администрации города Фатежа по ненадлежащему содержанию места захоронения - общественного кладбища, находящегося в пределах земельного участка площадью 39232 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Курская "адрес", выразившееся в непринятии мер по созданию (установлению, выделению) санитарно-защитной зоны вокруг территории кладбища, возложить на них обязанность по созданию санитарно-защитной зоны и по принятию решения о запрете производства любых захоронений (в том числе в существующих могилах) и выделении земельных участков для таких захоронений в пределах территории указанного земельного участка на расстоянии менее 100 метров от стен жилых домов истцов, а также возложить на МКУ "Благоустройство города Фатежа" обязанность по соблюдению этого запрета.
Решением Фатежского районного суда Курской области от 3 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 24 ноября 2020 года, исковые требования Серебряковой ГВ, Ларченковой В.А, Паршинцевой Е.М, Шевлякова Г.В, Басенко А.В, Дьяконовой О.И, Куликова С.А. удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие Администрации города Фатежа Фатежского района Курской области по ненадлежащему содержанию места захоронения - общественного кладбища, находящегося в пределах земельного участка площадью 39232 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", выразившемуся в неразработке проекта санитарно-защитной зоны указанного общественного кладбища.
На администрацию города Фатежа Фатежского района Курской области возложена обязанность:
1) организовать разработку проекта санитарно-защитной зоны общественного кладбища, находящегося в пределах земельного участка площадью 39232 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере не менее 100 метров, а также проведение экспертизы данного проекта и последующее его представление Главному государственному санитарному врачу Курской области или его заместителю для установления санитарно-защитной зоны указанного общественного кладбища;
2) принять решение о запрете производства всех видов захоронений (включая запрет на предоставление земельных участков для этих целей и производство захоронений в существующих могилах) на территории общественного кладбища, находящегося в N, расположенного по адресу: "адрес" и обеспечить контроль за выполнением указанного запрета любыми иными лицами:
- до установления границы санитарно-защитной зоны общественного кладбища - на расстояние менее 100 метров от ближних стен жилых домов, расположенных за пределами данного земельного участка;
- после установления границы санитарно-защитной зоны общественного кладбища - в пределах указанной санитарно-защитной зоны.
Запретить МКУ "Благоустройство города Фатежа" производство всех видов захоронений (включая предоставление земельных участков для этих целей и производство захоронений в существующих могилах) на территории общественного кладбища, находящегося в пределах земельного участка площадью 39232 кв.м, с кадастровым номером 46:25:010112:1. расположенного по адресу: N
- до установления границы санитарно-защитной зоны общественного кладбища - на расстояние менее 100 метров от ближних стен жилых домов, расположенных за пределами данного земельного участка;
- после установления границы санитарно-защитной зоны общественного кладбища - в пределах указанной санитарно-защитной зоны.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ответчик администрация города Фатежа Фатежского района Курской области просит отменить постановленные судебные акты, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений судами по настоящему делу допущено не было.
Судом установлено и из материалов дела следует, что общественное кладбище по решению органов местного самоуправления города Фатежа длительное время фактически используется для производства захоронения останков умерших лиц и находится в пределах земельного участка площадью 39232 кв.м с кадастровым номером N категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для размещения ритуальных захоронений", расположенного по адресу: "адрес", сведения о местоположении границ которого внесены в ЕГРН; является объектом IV класса опасности по санитарной классификации.
Истцы Серебрякова Г.В, Паршинцева Е.М, Басенко А.В, Дьяконова О.И, Куликов С.А, Ларченкова В.А, Шевляков Г.В. постоянно проживают в принадлежащих им на праве собственности жилых домах и квартирах в многоквартирных домах, возведенных на земельных участках, расположенных на ул. Молодежная г. Фатежа, которые являются смежными (имеют общую границу) по задней меже с земельным участком, на котором расположено кладбище.
Захоронения умерших на данном кладбище осуществляются в пределах всего земельного участка, в том числе в непосредственной близости от земельных участков истцов и от расположенных на них индивидуальных и многоквартирных жилых домов (в том числе на расстоянии 2, 5-3 метра до границ земельных участков и на расстоянии примерно 50 метров до стен домов).
Проект санитарно-защитной зоны общественного кладбища не разрабатывался, санитарно-защитная зона не установлена.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что пункт 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относит кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га к IV классу опасности санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов с ориентировочной санитарно-защитной зоной 100 метров.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь Федеральным законом от 12.01.1996 г..N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом от 30.03.1999 г..N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Санитарными правилами и нормами 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г..N 84, Санитарно-эпидемиологических правилами и нормативами 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 г..N 74, Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Фатеж" Фатежского района Курской области, утвержденными Решением Собрания депутатов города Фатежа Фатежского района Курской области от 15.11.2011г. N 174, установив, нарушение прав истцов на здоровье, санитарно - эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду, которое обусловлено отсутствием санитарно-защитной зоны кладбища и производством захоронений умерших вблизи их жилых помещений на расстоянии примерно 50 метров, которое фактически в 2 раза меньше размера ориентировочной санитарно-защитной зоны для кладбищ аналогичной категории, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, признав незаконным бездействие Администрации города Фатежа Фатежского района Курской области по ненадлежащему содержанию места захоронения - общественного кладбища города Фатежа, выразившемуся в неразработке проекта санитарно-защитной зоны общественного кладбища; обязал администрацию организовать разработку проекта санитарно-защитной зоны общественного кладбища, принять решение о запрете производства
захоронений до установления границ санитарно-защитной зоны - на расстояние менее 100 метров от ближних стен жилых домов; после установления границы санитарно-защитной зоны - в пределах указанной санитарно-защитной зоны; запретив МКУ "Благоустройство города Фатежа" производство всех видов захоронений в указанных выше границах.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда первой инстанции, согласился с его выводами, отклонив доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтены изменения законодательства Российской Федерации при разрешении вопроса организации разработки проекта санитарно-защитной зоны в размере не менее 100 метров, поскольку на существующее кладбище не распространяются требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, так как оно является действующим, а не реконструируемым или вновь создаваемым.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судебных инстанций, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном акте.
Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В абзаце 10 статьи 1 Закона N 52-ФЗ определено, что под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее по тексту - санитарные правила).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее по тексту - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Судами установлено, что спорный объект в соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относится к IV классу группы "Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг" с санитарно-защитной зоной 100 м.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, которые определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Согласно данным Правилам санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
С момента вступления в силу Правил, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", действуют в части, не противоречащей Правилам.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Согласно пункту 14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о том, что после разработки проекта санитарной защитной зоны и получения на него экспертного заключения в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, субъект на основании положений Правил обращается в уполномоченные органы для установления окончательной санитарной защитной зоны.
Исследовав и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что ответчик действия, направленные на установление окончательной санитарно-защитной зоны в отношении действующего кладбища не совершены, санитарно-защитная зона не установлена.
При таких обстоятельствах, учитывая, что администрация, не обеспечила необходимый уровень безопасности при решении данного вопроса местного значения, в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии у ответчика соответствующей обязанности по установлению санитарно-защитной зоны.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, по существу направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фатежского районного суда Курской области от 3 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 24 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна:
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции А.С. Омарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.