Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е. В, судей Васильевой Т. И, Кольцюка В. М, при секретаре Борковской А. Б, с участием прокурора Смирновой М. А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-958/2021 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Веротекс - нетканые материалы" на решение Московского городского суда от 2 марта 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Веротекс - нетканые материалы" о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, объяснения представителей административного истца ФИО14 М. А, административного ответчика ФИО16 Л. А, заключение прокурора ФИО17 М. В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N700-ПП, постановление N700-ПП), которое 28 ноября 2014 года размещено на официальном сайте Правительства Москвы http://www/mos.ru и 2 декабря 2014 года опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП, вступившего в силу с 1 января 2017 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2017 года (далее Перечень на 2017 год). Под пунктом "данные изъяты" приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в Перечень на 2017 год включено нежилое здание с кадастровым номером N. Нормативный правовой акт 29 ноября 2016 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www/mos.ru, 30 декабря 2016 года опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N72.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N911-ПП, вступившего в силу с 1 января 2018 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2018 года (далее Перечень на 2018 год). Под пунктом "данные изъяты" приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в Перечень на 2018 год включено нежилое здание с кадастровым номером N. Нормативный правовой акт 29 ноября 2017 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www/mos.ru, 14 декабря 2017 года опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N69.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N1425-ПП вступившего в силу с 1 января 2019 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2019 года (далее Перечень на 2019 год). Под пунктом "данные изъяты" приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в Перечень на 2019 год включено нежилое здание с кадастровым номером N. Нормативный правовой акт 29 ноября 2018 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www/mos.ru, 13 декабря 2018 года опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N69.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2020 года (далее Перечень на 2020 год). Под пунктом "данные изъяты" приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в Перечень на 2020 год включено нежилое здание с кадастровым номером N. Нормативный правовой акт 27 ноября 2019 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www/mos.ru, 10 декабря 2019 года опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N68.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N2044-ПП, вступившего в силу 1 января 2021 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2021 года (далее Перечень на 2021 год). В Перечень на 2021 год под пунктом "данные изъяты" включено нежилое здание с кадастровым номером N. Постановление 25 ноября 2020 года опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www/mos.ru, 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N68.
Общество с ограниченной ответственностью "Веротекс - нетканые материалы" (далее ООО "Веротекс - нетканые материалы") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N, расположенное в нежилом здании общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес".
Однако спорный объект не обладает признаками объектов налогообложения в соответствии со статьей 1.1. Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций) и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение объекта в Перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2017 - 2021 годы по мнению административного истца, является неправомерным, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 2 марта 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ООО "Веротекс - нетканые материалы" отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности ФИО14 М. А. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что в соответствии с Заключением судебной строительно-технической экспертизы, выполненным "данные изъяты" в рамках рассмотрения Бутырским районным судом города Москвы дела N2-317/17 о признании Объекта самовольной постройкой, объект (с кадастровым номером N) является не отдельно стоящим зданием, а встроенно-пристроенным помещением к многоквартирному жилому дому, в связи с чем, не может быть отнесен к числу объектов, налоговая база которых определяется как их кадастровая стоимость на основании подпунктов 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций". Вопреки выводу суда первой инстанции, тот факт, что здание учтено в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) как отдельно стоящее здание, не является основанием для отказа в заявленных требованиях. Административный истец не является собственником всего Объекта, а лишь помещений в нем, следовательно, лишен возможности подать заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРН и может основываться только на вышеуказанном заключении экспертизы.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором и административным ответчиком представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Участвующие в деле лица о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно, надлежащим образом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО14 М. А. просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы ФИО16 Л. А. просила оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО17 М. В. заключением полагала, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, решение суда подлежит отмене в части, с удовлетворением требований в части включения оспариваемого нежилого здания в Перечень на 2017 год.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14 и пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта, а также нормативных правовых актов, внесших в него изменения, уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Постановления подписаны Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, размещены на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
В указанной части решение суда по доводам апелляционной жалобы не оспаривается.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1 и 2).
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
С 1 января 2017 года на территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв.м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведёнными положениями, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), при этом площадь здания не учитывается, и (или) вида фактического использования здания (строения, сооружения), имеющего общую площадь свыше 1 000 кв.м.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N (подтверждается выпиской из ЕГРН от 13 ноября 2020 года N), расположенное в нежилом здании общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N по адресу: "адрес", (подтверждается выпиской из ЕГРН от 23 ноября 2018 года N).
Из материалов дела и объяснений представителя административного ответчика следует, что нежилое здание с кадастровым номером N включено в Перечни на 2017 - 2021 годы исходя из вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором оно расположено, и его вида фактического использования.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 12 февраля 2021 года N земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования "эксплуатация помещений магазина по продаже товаров смешанного ассортимента".
Согласно пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N437 таким органом является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Согласно классификации, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" виды разрешенного использования, указанные для налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, соответствуют видам разрешенного использования: 1.2.5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания"; 1.2.7 "земельные участки, предназначенные для офисных зданий делового и коммерческого назначения".
В силу приведенных норм вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "эксплуатация помещений магазина по продаже смешенного товара" обоснованно признан судом первой инстанции действительным и предусматривающим размещение на участке торговых объектов, в связи с чем, вывод суда о наличии оснований для включения расположенного на нем здания с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни, как отвечающего критериям, закрепленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с критической оценкой судом первой инстанции представленного административным истцом Акта фактического обследования здания от 8 октября 2014 года N, согласно которому здание фактически используется для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания. Суд первой инстанции обоснованно признал его недостоверным доказательством, поскольку в нарушение пунктов 3.4 - 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП, Акт составлен без обследования здания, в акте не приведены конкретные номера помещений, этаж их расположения относительно экспликации к поэтажному плану здания в целях их идентификации и определения фактической площади помещений, занятых под объекты торговли и бытового обслуживания. В основу акта обследования и заключения о фактическом использовании помещений в здании положены выводы инспекторов, сделанные на основании визуального наружного осмотра здания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное здание является не является самостоятельным объектом, а встроено-пристроенным помещением многоквартирного жилого дома заявлялся административным истцом как основание иска и был известен суду первой инстанции. Судом данные доводы признаны не состоятельными и отклонены, с чем соглашается административная коллегия, поскольку выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждено, что здание является самостоятельным объектом недвижимости, 1987 года постройки, поставлено на кадастровый учет с самостоятельным кадастровым номером и не входит в состав многоквартирного жилого дома.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Между тем, Правительством Москвы не представлено надлежащих доказательств расположения спорного нежилого здания в границах земельного участка с кадастровым номером N на дату включения в Перечень на 2017 год.
Как следует из ответа на запрос судебной коллегии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 14 июля 2021 года N21-4436/21 сведения о расположении нежилого здания с кадастровым номером N на земельном участке с кадастровым номером N внесены в ЕГРН 7 июня 2017 года в рамках верификации сведений и на основании письма Департамента городского имущества города Москвы от 11 мая 2017 года N. В настоящее время связь земельного участка с кадастровым номером N с объектом недвижимости с кадастровым номером N не исключена.
Таким образом, Правительством Москвы относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения спорного объекта в Перечень на 2017 год, не представлено.
При таком положении у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований в части включения нежилого здания с кадастровым номером N в Перечень на 2017 год, следовательно, обжалуемый судебный акт в данной части является незаконным и согласно пункта 2 статьи 309, пункта 2 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Веротекс - нетканые материалы" в части.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, судебная коллегия руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец являлся плательщиком налога на имущество организаций в 2017 году. Оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), и признание отдельных его положений не действующими с момента вынесения настоящего апелляционного определения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Руководствуясь статьями 215, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 2 марта 2021 года отменить в части.
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункт "данные изъяты" приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В остальной части решение Московского городского суда от 2 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Веротекс - нетканые материалы" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.