Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Мищенко В.С. по доверенности Орленко (Осетрова) С.В. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 9 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Мищенко В.С. к Правительству Севастополя, Департаменту общественных коммуникаций г. Севастополя, Департаменту здравоохранения г. Севастополя о признании незаконным предоставления недостоверной информации, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Мищенко В.С. обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным иском о признании незаконным предоставление Правительством Севастополя недостоверной информации в графическом виде о количестве случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией по состоянию на 7 октября 2020 года; возложении на административного ответчика обязанности разместить на своем официальном сайте в сети Интернет официальное опровержение недостоверной информации о количестве случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией по состоянию на 7 октября 2020 года.
В обоснование административного искового заявления Мищенко В.С. указала, что в графической форме информации о количестве зарегистрированных случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией за сентябрь-октябрь указано: 1+2+4+8+14+45+217+188+143+13 равно 636. Между тем в пояснении указано, что общее количество случаев заболевания составляет 606. По мнению административного истца, ложность оспариваемых утверждений, опубликованных на сайте Правительства Севастополя, подтверждается тем, что 636 не равно 606.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 ноября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.При этом суд исходил из того, что информация о количестве заболевших не относится к информации, подлежащей размещению в форме открытых данных, состав которой определен перечнями, утвержденными федеральными нормативными актами. Более того, в опубликованных статистических данных могут не учитываться лица, которые еще не выздоровели, зарегистрированные в ином регионе, а также лица, которые отказались от добровольной госпитализации и были по решению суда принудительно госпитализированы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 9 февраля 2021 года решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 мая 2021 года, представитель Мищенко В.С. по доверенности Орленко (Осетров) С.В. ставит вопрос об отмене решений судов обеих инстанций. По его мнению, суды не применили пункт 2 части 1 статьи 4 и пункт 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ). Считает, что суд первой инстанции не применил положения статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), поскольку в решении отсутствует ссылки на доказательства, на которых основаны выводы суда. Выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о том, что информация, достоверность которой оспаривает Мищенко В.С, является статистическими данными.
Определением судьи от 7 июня 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений должностных лиц (статья 46).
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, 7 октября 2020 года на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет по адресу: "адрес" была размещена оперативная сводка по Севастополю на 7 октября, в частности, в виде графического изображения "Карта распространения коронавируса COVID-19 в Севастополе (по районам)". На карте г. Севастополя схематически отображены районы города с проставлением количества заболевших на указанную дату, слева-направо, сверху-вниз, Андреевский - 1, Качинский - 13, Верхнесадовский - 2, Нахимовский - 143 (разделен на Северную сторону - 39 и Южную - 104), Инкерман - 14, Ленинский - 188, Терновский - 4, Гагаринский - 217, Орлиновский - 8, Балаклавский - 45. Также указано, что с марта 2020 года случаев заболевания - 1191, из них 606 за сентябрь и октябрь, 341 находятся в стационарах, 424 - под медицинским наблюдением на дому, 33 человека умерло.
Полагая, что на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет размещена недостоверная информация, Мищенко В.С. обратилась с административным иском в суд.
Пунктом 1 статьи 1 Закона N 8-ФЗ установлено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Согласно пунктам 6, 7.1, 8, 9 статьи 14 Закона N 8-ФЗ перечни информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации утверждаются в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации определяет состав общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и порядок обязательного размещения указанными органами в сети "Интернет" в форме открытых данных такой информации, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.
При утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, указанных в частях 1 - 3, 5 - 7 указанной статьи, определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, за исключением информации, размещаемой в форме открытых данных, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
Периодичность размещения в сети Интернет в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации в форме открытых данных определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 10 и 14 Закона N 8-ФЗ Правительство Российской Федерации утвердило прилагаемые к нему перечень информации о деятельности Правительства Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет и требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Правительства Российской Федерации в сети Интернет, а также перечень информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, размещаемой в сети Интернет.
Постановлением Правительства Севастополя от 25 июня 2020 года N 300-ПП "О порядке организации доступа к информации о деятельности Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя" утверждены: порядок организации доступа к информации о деятельности Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя; перечень и сроки актуализации информации о деятельности Правительства Севастополя, размещаемой в государственной информационной системе "Портал органов государственной власти города Севастополя" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; перечень и сроки актуализации информации о деятельности исполнительных органов государственной власти города Севастополя, размещаемой в государственной информационной системе "Портал органов государственной власти города Севастополя" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет"
Пунктами 4 данных Перечней установлено, что срок актуализации информации о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иная информация, подлежащая доведению Правительством Севастополя до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами города Севастополя - поддерживается в актуальном состоянии обновляется не позднее двух рабочих дней со дня получения соответствующей информации, если законодательством не определен иной срок; поддерживается в актуальном состоянии, обновляется не позднее двух рабочих дней со дня получения соответствующей информации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что приведенные данные в оперативной сводке не подлежат проверке по указанному в административном иске расчету, поскольку приведенный административным истцом расчет не может свидетельствовать о недостоверности сведений. Суд апелляционной инстанции указал, что информация, которую оспаривает Мищенко В.С, не относится к информации в понимании указанных правовых актов, по сути, является ежедневной оперативной сводкой по ситуации зарегистрированных случаев заболевания коронавирусной инфекцией в г. Севастополе, то есть статистическими данными. При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих ложность данных, размещенных на сайте Правительства Севастополя в сети Интернет.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Доводы кассационной жалобы о том, что в решении отсутствует ссылки на доказательства, на которых основаны выводы суда, являются несостоятельными, поскольку выводы суда мотивированы и обоснованы.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что суды не применили пункт 2 части 1 статьи 4 и пункт 1 части 1 статьи 8 Закона N 8-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 4 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что к числу основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления.
Пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 8 Закона N 8-ФЗ).
Вместе с тем данные нормы выводов судов не опровергают, а потому не могут быть приняты в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда апелляционной инстанции, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 9 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мищенко В.С. по доверенности Орленко (Осетрова) С.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 9 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.