Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Кудряшова В.К, Корпачевой Е.С.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гостиница "Беккер" об оспаривании в части приложения к решению окружного Cовета депутатов муниципального образования "Янтарный городской округ" от 18 июля 2018 года N 38 "О внесении изменений и дополнений в решение окружного Совета депутатов МО "Янтарный городской округ" от 24 февраля 2016 года N 106 "Об утверждении базовой ставки и Методики определения размера платы за размещение нестационарного торгового объекта (НТО) на территории МО "Янтарный городской округ"
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Гостиница "Беккер" на решение Калининградского областного суда от 9 апреля 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Гостиница "Беккер" Снисаренко Н.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам
установила:
24 февраля 2016 года окружным Советом депутатов муниципального образования "Янтарный городской округ" (далее - МО "Янтарный городской округ") принято решение N 106 "Об утверждении базовой ставки и Методики определения размера платы за размещение нестационарного торгового объекта (НТО) на территории МО "Янтарный городской округ", пунктом 1 которого утверждена Методика определения размера платы за размещение нестационарного торгового объекта на территории МО "Янтарный городской округ" согласно приложению N 1.
Пунктом 2 указанного решения установлена базовая ставка для расчета платы за размещение НТО на территории МО "Янтарный городской округ" в месяц в размере 245 рублей за один квадратный метр.
На основании решения окружного Совета депутатов МО "Янтарный городской округ" от 18 июля 2018 года N 38, опубликованного 20 июля 2018 года в официальном печатном издании муниципального образования - газете "Наш Янтарный" и вступившего с даты опубликования в силу, в указанное выше решение внесены изменения и дополнения.
В приложении к вышеуказанному решению установлено, что базовая ставка для расчета платы за размещение НТО определяется по формуле Аб1 = C x H, где:
Аб1 - базовая ставка для расчета платы за размещение НТО на территории МО "Янтарный городской округ" в месяц за 1 кв. м;
C - уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель кадастрового квартала, определяемый в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года N 641 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области" для группы видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
H - расчетный коэффициент вида разрешенного использования земельного участка (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), утвержденный решением окружного Совета депутатов МО "Янтарный городской округ".
Аб1=6802, 29 х 3, 6% = 245 руб./кв. м.
Общество с ограниченной ответственностью "Гостиница "Беккер" (далее -ООО "Гостиница "Беккер") обратилось в Калининградский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части абзаца 3 приложения к решению окружного Совета депутатов МО "Янтарный городской округ" от 18 июля 2018 года N 38 "О внесении изменений и дополнений в решение окружного Совета депутатов МО "Янтарный городской округ" от 24 февраля 2016 года N 106 "Об утверждении базовой ставки и Методики определения размера платы за размещение нестационарного торгового объекта (НТО) на территории МО "Янтарный городской округ", указывая на то, что является правообладателем нестационарного торгового объекта, в связи с этим на него возлагается обязанность по оплате за размещение НТО в размере 245 руб. за 1 кв. м. В апреле 2020 года административным истцом получено требование об оплате 402 582 руб. за размещение НТО в период с февраля 2020 года по март 2020 года. Считает установленную базовую ставку для расчета платы за размещение НТО на территории МО "Янтарный городской округ" незаконной и экономически необоснованной, не подлежащей применению с 1 января 2017 года, что было установлено определением Калининградского областного суда от 5 апреля 2018 года.
Решением Калининградского областного суда от 9 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления ООО "Гостиница "Беккер" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Гостиница "Беккер" просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая на отсутствие у окружного Совета депутатов МО "Янтарный городской округ" полномочий по определению, утверждению порядка (методики) определения размера оплаты за использование государственных (собственность субъекта Российской Федерации) и федеральных земель, а также земель с неразграниченной государственной собственностью для размещения НТО. Ссылается на то, что судом не привлечены к участию в деле представители органов исполнительной власти, осуществляющие полномочия собственника в отношении государственных земель на территории Калининградской области.
Относительно доводов апелляционной жалобы окружным Советом депутатов МО "Янтарный городской округ" представлены письменные возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители окружного Совета депутатов МО "Янтарный городской округ" и администрации МО "Янтарный городской округ" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Учитывая положения статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам оснований для отмены решения суда не установилаи считает его правильным по следующим основаниям.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 10 вышеназванного Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 данной статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, в соответствии с пунктом 2 которых включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 28 декабря 2011 года N 76 "О регулировании торговой деятельности в Калининградской области" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения Калининградской области площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном Правительством Калининградской области.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции, проанализировав положения статей 43, 46 Федерального закона о местном самоуправлении, статьи 32 Устава МО "Янтарный городской округ", пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят окружным Советом депутатов МО "Янтарный городской округ" в пределах его полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Судом установлено, что решением окружного Совета депутатов МО "Янтарный городской округ" от 20 декабря 2017 года в новой редакции утверждена схема размещения НТО на территории городского округа, разделом 2 которой предусмотрено, что право на размещение НТО подлежит юридическому оформлению путем заключения договора на размещение НТО. В инвентаризационную ведомость существующих НТО и мест их размещения в состав схемы размещения НТО включен объект - сезонное летнее кафе, правообладателем которого является ООО "Гостиница "Беккер".
Утверждения административного истца о том, что законодательством не предусмотрена возможность распоряжения органом местного самоуправления землями, находящимся в государственной (федеральной) собственности, а также землями, собственность на которые не разграничена, для размещения НТО, не служат основанием к отмене принятого решения с учетом следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Калининградской области от 15 мая 2012 года N 336 установлен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.
Между тем, федеральное законодательство и законодательство Калининградской области не регулируют вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель или земельных участков в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка.
Из анализа положений подпункта 7 пункта 1 статьи 1, главы V.6, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе.
При этом размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации.
Из приведенных правовых норм следует вывод о том, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Ввиду того, что вопрос об определении размера платы за размещение НТО на федеральном и региональном уровне не урегулирован, с учетом схожести правоотношений об определении размера платы за размещение нестационарного торгового объекта и правоотношений по поводу определения платы за пользование земельными участками, в том числе на праве аренды, к спорным правоотношениям применимы принципы определения платы за пользование земельными участками.
Судом установлено, что на территории МО "Янтарный городской округ" на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта действовал Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, расположенные в границах МО "Янтарный городской округ" и предоставленные в аренду без торгов", утвержденный решением МО "Янтарный городской округ" от 4 апреля 2018 года N 20, согласно которому в отношении земельных участков, на которых расположены объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, занимаемых объектами нестационарной торговли, применялся расчетный коэффициент в размере 3, 6 %.
Из материалов дела следует, что ООО "Гостиница "Беккер" обращалось в суд с административным иском об оспаривании решения окружного Совета депутатов МО "Янтарный городской округ" от 4 апреля 2018 года N 20 в части применения коэффициента в размере 3, 6%, установленного в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занимаемых нестационарными торговыми объектами, но в удовлетворении данных требований административного истца было отказано.
Вступившим в законную силу решением Калининградского областного суда от 3 августа 2020 года, имеющим преюдициального значение для данного дела, установлено, что коэффициент 3, 6%, предназначенный для целей исчисления арендной платы в отношении земельных участков, расположенных в границах МО "Янтарный городской округ", на которых расположены объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания, занимаемых НТО, отвечает принципу экономической обоснованности и применен для расчета базовой ставки в целях определения размера платы за размещение НТО.
Утверждение административного истца о том, коэффициент 3, 6%, установленный решением окружного Совета депутатов МО "Янтарный городской округ" от 4 апреля 2018 года N 20, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не может применяться в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, не служит поводом к отмене принятого решения, поскольку форма собственности на землю, на которых расположены НТО, исходя из методики расчета платы за размещение НТО и порядка определения размера арендной платы за земельные участки, на которых расположены НТО, не влияет на размер такой платы.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что представительный орган муниципального образования "Янтарный городской округ", установив формулу исчисления базовой ставки для расчета платы за размещение на территории данного муниципального образования НТО, не вышел за пределы компетенции и не разрешилвопрос, относящийся к компетенции органов государственной власти и иных органов, установилэкономически обоснованный расчетный коэффициент для вида разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для расчета платы за размещение НТО.
Довод апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия собственника на территории Калининградской области в отношении земель, принадлежащих Российской Федерации и Калининградской области, является необоснованным, поскольку административным истцом оспариваются положения муниципального правового акта, установившего методику определения размера платы за размещение НТО и базовую ставку для расчета платы за размещение НТО, а не вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной (федеральной) собственности.
Довод административного истца о том, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему НТО, является федеральной собственностью и передан в аренду акционерного общества "Калининградский янтарный комбинат", не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативного правового акта, поскольку вопросы правомерности размещения НТО на указанном земельном участке и взимания платы за пользование земельным участком не относятся к предмету данного судебного разбирательства.
Судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении административного дела нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить поводом для отмены данного решения суда, поскольку основаны на неверном истолковании норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Обжалуемое решение Калининградского областного суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининградского областного суда от 9 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гостиница "Беккер" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.