Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Сеть Связной" Костромина С.А., действующего на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление судьи Куединского районного суда Пермского края от 30 декабря 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 18 марта 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сеть Связной" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Куединского районного суда Пермского края от 30 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 18 марта 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "Сеть Связной" (далее по тексте - ООО "Сеть Связной", общество, юридической лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа с учетом части 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Костромин С.А. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, вступившими в законную силу, приводит доводы об их незаконности и просит об их отмене с прекращением производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятого по делу решения не нахожу.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В связи с угрозой распространения в Пермском крае инфекций, вызванных новым коронавирусом Covid-2019, на основании подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" распоряжением Председателя Правительства Пермского края от 14 марта 2020 года N5-рппс на территории края введен режим функционирования "Повышенная готовность".
Указом Губернатора Пермского края от 29.03.2020 года N23 установлены и введены мероприятия, в реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в Пермском крае (в редакции, действующей по состоянию на 29.07.2020 года).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 01 июня 2020 года утверждены Методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20, в том числе 3.1. Профилактика инфекционных болезней, 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (2019-пСоV) в предприятиях торговли. Методические рекомендации (далее по тексту - МР 3.1/2.3.5.0191-20).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года N15, утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Согласно пункту 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
Обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств.;
Организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
Организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Согласно 6.1. и 6.2. СП 3.1.3597-20, с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях. Профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне.
Как следует из материалов дела, ООО "Сеть Связной" зарегистрировано в качестве юридического лица 20 сентября 2005 года Межрайоной инспекции Федеральной налоговой службы N46 по городу Москве.
Из материалов дела следует, что 29 июля 2020 года в 16 часов 10 минут Обществом с ограниченной ответственностью "Сеть Связной", осуществляющим деятельность в салоне сотовой связи "Связной", расположенном по адресу: Пермский край, п. Куеда, ул. Гагарина, д. 15, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих - коронавирусной инфекции (2019-nCoV), включённой в Перечень таких заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года N 715 (ред. от 31.01.2020 года), допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Существо допущенных нарушений, выявленных при проведении осмотра помещений магазина, занимаемого обществом, заключалось в следующем:
В период с 22 июня 2020 года по 27 июля 2020 года не организован ежедневный перед началом рабочей смены "входной фильтр" сотрудников с проведением контроля температуры тела работника утром и проведение термометрии вечером;
В помещениях с постоянным нахождением работников не обеспечило наличие для применения устройств для обеззараживания воздуха;
Не обеспечено наличие пятидневного запаса дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке, в инструкциях по применению которых указан режим обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, для целей проведения влажной уборки торговых, служебных помещений и мест общественного пользования;
В период с 23 июня 2020 года по 29 июля 2020 года контроль за проведением ежедневной (ежесменной) влажной уборки в течение рабочего дня торговых, служебных помещений и мест общественного пользования, всех контактных поверхностей не обеспечен.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также пунктов N1.3, N2.8, N2.4, N2.5, N2.7. Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20 "Рекомендации по профилактике новой коропавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли", пунктов N4.4, N6.1, N6.2. СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" были выявлены при обследовании объекта - салона сотовой связи "Связной" 29 июля 2020 года; результат обследования, подробно отображенный в протоколе осмотра от 29 июля 2020 года, свидетельствующий о наличии нарушении санитарно-гигиенических требований, норм и правил, направленных на предотвращение распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции и защиту неопределенного круга лиц от данной инфекции, стал достаточным основанием для составления в отношении ООО "Сеть Связной" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
С учетом того, что по настоящему делу факт совершения административного правонарушения был выявлен 29 июля 2020 года уполномоченным должностным лицом непосредственно в ходе оценки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в помещении салона сотовой связи ООО "Сеть Связной", осуществленной в порядке и на основании положении статьи 42, 50-52 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ, то требования, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ, касающиеся необходимости уведомлении представителя общества о проведении мероприятия, в настоящем случае применению не подлежали.
Факт совершения ООО "Сеть Связной" указанных действий, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 11 ноября 2020 года (л.д. 4-5), протоколом осмотра от 29 июля 2020 года (л.д.11-12), фототаблицей (л.д. 13-оборот), а также иными доказательствами, содержание которых подробно приведено в судебных актах.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда, а также судья краевого суда при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованному выводу о доказанности виновности ООО "Сеть Связной" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитником общества фактически не оспаривается факт не соблюдения требований, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения при распространении на территории РФ новой коронавирусной инфекции, вместе с тем, защитник приводит доводы о том, что в деянии общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку публично-правовые претензии, выдвинутые в адрес юридического лица основаны на положениях нормативного акта, который свойствами императивности не обладает.
Однако, приведенные доводы являются безосновательными, поскольку основаны на ошибочном, несистемном и произвольном истолковании норм действующего законодательства в области санитрано-эпидемиологического благополучия, и к тому же направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств. Данным доводам была дана надлежащая оценка при пересмотре дела судьей краевого суда, не согласиться с мотивированными и обоснованными выводами которого основании не имеется.
Ссылки автора жалобы на то обстоятельство, что постановление о привлечении к ответственности основано на положениях методических рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20, которое не является нормативно - правовым актом, а представляет из себя лишь акт рекомендательного характера, исполнение требований которого зависит от усмотрения юридического лица, не обоснованы.
Следует отметить, что методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20, в соответствии с положениями которых организации обязаны осуществлять дезинфицирующие уборки помещении при осуществлении своей деятельности, а также осуществлять контроль за температурой работников, заступающих к исполнению своих трудовых обязанностей, по своей правовой природе представляет из себя акт подзаконного нормативного характера, положения которого направлены на конкретизацию обязательных требований по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и норм, установленных федеральным законодательством. Применительно к настоящему делу, положения указанных методически рекомендации носят вспомогательный и производный характер относительно пунктов N4.4, N6.1, N6.2. СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и положении части 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ
Таким образом, методические рекомендации МР 3.1/2.3.5.0191-20 обладают свойством нормативности, императивной адресованности неопределённому кругу лиц и при этом, не допускают произвольного, не основанного на требованиях ясности, применения норм и требований, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, следовательно, требования, содержащиеся в них в совокупности с положениями СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" обязательны для исполнения всеми без исключения физическими и юридическими лицами.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "Сеть Связной" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, касающихся обязательного проведения и выполнения противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, за нарушение и(или) несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных на их совокупности фактических обстоятельств дела, а также несогласие с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования.
ООО "Сеть Связной" являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, допустив игнорирование императивных правил, направленных на предотвращение распространения на территории Пермского края новой коронавирусной инфекции, учреждение не выполнило возложенные на него обязанности, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом. Содержание протокола отображает конкретизированное описание вмененного обществу административного правонарушения, связанного с несоблюдением требований пунктов N1.3, N2.8, N2.4, N2.5, N2.7. Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20 "Рекомендации по профилактике новой коропавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли", пунктов N4.4, N6.1, N6.2. СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", что исключает правовую неопределенность и(или) иную неясность относительно сущности публично-правовых претензии, направленных в адрес общества. Таким образом, право на защиту общества по настоящему делу не нарушено.
Постановление судьи районного суда по делу об административном правонарушении отвечает требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, оно вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Административное наказание ООО "Сеть Связной" назначено ниже размера, установленного санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, является законным и справедливым.
Судья краевого суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Куединского районного суда Пермского края от 30 декабря 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 18 марта 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сеть Связной" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Костромина С.А, - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Савельева Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.