Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лукашова ФИО7 на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 5 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 10 марта 2021 года по административному делу N 2а-3 752/2020 по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области к Лукашову А.Б. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав Лукашова А.Б, представителя ИФНС России по г. Таганрогу Ростовской области - Ивлеву О.В, судебная коллегия
установила:
ИФНС России по городу Таганрогу Ростовской области обратилось в суд с административным иском к Лукашову А.Б, в котором, с учетом уточнений просила взыскать недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 11 070 рублей, пени в сумме 44 рубля 89 копеек за период с июля 2019 года по 23 июля 2019 года; пени по транспортному налогу в сумме 26 рублей 76 копеек из них: начисленные на недоимку за 2014 год в сумме 25 рублей 68 копеек за период с 1 декабря 2015 года по 14 марта 2016 года, начисленные на недоимку за 2015 год в сумме 0 рублей 72 копейки за период со 2 декабря 2016 года по 4 декабря 2016 года, начисленные на недоимку за 2017 год в сумме 0 рублей 36 копеек за период с 4 декабря 2018 года по 5 декабря 2018 года; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 102 рубля 86 копеек за период с 18 января 2019 года по 1 февраля 2019 года; пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 840 рублей 27 копеек за период с 11 мая 2018 года по 1 февраля 2019 года.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 5 ноября 2020 года административный иск удовлетворен в части. С административного ответчика в пользу инспекции взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 11 070 рублей и пени в сумме 44 рубля 89 копеек за период с 16 июля 2019 года по 23 июля 2019 года; пени по транспортному налогу в сумме 26 рублей 76 копеек, из них: начисленные на недоимку за 2014 год в сумме 25 рублей 68 копеек за период с 1 декабря 2015 года по 14 марта 2016 года; начисленные на недоимку за 2015 год в сумме 0 рублей 72 копейки за период со 2 декабря 2016 года по 4 декабря 2016 года; начисленные на недоимку за 2017 год в сумме 0 рублей 36 копеек за период с 4 декабря 2018 года по 5 декабря 2018 года; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 102 рубля 86 копеек за период с 18 января 2019 года по 1 февраля 2019 года. С Лукашова А.Б. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 449 рублей 78 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 10 марта 2021 года решение от 5 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 6 апреля 2021 года административный ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющее значение для дела, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Определением судьи от 29 апреля 2021 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебное заседание 22 июня 2021 года проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Таганрогским городским судом Ростовской области.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 КАС РФ правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Лукашов А.Б. является плательщиком налога на доходы физических лиц, транспортного налога и страховых взносов.
29 апреля 2019 года налогоплательщиком представлена в ИФНС России по города Таганрогу Ростовской области налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 22 444 рублей.
В установленный законом срок - 15 июля 2019 года Лукашов А.Б. налог на доходы физических лиц в сумме 22 444 рублей не уплатил.
Налоговым органом за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц в общем размере 22 444 рублей были начислены пени за 2018 год в сумме 44 рублей 89 копеек за период с 16 июля 2019 года по 23 июля 2019 года, в связи с чем, Лукашову А.Б. выставлено и направлено почтой требование N 157476 по состоянию на 24 июля 2019 года со сроком исполнения до 1 октября 2019 года. Указанное требование в добровольном порядке административный ответчик не исполнил в полном объеме, недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 11 070 рублей за 2018 год и пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 44 рубля 89 копеек за период с 16 июля 2019 года по 23 июля 2019 года не уплатил.
Также за административным ответчиком числятся пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 2 рублей 76 копеек за 2014, 2015, 2017 годы.
Материалами дела подтверждается, что транспортный налог за 2014 год уплачен 15 марта 2016 года, за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год налоговым органом начислены пени за период с 1 декабря 2015 года по 14 марта 2016 года в сумме 25 рублей 68 копеек.
Транспортный налог за 2015 год уплачен 5 декабря 2016 года, в связи чем, за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год налоговым органом начислены пени в сумме 0 рублей 72 копейки за период со 2 декабря 2016 года по 4 декабря 2016 года.
Транспортный налог за 2017 год уплачен 6 декабря 2018 года, за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год налоговым органом начислены пени в сумме 0 рублей 36 копеек за период со 4 декабря 2018 года по 5 декабря 2018 года.
Материалами дела подтверждается, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ, за 2018 год в сумме 26 545 рублей, фактически, уплачены Лукашовы А.Б. с нарушением установленного срока - 2 декабря 2019 года. Как следует из расчета задолженности, налоговым органом произведено начисление пени за период просрочки с 18 января 2019 года по 1 февраля 2019 года за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 102 рубля 86 копеек.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в связи с неуплатой в установленные сроки пени по транспортному налогу в размере 26 рублей 76 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 102 рубля 86 копеек, налоговым органом Лукашову А.Б. выставлено и направлено почтой требование N 73338 от 24 июня 2019 года со сроком исполнения до 3 сентября 2019 года.
В указанное выше требование N 73338 от 24 июня 2019 года налоговым органом включены также суммы пени за неуплату налога на доходы физических лиц за иные периоды в размере 840 рублей 27 копеек за период с 11 мая 2018 года по 1 февраля 2019 года, пени за неуплату иных налогов и взносов. Общая сумма, указанная в настоящем требовании составляет 1 068 рублей 25 копеек. Требования добровольно не исполнено.
Судебный приказа мирового судьи от 10 апреля 2020 года в отношении Лукашова А.Б. отменен определением мирового судьи от 15 мая 2020 года, в связи с поступившими от возражениями.
В суд с административным исковым заявлением о взыскании пени налоговый орган обратился 6 августа 2020 года.
Установив изложенное, руководствуясь статьями 75, 419, 432 НК РФ, суд первой инстанции, удовлетворяя требования инспекции в части взыскания с Лукашова А.Б. недоимки по НДФЛ за 2018 год и пени, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014, 2015, 2017 годы, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ, за 2018 год, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомления, требования об уплате налога, правильность исчисления размера налога, правильность расчета пени и пришел к выводу об обоснованности указанных требований.
Вместе с тем суд указал, учитывая, что налоговым органом не были представлены доказательства принудительного взыскания с Лукашова А.Б. либо самостоятельной уплаты им суммы задолженности по НДФЛ в размере 15 856 рублей 25 копеек, на которую налоговым органом начислена пеня в размере 840 рублей 27 копеек за период с 11 мая 2018 года по 1 февраля 2019 года не подлежат удовлетворению и требования инспекции о взыскании пени.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
Вместе с тем, опровергая довод административного ответчика о том, что налоговым органом пропущен срока на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, суд апелляционной инстанции указал следующее.
Как следует из материалов административного дела, сумма требований налогового органа превысила 3 000 руб. после выставления требования N 157476 по состоянию на 24 июля 2019 года, со сроком исполнения до 1 октября 2019 года. Из представленного по запросу судебной коллегии административного дела N 2-3-695/2020 по заявлению ИФНС погороду Таганрогу Ростовской области о вынесении судебного приказа в отношении Лукашова А.Б. и представленного инспекцией реестра передачи заявлений о вынесении судебных приказов следует, что с заявлением N 1662, на основании которого вынесен судебный приказ N 2-а-3-695 от 10 апреля 2020 года, налоговый орган обратился к мировому судье Таганрогского судебного района Ростовской области на судебном участке N3 23 марта 2020 года, то есть с соблюдением предусмотренного законом шестимесячного срока.
Отклонены судебной коллегией суда апелляционной инстанции и довод административного ответчика о нарушении налоговым органом порядка и срока предъявления требований о взыскании пени по транспортному налогу за 2014, 2015, 2017 годы и предъявлении их ранее в рамках иных рассмотренных административных дел, ввиду следующего.
Так, как указал суд апелляционной инстанции, материалами дела подтверждается, что Лукашовым А.Б. транспортный налог за 2014 год уплачен 15 марта 2016 года, за 2015 год - 5 декабря 2016 года, а за 2017 год - 6 декабря 2018 года, при этом по настоящему делу налоговым органом взыскиваются пени за неуплату транспортного налога за иные периоды, отличные от периодов начисления пени, ранее взыскиваемых инспекцией в рамках административного дела N 2а-5380/2019, которое приобщено судом первой инстанции к настоящему делу.
Вместе с тем, указав, что административный ответчик не лишен права на обращение с самостоятельными требованиями, суд апелляционной инстанции не согласившись и с ссылкой последнего о непринятии судом первой инстанции его встречного искового заявления о взыскании с ИФНС России по городу Таганрогу Ростовской области излишне уплаченной суммы.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы нашли подробную оценку в судах обеих инстанций, с которой судебная коллегия соглашается.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 5 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 10 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июня 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.