Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Луганской А.А, действующей в интересах министерства социального развития и труда Астраханской области, на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 15 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 9 декабря 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Захарова П.В. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Захаров П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа министерства социального развития и труда Астраханской области в присвоении звания "Ветеран труда".
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 15 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Астраханского областного суда от 9 декабря 2020 года, решение комиссии министерства социального развития и труда Астраханской области, оформленное в виде протокола от 3 августа 2020 года N 15, об отказе в присвоении Захарову П.В. звания "Ветеран труда" признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность восстановить нарушенное право истца.
В кассационной жалобе, поданной представителем интересах министерства социального развития и труда Астраханской области по доверенности Луганской А.А, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 13 мая 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 11 июня 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", исходя из необходимости создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда законодатель установилнесколько категорий ветеранов, в том числе категорию "ветеран труда", и определилкритерии отнесения граждан к названной категории.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 года) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Действуя в пределах своих полномочий, законодатель Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ уточнил и дополнил данные критерии, в частности, обусловив возможность присвоения звания "Ветеран труда" награждением ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и одновременно возложив определение порядка учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и награждения указанными знаками отличия на Правительство Российской Федерации (в отношении тех федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет) и на иные федеральные государственные органы и государственные корпорации (подпункт 2 пункта 1 и пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" в редакции указанного Федерального закона).
В условиях введения в действие такого правового регулирования - с учетом необходимости предоставления гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям - установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ критерии присвоения звания "Ветеран труда" начали применяться с 1 июля 2016 года, а за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохранено право на присвоение указанного звания с соблюдением ранее предусматривавшихся требований, с учетом уточнения требований к трудовому (страховому) стажу или выслуге лет, учитываемых в целях пенсионного обеспечения (часть 3 статьи 8 и часть 2 статьи 9).
С учетом изменения правового регулирования, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Устанавливая общие основания присвоения звания "Ветеран труда" и круг лиц, являющихся ветеранами труда, Федеральный закон "О ветеранах" предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7 указанного Федерального закона).
Законодатель Астраханской области определилоснования для присвоения звания "Ветеран труда" в Законе Астраханской области "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", при этом в пункте 1 его статьи 1.1 он фактически воспроизвел положение подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
Как следует из материалов дела, Захаров П.В. награжден от имени Президиума Верховного Совета СССР Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 октября 1980 года медалью "За строительство Байкало-Амурской магистрали".
Указанная медаль отнесена к медалям СССР, выдаваемым за заслуги в решении важнейших народохозяйственных задач СССР (статья 15 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года N 360-Х "Об утверждении общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР").
Согласно статье 1 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года N 360-X, ордена, медали и почетные звания СССР являются государственными наградами СССР.
В соответствии со статьями 5, 26 и 28 Общего положения от 3 июля 1979 года N 360-X для каждой медали СССР утверждается положение, а их вручение производится от имени и по поручению Президиума Верховного Совета СССР, в частности, военнослужащим государственные награды СССР вручаются, как правило, военным командованием в воинских частях.
Медалью "За строительство Байкало-Амурской магистрали" награждались активные участники строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, железнодорожной линии Бам - Тында - Беркакит, второго пути железнодорожной линии Тайшет - Лена, объектов производственной базы и жилищно-гражданского назначения за хорошую работу на строительстве, высококачественное выполнение проектно-изыскательских работ, добросовестный труд на предприятиях, в учреждениях и организациях, обслуживающих непосредственно строительство и строителей (пункт 1 Положения о медали "За строительство Байкало-Амурской магистрали", утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 октября 1976 года N 4590-IX).
Награждение медалью "За строительство Байкало-Амурской магистрали" производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР Президиумом Верховного Совета РСФСР.
Таким образом, медаль "За строительство Байкало-Амурской магистрали" является государственной наградой СССР - медалью СССР.
Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" установлено, что гражданам Российской Федерации, удостоенным государственных наград СССР, предоставляются меры социальной поддержки в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к которым, в частности, относится присвоение звания "Ветеран труда".
Законодатель не ограничил лиц, проходивших срочную службу в Советской Армии, и трудившихся на строительстве Байкало-Амурской магистрали, в праве на награждение медалью "За строительство Байкало-Амурской магистрали", указав в качестве главного критерия активную работу и добросовестный труд на строительстве важного государственного объекта. Возможность награждения указанной медалью также не ограничивалась и продолжительностью занятости в работах на строительстве магистрали. Поощрение медалью "За строительство Байкало-Амурской магистрали" направлено на учет особых трудовых заслуг граждан перед обществом и государством в строительстве объекта, имеющего государственное значение, вне зависимости от срока их выполнения с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Такая государственная награда СССР как медаль СССР сама по себе свидетельствует о том, что награжденный внес существенный вклад и имеет особые трудовые заслуги перед обществом и государством, которые дают ему право на получение от государства особых мер социальной поддержки.
С учетом указанного правового регулирования и установленных обстоятельств дела, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что Захаров П.В. награжден медалью СССР, дающей право на присвоение звания "Ветеран труда", и на момент обращения к административному ответчику имел трудовой стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет, ввиду чего отказ министерства в присвоении звания "Ветеран труда" не основан на законе.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 15 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 9 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.