Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Шелудько В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Ковалевской О.А. по доверенности Мозгового И.Ю, поступившую в суд первой инстанции 10 июня 2021 года, на решение Батайского городского суда Ростовской области от 25 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 12 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Ковалевской О.А. к УФНС России по Ростовской области, МИФНС России N 11 по Ростовской области, МИФНС России N 1 по Ростовской области о признании незаконными актов налогового органа ненормативного характера, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснение представителя административного истца Мозгового И.Ю, представителя МИФНС России N11 по Ростовской области Алатова А.С, представителя МИФНС России N 1 по Ростовской области и УФНС России по Ростовской области Леонтьева А.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ковалевская О.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению ФНС России по Ростовской области, Межрайонной ИФНС России N 11 по Ростовской области, Межрайонной ИФНС России N 1 по Ростовской области об оспаривании действий и решений.
Ковалевская О.А. просила суд признать незаконными налоговые уведомления N от 24 сентября 2019 года и N от 24 сентября 2019 года в части начисления земельного налога за 2018 год по ставке 1, 5%; признать незаконным решения УФНС России по Ростовской области N от 24 апреля 2020 года и N от 28 апреля 2020 года, и обязать произвести начисление земельного налога за 2018 год по ставке 0, 3%.
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 25 января 2021 года административное исковое заявление Ковалевской О.А. оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 12 апреля 2021 года решение Батайского городского суда Ростовской области от 25 января 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Ковалевской О.А. по доверенности Мозговой И.Ю. выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просит состоявшиеся судебные акты отменить и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
На кассационную жалобу поступили возражения от представителей МИФНС России N 11 по Ростовской области и МИФНС России N 1 по Ростовской области, в которых просят оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвовал представитель Ковалевской О.А. по доверенности Мозговой И.Ю, который доводы кассационной жалобы поддержал, просил отменить судебные акты, внести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвовали представитель МИФНС России N11 по Ростовской области Алатов А.С, представитель МИФНС России N 1 по Ростовской области и УФНС России по Ростовской области Леонтьев А.А, которые возражали доводам кассационной жалобы, просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что Ковалевская О.А. обратилась в суд по истечении установленного срока на обжалование решений заместителя руководителя УФНС России по Ростовской области, а заявленные ею основания для восстановления процессуального срока не являются уважительными, а также что налоговым органом правильно применена налоговая ставка 1, 5%.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Положениями пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанно Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Кодекса.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункт 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исчисление земельного налога осуществляется на основании главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
- 0, 3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков.
Право дифференцировать налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка предоставлено положениями пункта 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации представительным органам муниципальных образований.
Из материалов дела усматривается, что с 2014 года Ковалевской О.А. принадлежит доля в праве общей долевой собственности на 190 земельных участков, категория земель - "земли населенных пунктов", назначение - "для индивидуального жилищного строительства", из которых: 2 участка расположены в Мясниковском районе Ростовской области, 32 участка - в Родионово-Несветайском районе Ростовской области, на территории, администрируемой Межрайонной ИФНС России N1 по Ростовской области; 156 участков расположены в Аксайском районе Ростовской области, на территории, администрируемой Межрайонной ИФНС России N11 по Ростовской области.
В адрес Ковалевской О.А. налоговыми органами через сервис "Личный кабинет налогоплательщика" в электронной форме направлены налоговые уведомления N 6815325 от 24 сентября 2019 года и N 88718299 от 24 сентября 2019 года с расчетами земельного налога за 2018 год.
Согласно указанным налоговым уведомлениям земельный налог в отношении 10-ти земельных участков рассчитан по ставке 0, 3%, а в отношении 180-ти земельных участков (25 - в Родионово-Несветайском районе Ростовской области, 155 - в Аксайском районе Ростовской области) - по ставке 1, 5%.
Не согласившись с примененными налоговыми ставками 1, 5% в отношении 180-ти земельных участков при исчислении земельного налога за 2018 года законный представитель Ковалевской О.А. - Ковалевской Н.Б. оспорила действия Межрайонной ИФНС России N 1 по Ростовской области и Межрайонной ИФНС России N 11 по Ростовской области в Управление ФНС России по Ростовской области.
Решением заместителя руководителя Управления ФНС по Ростовской области N 15-20/1312 от 24 апреля 2020 года в удовлетворении жалобы Ковалевской О.А. на действия Межрайонной ИФНС России N 11 по Ростовской области отказано.
Решением заместителя руководителя Управления ФНС по Ростовской области N 15-20/1342 от 28 апреля 2020 года в удовлетворении жалобы Ковалевской О.А. на действия Межрайонной ИФНС России N 1 по Ростовской области также отказано.
Согласно акту обследования Межрайонной ИФНС России N 1 по Ростовской области N 05-43/4 от 16 января 2020 года, на указанных земельных участках жилая застройка не осуществлялась, отсутствует разметка границ земельных участков. На данной территории расположен парк отдыха "Famaly park", на территории которого расположены беседки, лавочки, горки, спортивные площадки. На территории парка имеется пропускной пункт. Со слов охранника, данные земельные участки продаются. На доске объявлений размещено объявление о продаже земельных участков.
В соответствии с ответом администрации Родионово-Несветайского района N 05913 от 12.04.2020 года разрешения на строительство, уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке административному истцу не выдавалось.
Также на территории, администрируемой Межрайонной ИФНС России N 11 по Ростовской области, 73 спорных земельных участка имеют вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства", 82 земельных участка - "земельные участки (территории) общего пользования", "земельные участки общего пользования, инженерные сети и сооружения", 1 участок - "для сельскохозяйственного производства".
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса; вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение данного законоположения Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Классификатор). При этом, в силу пункта 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171- ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатором видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно указанному Классификатору, вид разрешенного использования земельного участка с кодом 2.1 "для индивидуального жилищного строительства", предполагает размещение на земельном участке жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
С учетом значительного количества земельных участков, являющихся объектом налогообложения, отсутствия доказательств использования спорных земельных участков для личных нужд Ковалевской О.А. с целью индивидуального жилищного строительства, а также отсутствия работ по возделыванию земельных участков и выращивания сельскохозяйственных культур в личных целях, судебная коллегия приходит к выводу о невозможности применения при расчете суммы земельного налога в отношении спорных земельных участков пониженной ставки земельного налога в размере 0, 3%.
Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что пониженные налоговые ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в личных целях, применение указанной ставки в отношении земельных участков, приобретенных с целью извлечения прибыли, недопустимо (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101, от 15.01.2018 N 305-КГ17-20424, от 20.06.2018 N 301-КГ18-7425).
Совокупность, представленных по делу доказательств, свидетельствует о том, что Ковалевская О.А. фактически не используются земельные участки в целях удовлетворения личных потребностей для индивидуального жилищного строительства.
Доказательств того, что земельные участки приобретались для удовлетворения личных потребностей при ведении индивидуального жилищного строительства, налогоплательщиком не представлено, в связи с чем оснований для применения налоговой ставки равной 0, 3%, которая, по своей сути, является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования земель в целях удовлетворения личных потребностей по их прямому назначению, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе в восстановлении процессуального срока на обращение в суд с административным исковым заявление ввиду возникновение сложности в организационном оформлении доверенности судебная коллегия полагает, несостоятельным.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Батайского городского суда Ростовской области от 25 января 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 11 августа 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Э.К. Мальманова
В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.