Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бугакова О.А, судей Ефремовой О.Н. и Селиверстовой И.В, при секретаре Жанабергеновой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-260/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" о признании недействующим приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18 декабря 2019 года N 337-во "Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (городской округ г. Переславль-Залесский) на 2020 год", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" на решение Ярославского областного суда от 25 марта 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, пояснения представителей ООО "Прогресс" Савушкина Ю.П. и Чекалова Д.В, возражения представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Перфирьевой Н.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
18 декабря 2019 года Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее также - Департамент, орган регулирования) принят приказ N 337-во, которым на 2020 год установлены тарифы на транспортировку сточных вод для общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ООО "Прогресс", Общество, регулируемая организация) (городской округ г. Переславль-Залесский) с разбивкой на календарные периоды.
Данный приказ зарегистрирован в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области 19 декабря 2019 года за номером 07-9760, опубликован в издании "Документ-Регион" N 110-а от 20 декабря 2019 года.
ООО "Прогресс" обратилось в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного приказа как не соответствующего постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", поскольку органом регулирования необоснованно при расчете тарифов применен метод аналогов.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что в 2017 году при установлении ООО "Прогресс" тарифа на транспортировку сточных вод орган регулирования применил метод экономически обоснованных расходов (затрат). Вместе с тем, в оспариваемом приказе административным ответчиком тариф на 2020 год определен методом сравнения аналогов, что, по мнению административного истца, является необоснованным, поскольку деятельность ООО "Прогресс" по транспортировке сточных вод в зоне деятельности гарантирующей организации г. Переславль-Залесский - МУП "Комплекс" не осуществляется. Канализационные сети по тем адресам, которые находятся в аренде ООО "Прогресс", на балансе МУП "Комплекс" не значатся. Примененный органом регулирования при расчете тарифа метод влечет существенные убытки для организации.
Решением Ярославского областного суда от 25 марта 2021 года в удовлетворении требований административного истца отказано.
ООО "Прогресс" не согласилось с решением суда, полагая его принятым с неверным применением норм материального права, представило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, требования административного истца удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что при установлении тарифов не имелось оснований для применения метода аналогов в соответствии с пунктами 53 и 54 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования), экспертное заключение органа регулирования не содержит выводов о невозможности применения предложенного Обществом метода регулирования тарифов - метода экономически обоснованных расходов. Ссылка на небольшую протяженность водопроводных сетей ООО "Прогресс" (1, 929 км, то есть менее 10 км) не свидетельствует об обоснованности выбранного метода регулирования тарифов, поскольку протяженность водопроводных сетей не является первичным и единственным критерием, определяющим выбор метода регулирования.
Как полагает апеллянт, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации 4 июля 2019 года N 855 изменения, в результате чего Основы ценообразования дополнены пунктом 37(1), допускают применение метода аналогов для организаций, в отношении которых в предыдущие периоды не осуществлялось государственное регулирование тарифов, в силу пунктов 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации 4 июля 2019 года N 855 эти нормы применяются к отношениям в данной сфере на 2020 год и последующие периоды. Из совокупного анализа пунктов 3-5 постановления Правительства Российской Федерации 4 июля 2019 года N 855 и пункта 33 Основ ценообразования следует, что с 1 января 2020 года ранее утвержденные тарифы в отношении организаций, указанных в пункте 53 Основ ценообразования, могут быть пересмотрены и установлены методом сравнения аналогов только в случае поступления от таких организаций в орган регулирования не позднее 1 ноября 2019 года соответствующих предложений.
Поскольку от ООО "Прогресс" такое предложение не поступало, постольку у органа регулирования не имелось оснований для пересмотра ранее утвержденного долгосрочного тарифа с применением метода аналогов.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав пояснения сторон, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В сфере водоотведения государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (далее также - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
Регулированию подлежат тарифы на транспортировку сточных вод (часть 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Установление тарифов в сфере водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области является Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, действующий на основании Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20 декабря 2016 года N 1315-п.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования и по данным обстоятельствам решение суда лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
ООО "Прогресс" осуществляет регулируемую деятельность по транспортировке сточных вод на территории городского округа г. Переславль-Залесский, эксплуатирует отдельные объекты централизованной системы водоотведения (протяженностью 1, 929 км) в зоне деятельности гарантирующей организации МУП "Комплекс", с которым ООО "Прогресс" заключен договор на перекачку сточных вод от 1 октября 2018 года.
В регулирующий орган с предложением об установлении тарифов на услуги по транспортировке сточных вод на 2020 год ООО "Прогресс" не обратилось, в связи с чем Департамент установление тарифов произвел без открытия тарифного дела.
Орган регулирования установилтарифы Обществу на 2020 год с применением метода аналогов в соответствии со статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункта 53 Основ ценообразования.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного истца, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и законных интересов ООО "Прогресс" не нарушает.
Как установилсуд, у органа регулирования на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2019 года N 855 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406" имелись правовые основания для корректировки тарифа на транспортировку сточных вод в отношении ООО "Прогресс" на 2020 год с использованием метода сравнения аналогов, а оспариваемый заявителем тариф установлен в соответствии с пунктом 35 Методических указаний, расчеты подтверждены экспертным заключением.
Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не усматривает, полагает, что у тарифного органа при установлении тарифов для ООО "Прогресс" имелись основания для применения метода сравнения аналогов в соответствии с пунктами 53 и 54 Основ ценообразования.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении: методом экономически обоснованных расходов (затрат), методом индексации, методом доходности инвестированного капитала, методом сравнения аналогов.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Пунктом 37(1) Основ ценообразования установлено, что при установлении тарифов на транспортировку сточных вод метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в отношении регулируемой организации в случаях, указанных в пункте 37 настоящего документа, если протяженность сетей холодного водоснабжения (водоотведения), эксплуатируемых этой регулируемой организацией, превышает 10 километров в централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения) или такая организация является гарантирующей организацией.
При этом, в силу положений пункта 53 Основ ценообразования метод сравнения аналогов применяется при установлении тарифов на транспортировку сточных вод в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей холодного водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованных системах холодного водоснабжения и водоотведения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории городского округа г. Переславля-Залесского функционирует единая централизованная система водоотведения, посредством которой обеспечивается прием, транспортировка, очистка и отведение очищенных сточных вод в водный объект. Гарантирующей организацией для централизованных систем водоотведения на территории городского округа г. Переславля-Залесского является МУП "Комплекс".
ООО "Прогресс" не является гарантирующей организацией, осуществляет свою деятельность в зоне деятельности гарантирующей организации, протяженность принадлежащих ей канализационных сетей не превышает 10 км, в связи с чем, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о правомерности выбора административным ответчиком метода сравнения аналогов для установления тарифов.
Доводы апеллянта о том, что в отношении ООО "Прогресс" ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов, в связи с чем были установлены тарифы транспортировку сточных вод на долгосрочный период регулирования и с заявлением о пересмотре ранее установленных тарифов в срок до 1 ноября 2019 года Общество не обращалось, судебной коллегией отклоняются, так как не свидетельствуют о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта иным актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
В силу пункта 13 указанных Правил открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 15 Правил регулирования тарифов и пункту 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 года N 1154-э, в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
Учитывая, что заявление на установление тарифа на транспортировку сточных вод на 2020 год от ООО "Прогресс" не поступало, орган регулирования в соответствии с пунктом 15 Правил регулирования тарифов открыл дело по установлению тарифов по своей инициативе с применением метода сравнения аналогов. При этом положения пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2019 года N 855 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406" предусматривают установление с 1 января 2020 года в отношении регулируемых организаций тарифов на транспортировку сточных вод одновременно с прекращением действия ранее установленных тарифов на транспортировку сточных вод в отношении этих регулируемых организаций.
Департамент при принятии 18 декабря 2019 года Приказа N 337-во установилтарифы на транспортировку сточных вод с 1 января 2020 года сроком на 1 год и признал утратившими силу с 1 января 2020 года изданные ранее приказы, которыми были установлены для Общества тарифы на транспортировку сточных вод на долгосрочный период 2018 - 2020 годов (приказ от 8 декабря 2017 года N 142-во) и внесены изменения в приказ от 8 декабря 2017 года N 142-во (приказ от 21 ноября 2018 года N 118-ви).
Изложенное обоснованно позволило суду первой инстанции прийти к выводу, что требования Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2019 года N 855 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406" при принятии оспариваемого приказа органом регулирования не нарушены.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Таким образом, обжалуемое решение является законным, обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ярославского областного суда от 25 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.