Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бичуриной Н.А. на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 26 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Бичуриной Н.А. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бичурина Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной в службе государственного строительного надзора Республики Крым 28 декабря 2016 года N РК 14216011429.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 26 января 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной Бичуриной Н.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 21 мая 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 21 июня 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, с 3 апреля 1993 года Бичурин А.И. и Бичурина Н.А. состояли в зарегистрированном браке.
Решением Феодосийского городского суда Автономной Республики Крым от 27 мая 2011 года Бичуриным А.И. и Бичуриной Н.А. признано право собственности за каждым по ? идеальной части незавершённого строительством жилого дома N литера "А", расположенного по адресу: "адрес" и по ? идеальной части земельного участка, площадью 0, 0704 га, на котором строится указанный дом.
В адрес службы государственного строительного надзора Республики Крым 21 декабря 2016 года поступила декларация о готовности к эксплуатации индивидуального жилого дома с хозяйственными зданиями и сооружениями, расположенного по указанному адресу, с приложенными к ней копиями документов, в пункте 1 которой, в качестве заказчика указан Бичурин А.И.
Регистрация спорной декларации о готовности объекта к эксплуатации произведена 28 декабря 2016 года службой государственного строительного надзора Республики Крым в соответствии с Порядком N 2039-6/14, действовавшим в редакции от 24 декабря 2014 года, устанавливавшим на территории Республики Крым процедуру принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов капитального строительства.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, иным вопросам в сфере градостроительства регулируются Законом Республики Крым от 16 января 2015 года N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым".
До 15 января 2020 года в соответствии с положениями Закона Республики Крым от 16 января 2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым", Административного регламента Службы государственного строительного надзора Республики Крым предоставления государственной услуги по принятию в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, утверждённого приказом службы от 17 февраля 2016 года N 21-"П", Порядка от 11 апреля 2014 года N 2039-6/14, декларация о готовности объекта к эксплуатации на территории Республики Крым в переходный период выполняет роль акта ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, а регистрация данной декларации службой означает принятие в эксплуатацию объекта капитального строительства, датой принятия в эксплуатацию объекта является дата регистрации декларации; зарегистрированная декларация является, в том числе, основанием для оформления права собственности на объект недвижимости.
В соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 27 ноября 2019 года N 202-2/19 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Государственного Совета Республики Крым" признано утратившим силу постановление Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2039-6/14 "Об утверждении Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов".
Предметом государственного строительного надзора являлась проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2, 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Служба государственного строительного надзора Республики Крым на период возникновения правоотношений по настоящему административному делу являлась уполномоченным органом по осуществлению государственного строительного надзора на территории Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2040-6/14 (действовавшим до 15 января 2020 года) утверждён Порядок выполнения подготовительных и строительных работ.
В соответствии с пунктом 2 Порядка от 11 апреля 2014 года N 2039-6/14 (также действовавшего до 15 января 2020 года) принятие в эксплуатацию объектов, относящихся к I - III категориям сложности, и объектов, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта, проводится путём регистрации Службой государственного строительного надзора Республики Крым поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Согласно пункту 24 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утверждённого Постановлением Государственного Совета Республики Крым N 2039-6/14 от 11 апреля 2014 года, в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации. Служба вправе отменить регистрацию такой декларации. Служба отменяет регистрацию декларации, в которой выявлены указанные заказчиком недостоверные данные, путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации. Служба отменяет регистрацию декларации также по решению суда об отмене регистрации декларации, вступившего в законную силу. Об отмене регистрации декларации заказчик письменно уведомляется в течение трёх рабочих дней со дня отмены. После устранения причин, явившихся основанием для отмены регистрации декларации, заказчик вправе повторно подать исправленную декларацию в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком.
В силу пункта 16 Порядка от 11 апреля 2014 года N 2039-6/14, пункта 2 главы 2 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2040-6/14 заказчик отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации и прилагаемых документах, в соответствии с законом.
Пунктом 1.2 Административного регламента установлено, что получателями государственной услуги являются физические и юридические лица, окончившие выполнение строительных работ, начатых на основании уведомлений и деклараций о начале выполнения подготовительных и строительных работ, деклараций о начале выполнения строительных работ, разрешений на выполнение строительных работ.
Приложением N 1 к указанному Порядку утверждена форма декларации о готовности объекта к эксплуатации, которая заполняется заказчиком. Указание всех сведений в ней является обязательным.
Действия службы государственного строительного надзора Республики Крым совершены в соответствии с Порядком принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов (в редакции, действовавшей на момент регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации), порядок регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации не нарушен, принятое решение соответствует нормативному правовому акту, регулирующему спорные правоотношения, оснований для отмены регистрации декларации не имеется. Доказательств недостоверности указанных в декларации сведений в суд не представлено.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 26 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.