Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Ефремовой О.Н. и Синьковской Л.Г, при ведении протокола помощником судьи Кибаковой Т.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-804/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Строй" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 19 июля 2019 года N 903-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейных объектов улично-дорожной сети - Фитаревская ул, ул. Сосенский Стан, Ясная ул. и Проектируемый проезд N 2-5-2 в пос. Коммунарка поселения Сосенское г. Москвы"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Строй" на решение Московского городского суда от 23 марта 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, объяснения представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью "Авангард-Строй" Алексеева А.А. и Эверта П.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству городам Москвы (Москомархитектура) Котова С.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А, полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
19 июля 2019 года постановлением Правительства Москвы N 903-ПП утвержден проект планировки территории линейных объектов улично-дорожной сети - Фитаревская улица, улица Сосенский Стан, Ясная улица и проектируемый проезд N 2-5-2 в поселке Коммунарка поселения Сосенское города Москвы (далее также - постановление Правительства Москвы N 903-ПП, проект планировки территории).
Постановление Правительства Москвы N 903-ПП официально опубликовано в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 34 6 августа 2019 года.
В соответствии с утвержденным проектом планировки территории предусматривается в том числе реконструкция участка улицы Сосенский Стан от улицы Александры Монаховой до Лазурной улицы, включая строительство подпорной стенки на примыкании к улице Александры Монаховой.
Общество с ограниченной ответственностью "Авангард-Строй" (далее - ООО "Авангард-Строй", Общество) считая свои права собственника земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г "адрес", нарушенными постановлением Правительства Москвы N 903-ПП обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований в судебном заседании от 23 марта 2021 года просил признать недействующим со дня принятия постановление Правительства Москвы N 903-ПП в части реконструкции улицы Сосенский Стан.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемое постановление Правительства Москвы N 903-ПП принято с нарушением требований статьи 4 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", Закону г. Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", поскольку проект планировки территории не прошёл процедуру публичных слушаний, а Генеральный план города не предусматривает реконструкцию рассматриваемого объекта. Также административный истец сослался на то, что оспариваемый акт нарушает его права и интересы собственника земельного участка, так как проектом планировки территории предусмотрено изъятие части его земельного участка.
Решением Московского городского суда от 23 марта 2021 года требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО "Авангард-Строй" ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что процедура принятия оспариваемого акта в виде проведения публичных слушаний или общественных обсуждений не соблюдена, так как постановление Правительства Москвы N 680-ПП от 14 октября 2013 года, которым утвержден перечень объектов регионального значения, не содержит сведений об объектах, указанных в адресной инвестиционной программе, то есть объектов из другого перечня. При этом данное постановление N 680-ПП принято в 2013 году и на момент его принятия действовала адресная инвестиционная программа на 2013-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2012 года N 467-ПП, которая сведений о реконструкции ул. Сосенский Стан не содержала. Принимая новые адресные инвестиционные программы на 2018-2021 годы и на 2020-2023 годы, изменения в постановление Правительства Москвы N 680-ПП от 14 октября 2013 года не вносились.
Ссылается апеллянт и на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта Градостроительному кодексу Москвы, поскольку Генеральным планом реконструкция объекта регионального значения - ул. Сосенский стан не предусмотрена.
Поскольку постановление Правительства Москвы N 903-ПП в оспариваемой части не соответствует Генеральному плану Москвы, положениям Федерального закона N 42-ФЗ от 5 апреля 2013 года, постольку оно подлежит признанию недействующим, а требования административного истца удовлетворению.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Правительством Москвы и Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы представлены возражения.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции пришла к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе в соответствии со статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных поименованной статьей.
Так, согласно части 9 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В силу частей 2, 3, 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
В свою очередь, основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации). На последних отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений (пункты 2, 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрены особенности регулирования отношений, возникающих в связи с присоединением территорий к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве в соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 13 июля 2011 года N 347-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью".
В силу частей 1 - 3 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ решение о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением таких объектов федерального значения, для размещения которых соответствующие полномочия Российской Федерации не передаются субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве), принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
Документация по планировке территории, указанная в части 1 настоящей статьи, утверждается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Постановлением Правительства Москвы N 903-ПП утвержден оспариваемый проект планировки территории линейных объектов участков улично-дорожной сети - Фитаревская улица, улица Сосенский Стан, Ясная улица и проектируемый проезд N 2-5-2 в поселке Коммунарка поселения Сосенское города Москвы.
В соответствии с Планом межевания территории в отношении земельного участка с кадастровым номером N, площадью 14700 кв.м, принадлежащего административному истцу на праве собственности, предусмотрено планируемое изъятие 1573, 11 кв.м для размещения инженерных коммуникаций.
Суд, установив, что постановление Правительства Москвы N 903-ПП принято в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ, Градостроительным кодексом Москвы, утвержденный Правительством Проект планировки территории линейного объекта улично-дорожной сети соответствует требованиям градостроительного законодательства, а строительство объектов транспортной инфраструктуры включено Правительством Москвы в перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, правильно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Исходя из названных норм, а также положений подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ, части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса города Москвы, части 3 статьи 4 и части 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы", суд первой инстанции сделал правомерный вывод о принятии постановления Правительства Москвы N 903-ПП уполномоченным органом в пределах компетенции, в установленной форме, который надлежащим образом доведен до всеобщего сведения. По этим вопросам решение суда не оспаривается.
Утверждение апеллянта о том, что проект планировки территории не соответствует требованиям градостроительного законодательства, являются необоснованными.
Анализ содержания проектной документации свидетельствует о ее соответствии приведенным выше положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, требованиям статьи 41 Градостроительного кодекса города Москвы, а также Положению о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 449-ПП.
Принятию постановления Правительства Москвы N 903-ПП предшествовало утверждение постановлением Правительства Москвы от 14 октября 2013 года N 680-ПП перечня объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных к городу Москве территориях (территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы), в том числе в поселении Сосенское вблизи поселка Коммунарка, в зоне планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения, включающая объекты здравоохранения, образования, жилищного строительства, транспортной инфраструктуры, административного назначения.
Согласно постановления Правительства Москвы от 9 октября 2018 года N 1233-ПП об утверждении Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2018-2021 годы (в редакции от 18 декабря 2018 года, действующей на дату принятия оспариваемого постановления N 903-ПП) Адресная инвестиционная программа содержала положения, относящиеся к оспариваемому проекту планировки территории: пункт 293 (Строительство улично-дорожной сети для обслуживания станции метро "Столбово" (1 этап). Реконструкция ул. Фитаревская), пункт 296 (Строительство улично-дорожной сети для обслуживания станции метро "Столбово" (2 этап). Реконструкция ул. Сосенский Стан), а также пункт 299 (Строительство улично-дорожной сети для обслуживания станции метро "Столбово" (3 этап). Реконструкция улицы от ул. Александры Монаховой до ул. Сосенский Стан).
Аналогичная информация содержится и в действующем постановлении Правительства Москвы от 3 ноября 2020 года N 1871-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2020-2023 годы" (подпрограмма "Развитие транспортной системы", пункты 286, 289, 292).
Изложенное выше обоснованно позволило суду первой инстанции прийти к выводу, что проведения публичных слушаний по проекту планировки территории линейных объектов участков улично-дорожной сети - Фитаревская улица, улица Сосенский Стан, Ясная улица и проектируемый проезд N 2-5-2 в поселке Коммунарка поселения Сосенское города Москвы, не требовалось, а утверждения административного истца об обратном основаны на неверном применении действующего законодательства.
Исходя из положений части 4 статьи 41 и части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта планировки территории линейного объекта осуществляется в том числе на основании документов территориального планирования в соответствии с программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий.
Законом города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" утвержден Генеральный план города федерального значения Москвы. Согласно части 2 статьи 23 этого закона Генеральный план города является документом территориального планирования и основой градостроительного зонирования и планировки территорий в городе Москве, размещения и строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
На основании пункта 3 части 2 статьи 28 Градостроительного кодекса города Москвы реализация Генерального плана города Москвы осуществляется в том числе путем разработки и утверждения документации по планировке территории.
В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 1.3 части 2 Книги 1 Генерального плана города Москвы развитие территории города Москвы в соответствии с Генеральным планом города Москвы направлено на обеспечение учета общественных интересов и обеспечение социальных гарантий жителям города Москвы в части экологической, санитарно-эпидемиологической и технической безопасности городской среды, сохранности объектов природного и культурного наследия, доступности жилища, социально значимых объектов и территорий общего пользования, надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктур города Москвы, коммунальных объектов городского хозяйства, в том числе в части:
- развития функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры города Москвы путем развития территории города Москвы как части системы расселения Центрального федерального округа за счет опережающего развития транспортной инфраструктуры;
- комплексного развития транспортной инфраструктуры и транспортного обслуживания населения города Москвы путем приоритетного развития на присоединенных территориях системы общественного транспорта и преимущественного осуществления пассажирских перевозок скоростными внеуличными видами транспорта; повышения уровня доступности транспортных услуг и качества транспортного обслуживания населения города Москвы, в том числе маломобильных граждан, на присоединенных территориях; сбалансированного развития на территории города Москвы за пределами Центральной кольцевой автомобильной дороги транспортной инфраструктуры на основе формирования улично-дорожной сети районного уровня и обеспечения транспортировки пассажиров к железнодорожным станциям.
Пунктом 3.6.1 части 3.6 Книги 1 Генерального плана города Москвы в качестве мероприятий по развитию, размещению и строительству, реконструкции систем и объектов транспортной инфраструктуры и совершенствованию их функционирования, предусмотрено строительство скоростного внеуличного транспорта, включая интегрированное развитие системы метрополитена действующего, по связи "город - аэропорт"; продление существующих линий, в том числе Сокольнической - вдоль Щелковского шоссе в Гольяново и до Теплого Стана.
Графическая часть Генерального плана Москвы соответствует его текстовой части и отражает планируемое развития транспортной инфраструктуры.
Представленное стороной административного истца в материалы дела экспертное заключение специалиста N 5204 от 15 марта 2021 года не может быть принято судебной коллегией во внимание, поскольку является недопустимым доказательством в силу положений статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Генеральный план Москвы, в рамках данного административного дела представляет собой одно из письменных доказательств и подлежит оценке при его непосредственном исследовании судом с учетом иных собранных в административном деле доказательств (часть 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, как установлено судом и следует из материалов дела, Проект планировки территории соответствует Генеральному плану Москвы и направлен на реализацию его целей и задач.
Из содержания абзаца 1 раздела 2.1 положения о размещении линейных объектов в составе утвержденного проекта планировки территории следует, что проект подготовлен в соответствии с Генеральным планом города, включает в себя в том числе магистральную улицу районного значения - участок улицы Сосенский Стан от улицы Александры Монаховой до Лазурной улицы, и предусматривает, в частности:
- реконструкцию участка улицы Сосенский Стан от улицы Александры Монаховой до Лазурной улицы, включая строительство подпорной стенки на примыкании к улице Александры Монаховой;
- организацию движения наземного городского пассажирского транспорта: на первую очередь - на участке Фитаревской улицы от улицы Сосенский Стан до разворотной площадки у станции "Столбово" (станция "Коммунарка") Сокольнической линии метрополитена, на расчетный срок - на участке Ясной улицы от улицы Сосенский Стан до разворотной площадки у станции "Столбово" Сокольнической линии метрополитена, на участке улицы Сосенский Стан от улицы Александры Монаховой до Лазурной улицы, на улице Александры Монаховой и на участке проектируемого проезда N 2-5-2 от улицы Александры Монаховой до автодороги "МКАД - п. Коммунарка - аэропорт Остафьево".
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Статья 1 Протокола N 1 от 20 марта 1952 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года определяет, что ограничение права собственности по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.
Глава 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ, регламентирующая особенности резервирования земель и изъятия земельных участков на присоединенных территориях, предусматривает в том числе возмещение рыночной стоимости изъятого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием.
Правительство Москвы, принимая постановление N 903-ПП и утверждая документацию по планировке объектов улично-дорожной сети, правомерно осуществило реализацию своих полномочий как орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере градостроительной деятельности, что прямо предусмотрено статьями 26, 41, 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данное постановление Правительства Москвы, является первой стадией реализации документов территориального планирования, предшествующей принятию решений о резервировании земель и изъятию земельных участков, в силу статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ.
С учетом изложенного судом обоснованно сделан вывод о соблюдении предусмотренной федеральными актами и нормативными правовыми актами города Москвы процедуры подготовки и утверждения проекта планировки территории, по поводу которого возник спор.
Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан подробный правовой анализ обжалуемых административным истцом нормативных положений, его доводы, имеющие значение для настоящего дела, получили надлежащую оценку. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену решения суда, не установлено.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба заявителя не содержат.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 23 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авангард-строй" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.