Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Ефремовой О.Н. и Корпачевой Е.С, при ведении протокола помощником судьи Кибаковой Т.И, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-171/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственный молочный заготовитель" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Сельское молоко" на решение Московского областного суда от 24 февраля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственный молочный заготовитель" (далее - ООО "Сельскохозяйственный молочный заготовитель", Общество) обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением к ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" с требованием о признании незаконными и отмене решений от 10 июня 2020 года N 804/2020 и 808/2020, которыми отказано в исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N и N. Административный истец также просил возложить обязанность осуществить перерасчет кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N и N для сегмента "Сельскохозяйственное использование" в размере 6, 03 руб./кв.м.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, расположенных по адресу: "адрес", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Данные участки образованы 23 января 2020 года в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, площадью 84 717 кв.м, кадастровой стоимостью 434 613, 60 рублей.
Решением Московского областного суда от 24 февраля 2021 года в удовлетворении требований административного истца отказано.
Определением суда от 23 апреля 2021 года произведена замена административного истца правопреемником ООО "Сельское молоко", так как 25 ноября 2020 года ООО "Сельскохозяйственный молочный заготовитель" прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к ООО "Сельское молоко".
С данным решением ООО "Сельское молоко" не согласилось. В апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность установленных по делу обстоятельств, неправильное применение судом норм материального и процессуального права, административный истец просит отменить решение суда и принять новое. По мнению апеллянта, суд необоснованно указал на недоказанность использования спорных земельных участков для сельского хозяйства. Напротив, в дело был представлен договор аренды от 1 декабря 2018 года, заключенный с ООО "Новобытовское отделение Отечественного мясомолочного производственного объединения", из которого следует, что земельные участки используются для посева кормовых и плодовых культур, выращивание многолетних трав и пастбища для откорма. Расположение на участке дорог, ЛЭП и защитных лесных насаждений не является доказательством неиспользования земельных участков в сельском хозяйстве. При этом часть земельного участка с кадастровым номером N незаконно обременена АЗС, что подтверждено решением Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2017 года.
Апеллянт полагает, что при расчете кадастровой стоимости необоснованно участок с кадастровым номером N отнесен в подгруппе "6.1.1 Производственные объекты с полными характеристиками" с указанием кода расчета вида использования 01:150 "Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции", а участок с кадастровым номером N с указанием кода расчета вида использования 07:000 "Транспорт" и подгруппы 2.7.1 "Объекты под гаражи и автостоянки вне черты населенных пунктов и СНП с полными характеристиками" отнесен к сегменту 04:095 "Объекты придорожного сервиса" и подгруппе 6.3 "Объекты придорожного сервиса". Таким образом кадастровая стоимость определена без учета вида разрешенного использования, установленного Классификатором видов разрешенного использования и фактического использования земельных участков. Вне зависимости от того, какие зоны установлены Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки, земельные участки могут в силу положений части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использоваться в соответствии с видом их разрешенного использования без приведения в соответствие с градостроительным регламентом.
При этом податель жалобы обращает внимание, что земельный участок, из которого были выделены спорные земельные участки, в рамках государственной кадастровой оценки был отнесен к сегменту "Сельскохозяйственное использование", его кадастровая стоимость составила 434 613, 60 рублей. Вместе с тем, после раздела данного участка, фактически его стоимость составила 143 288 730, 58 рублей, при том что правовое положение участка с момента проведения очередной государственной кадастровой оценки не изменилось.
Лица, участвующие в деле, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не направляли.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, явка которых судом обязательной не признавалась.
Положениями частей 1 и 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Согласно части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела 23 января 2020 был осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером N, площадью 84717 кв.м, принадлежащего ООО "Сельскохозяйственный молочный заготовитель", из которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами N, N.
Кадастровая стоимость участка с кадастровым номером N была определена в размере 434 613, 60 рублей по состоянию на 1 января 2018 года в рамках государственной кадастровой оценки, результаты которой утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 28 ноября 2018 года N 15ВР-1633.
В настоящее время ООО "Сельское молоко" является собственником двух земельных участков с кадастровыми номерами N, N, расположенных по адресу: Московская область, р-н Чеховский, СП Баранцевское, в районе д. Карьково.
Согласно выпискам из ЕГРН, указанные земельные участки отнесены к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" и имеют вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" (далее также - Учреждение) была установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 23 января 2020 года и составила: для участка с кадастровым номером N, площадью 60741 кв.м. - 44 199 185, 04 рублей, для участка с кадастровым номером N, площадью 22 422 кв. м, - 125 265 660, 06 рублей.
Кадастровая стоимость объектов определена Учреждением в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о кадастровой оценке), с учетом Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 (далее - Методические указания), и на основании данных перечня, представленного Управлением Росреестра по Московской области.
Объекту с кадастровым номером N присвоен код расчета вида использования 07:000 "Транспорт" подгруппа "7.2.1 Объекты под гаражи и автостоянки вне черты населенного пункта".
Объекту с кадастровым номером N присвоен код расчета вида использования 04:095 "Объекты придорожного сервиса. Размещение автозаправочной станции" подгруппа "6.3 Объекты придорожного сервиса".
Общество, считая указанные действия необоснованными, 1 апреля 2020 года обратилось в Учреждение с заявлениями об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков, в целях отнесения всех принадлежащих ему участков к оценочной группе "земли сельскохозяйственного назначения", полагая, что кадастровая стоимость земельных участков, образованных в результате раздела, должна быть определена путем умножения площади образуемых участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка пропорционально изменению его площади, который составляет 5, 13 руб./кв.м в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222.
Решением ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N 808/2020 от 10 июня 2020 года в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N отказано.
Решением ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" N 814/2020 от 10 июня 2020 года принято решение о пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, в результате которого кадастровая стоимость объекта недвижимости составила 18 464 504, 22 рублей. Данный участок для сельскохозяйственного производства отнесен к подгруппе "6.1.1 Производственные объекты с полными характеристиками" с указанием кода для расчета вида использования 01:150 "Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции".
Общество полагая решения Учреждения необоснованными, нарушающими его права и законные интересы, обратилось в суд с требованием об отмене принятых решений.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы, исходя из того, что спорные земельные участки не включены в перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий, а в ходе рассмотрения дела не доказано использование участков для сельскохозяйственного производства, при том, что согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки участки находятся в транспортной зоне и на одном из участков расположено АЗС ПАО "Татнефть", пришел к выводу, что при вынесении решений Учреждение обоснованно пришло к выводу об отсутствии допущенных при определении кадастровой стоимости методологических ошибок, в связи с чем отказал в удовлетворении требований Общества.
Апелляционная инстанция с учетом представленных в деле доказательств не находит оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы и отмены принятого по делу судебного акта в связи со следующим.
В силу пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются нормами Закона о кадастровой оценке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о кадастровой оценке бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Согласно пункту 13 статьи 21 Закона о кадастровой оценке по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты: 1) решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; 2) решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
Государственная кадастровая оценка вышеупомянутых земельных участков проводилась Учреждением в 2020 году на основании Закона о кадастровой оценке в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний определение кадастровой стоимости предполагает расчет наиболее вероятной цены объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен, исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом недвижимости. Для определения кадастровой стоимости под видом использования объекта недвижимости понимается использование в соответствии с его фактическим разрешенным использованием. Фактическое разрешенное использование объекта недвижимости - фактическое (текущее) использование объекта недвижимости, не противоречащее установленным требованиям к использованию объекта недвижимости.
Согласно пункту 6.8.2. Методических указаний при проведении оценочного зонирования в границах территориальной зоны анализируются фактическое использование земельных участков, а также характеристики планируемого развития зон, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, для выделения ценовых зон с различными основными видами использования объектов недвижимости. Выделение ценовых зон осуществляется с учетом перспектив их развития (будущей застройки).
В соответствии с пунктом 9.2.2.1.4 Методических указаний дополнительный анализ будущего использования требуется для земельных участков сельскохозяйственного использования.
Определение кадастровой стоимости согласно пункту 1.19 Методических указаний включает в себя ряд мероприятий, в том числе группировку объектов недвижимости в оценочные группы.
Согласно пунктом 9.1 Методических указаний для целей определения кадастровой стоимости объекты недвижимости, подлежащие оценке, могут быть объединены в группы (подгруппы) на основе сегментации объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 9.2.2 Методических указаний для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов в соответствии с приложением N 1 к Методическим указаниям, в том числе: 1 сегмент "Сельскохозяйственное использование"; 6 сегмент "Производственная деятельность"; 7 сегмент "Транспорт"; 14 сегмент "Иное использование" - вид использования земельных участков, не указанный в предыдущих 13 сегментах.
В пункте 9.2.2.1 Методических указаний содержатся особенности применения подходов для определения кадастровой стоимости земельных участков, отнесенных к сегменту "Сельскохозяйственное использование".
Как следует из решения Совета депутатов городского округа Чехов от 28 ноября 2019 года N 92/16-2019 "О внесении изменений в решение Совета депутатов городского округа Чехов от 28 декабря 2017 гожа N 137/9-2017 "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Чехов Московской области", спорные земельные участки находятся в зоне транспортной инфраструктуры.
Также судом первой инстанции было установлено, что не оспаривается стороной административного истца, что вышеуказанные земельные участки не включены в перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается (постановление Правительства Московской области от 15 февраля 2017 года N 104/5).
Суд первой инстанции оценил доводы административного истца о том, что земельный участок фактически использовался для сельского хозяйства и обоснованно их отклонил. При этом суд сослался на решение Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2017 года по делу N А41-47983/17, возбужденному по заявлению ПАО "Татнефть" им. В.Д.Шашина к ООО "Сельскохозяйственный молочный заготовитель" об установлении границ земельного участка. В рамках данного дела было прекращено производство в части требований о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером N, в остальной части иска отказано. Судом было установлено, что на земельном участке ООО "Сельскохозяйственный молочный заготовитель" расположена принадлежащая ОАО "Татнефть" автозаправочная станция.
Кроме того, решением Чеховского городского суда Московской области по гражданскому делу N 2-992/2019 были удовлетворены требования Иванова В.А. к ООО "Сельскохозяйственный молочный заготовитель", Федеральному агентству лесного хозяйства о признании реестровой ошибки, внесении изменений в сведения ЕГРН о площади и координатах характерных точек границ земельных участков, об определении границ земельного участка, принадлежащего Иванову В.А.
Представленный в деле договор краткосрочной аренды от 1 декабря 2018 года, заключенный между ООО "Сельскохозяйственный молочный заготовитель" (арендодатель) и ООО "Новобытовское отделение Отечественного мяса - молочного производственного объединения", судом был отклонен, так как доказательства его фактического исполнения не представлены, вместе с тем, в деле имеются иные доказательства, свидетельствующие о том, что земельные участки для сельского хозяйства не использовались.
Оснований не согласиться с произведенной судом первой инстанции оценкой доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решения ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства, на основании сведений из ЕГРН, информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области и фактического использования объектов недвижимости.
Исходя из буквального содержания пунктов 1.2, 6.8.2, 9.2.2, 9.2.2.1 Методических указаний, позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 28 ноября 2019 года по делу N АКПИ19-786, документов территориального планирования, необходимости определения дальнейшего использования спорных участков сельскохозяйственного назначения для размещения объектов инфраструктуры, конфигурации самих участков, а также информации, содержащейся в ЕГРН и установленных фактических обстоятельств дела суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований ООО "Сельское молоко".
Принимая во внимание, что принадлежащие Обществу участки в соответствии с ЕГРН имеют вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", суд первой инстанции обоснованно признал правомерным включение Учреждением участков в спорные оценочные группы вследствие анализа будущего использования участков, определенного с учетом документов территориального планирования, Правил землепользования и застройки г. Чехов, которыми участки отнесены к зоне транспортной инфраструктуры. В связи с чем, оснований для отнесения участков к оценочной группе "земли сельскохозяйственного использования" не имелось.
Суд верно квалифицировал спорные правоотношения, установили оценил все обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, поэтому судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Ссылки Общества на иной порядок определения оценочной группы, а также порядок определения кадастровой стоимости из учета удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого участка, отклоняются судебной коллегией, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
При рассмотрении дела и вынесении судебного акта суд первой инстанции установилвсе существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, вывод суда основан на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемого решения суда, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельское молоко" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.